«Ты и я» Бернардо Бертоллучи

Кино-Театр.РУ

Арт-хаус в кино

«Ты и я» Бернардо Бертоллучи

Через 9 лет после приторных “Мечтателей” 72-х летний Бертоллучи снял третью часть своеобразной трилогии о нежном возрасте, впервые за долгое время на итальянском языке. Она оказалась самой камерной, легкой и поэтому живой.

«Ты и я» Бернардо Бертоллучи

Лоренцо, 14-летний подросток-социофоб с прыщавым лицом, которого сыграл непрофессиональный актер Якопо Ольмо Антинори, взят как будто из неснятого фильма Пазолини. Общению со сверстниками он предпочитает бесцельные шатания под музыку Cure и даже прической напоминает Роберта Смита. В последний момент, передумав ехать с классом на горнолыжный курорт, он покупает муравьиную ферму и провианта на неделю, чтобы провести время в одиночестве в подвале родительского дома. Внезапно в этот самодостаточный закрытый мир врывается живущая отдельной, параллельной жизнью сводная сестра (молодой фотограф Теа Фалько, еще одна удачная находка режиссера) со всей своей непредсказуемостью и героиновым шиком. Конечно, сначала парень устраивает истерику и пытается во что бы то ни стало от нее избавиться, но когда у нее начинается ломка, под панцирем этого молодого нарцисса зарождаются незнакомые ему до этого чувства.

«Ты и я» Бернардо Бертоллучи

Чем старше Бертоллучи, тем моложе его герои, однако он не страдает комплексом Ларри Кларка, крепко паразитирующего на пубертате. В отличие от «Мечтателей» здесь не эксплуатируются инцестуальные мотивы, и даже нет любовной истории, но подспудный эротизм пронизывает весь фильм. Бертоллучи вообще в этот раз урезает арсенал режиссерских приемов, убрав лишний формализм, так раздражавший в предыдущем фильме. Осталось не так много: зачарованное наблюдение за проявлениями молодости, детализированными и укрупненными (так же сквозь лупу Лоренцо изучает жизнь муравьев), немного выспренные, как всегда у него, разговоры, неуклюжий танец под итальянскую версию песни Дэвида Боуи и, конечно, маскарад из того, что осталось от исчезнувшей аристократии.

«Ты и я» Бернардо Бертоллучи

С одной стороны, картина из-за этих ограничений становится несколько безликой, и создается впечатление, как будто ее мог снять любой другой режиссер (по правде говоря, этот итальянец всегда грешил бесшовным компиляторством чужих авторских находок, на котором его обычно очень сложно поймать), с другой, в ней есть самое главное – точная фиксация жизненных токов. Хотя закрытость Лоренцо настойчиво рифмуется в фильме с мечущимся в клетке броненосцем, преодолеть границы эго и открыться миру можно, правда, для этого придется пройти через мучительную ломку. Молодость здесь не самоценный предмет повествования, а лишь возможность передать трансформацию героев во всех ее неуловимых нюансах. Взрослые в «Ты и я» показаны скорее закостеневшими заложниками собственных представлений, но тем не менее это не диагноз: например, прикованная к больничной койке бабушка здесь жива и чувствительна. Сталкер в одноименном фильме Тарковского возвещал главную идею бергсоновской “Творческой эволюции”: "Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает". Глухих стен на самом деле нет, через них можно пройти, и Бертоллучи своим примером нам это доказывает.

«Ты и я» Бернардо Бертоллучи в прокате с 21 февраля.

Ссылки по теме:

Бернардо Бертолуччи: «Я делаю фильмы о глубоко волнующих меня вещах»

13 фильмов февраля. Выбор редакции kino-teatr.ru

«Другое кино» в Каннах


Обсуждение

фотографии

анонс