Игорь Смысловский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Игорь Смысловский фотографии
автор фото: из архива В.Смысловского

Смысловский Игорь Алексеевич

12.09.1905 - 30.08.2000

Фильмография: 5 работ в 5 проектах

биография

(30 августа) 12 сентября 1905 - 30 августа 2000

Заслуженный артист РСФСР (1954).
Народный артист РСФСР (1969).

Родился в Москве в дворянской семье.
В 1928 году окончил Театральный техникум им. Луначарского (ЦЕТЕТИС).
Работал с 1928 года - Театр Чтеца, Молодой театр /передвижной/, театр "Затейник", Историко-революционный театр /одновременно работал в механической лаборатории завода "Серп и Молот"/.
Был актером Камерного театра (1931-1938), театра Комедии в Ленинграде (1938-1945). Затем несколько десятилетий служил в Московском драматическом театре им. Гоголя.

Похоронен на Востряковском кладбище.

призы и награды

Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (6.01.1976).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Он играл с Алисой Коонен
  • Народному артисту России Игорю Алексеевичу СМЫСЛОВСКОМУ

    недавно исполнилось 93 года. Он помнит Николая II, проезжавшего

    по Тверской в год празднования 300-летия дома Романовых,

    революцию, войны, ленинградскую блокаду и, само собой, - многое

    из истории великого русского театра...

    Старики уходят, с ними уходит эпоха. Перешагиваю порог этой

    квартиры - и сердце сжимается от печали: небогато, пусто, тихо.

    Игорь Алексеевич живет один. Сын в Петербурге ("недавно приезжал

    проведать"), любимая жена умерла около 20 лет назад. Спрашиваю о

    друзьях, коллегах: "Почти никого не осталось, померли". Это

    "померли" звучит обыденно-фатально. Смотрю на фотографии с

    улыбающимися, счастливыми лицами в альбоме Игоря Алексеевича - и

    вдруг думаю, что живым-то остался, кажется, из всех он один...

    - О чем вам рассказать? - спрашивает Игорь Алексеевич и

    смотрит куда-то мимо, как будто в глубину времени - он почти

    слеп.

    Я прошу рассказать о персонажах рисунков и фотографий на

    стенах.

    - Там вон - дед, генерал от инфантерии Малахов Николай

    Николаевич. Это - мать, Малахова Елена Николаевна, потомственная

    дворянка. Это - отец, капитан артиллерийских войск (о его судьбе

    в одной из своих книг писал Александр Солженицын)...

    Портрет девушки с огромными, прекрасными карими глазами -

    актрисы Ольги Люботович ("Марочка моя") - произведение самого

    Смысловского. Графикой он стал заниматься гораздо раньше, чем

    пришел в театр. Учился в студии знаменитого художника-графика

    Дмитрия Кордовского. Подавал надежды. Однажды, говорит, его

    работы забрали на какую-то из выставок, и все они пропали,

    остался лишь портрет Марочки. Вот фотография светлоглазого

    молодого человека - Михаила Александровича Чехова, гениального

    актера.

    - Он был моим Богом, моим кумиром. Я видел его во всех ролях,

    и он каждый раз потрясал меня. Публика, кажется, обмирала, когда

    на сцене появлялся Михаил Чехов. На первых порах я иногда

    подумывал, а не гипнотизер ли он? И не пользуется ли этим даром

    для "захвата" зрительного зала? Но постепенно я начал понимать,

    что вот это и есть великое искусство актера, обладающего

    феноменальной заразительностью, техникой и талантом. Я стал

    задавать себе вопрос: "Как он это делает?.." Так начались мои

    творческие поиски в театре. Постепенно передо мной открывалась

    актерская индивидуальность Чехова, секреты его мастерства. На

    первых порах я даже подражал ему. И понадобилось немало лет,

    чтобы прийти к своему пониманию театрального искусства.

    Однажды я даже написал Чехову письмо: хочу, мол, работать у

    вас в театре. Он ответил мне, что, к сожалению, не может

    повидаться со мной, так как уезжает, и порекомендовал обратиться

    к Берсеневу. Только потом я узнал, что он уехал навсегда. Без

    Чехова МХАТ-2 утратил свою уникальность, но тем не менее, когда

    его закрыли, все очень сожалели.

    До сих пор помню вечер 1 марта 1936 года. В зрительном зале

    негде было яблоку упасть. Люди стояли в проходах. По сути, это

    были похороны лучшего русского театра. В зале плакали. Только

    один раз занавес открылся на поклон, и мы увидели потрясенные

    лица актеров.

    Смысловский рад, что родился рано: успел увидеть многое и

    многих. Учился он в Московском театральном техникуме имени

    Луначарского, после его закрытия Игоря Алексеевича взяли было в

    ГИТИС, но он не смог учиться на дневном, так как надо было

    работать, кормить себя и семью. Пошел на актерскую биржу труда.

    Играл в "разовых" спектаклях. Потом служил в

    Историко-революционном театре, "разрушенном" впоследствии одним

    росчерком пера. А затем Смысловского пригласили в Московский

    Камерный театр Александра Таирова.

    - Украшением его труппы была несравненная Алиса Коонен,

    актриса с редким трагическим дарованием. Не удивительно, что

    такой большой художник, как Таиров, посвятил ей свою жизнь. Все

    его мысли и устремления были направлены на выявление дарования

    этой актрисы. Алиса Коонен восхищала зрителей своим талантом, но

    играть с ней было непросто, слишком много требовала от партнеров.

    Сама же работала над ролью, я бы сказал, ювелирно, всегда

    оттачивала каждый жест, мизансцену, паузу. Я благодарен судьбе,

    что оказался ее партнером в "Египетских ночах"...

    Спектакль уже шел на выпуск, через несколько дней должна была

    состояться премьера, но внезапно заболел актер Маныкин, у

    которого была сцена с Коонен, где гонец из Рима является к царице

    Клеопатре с известием от Марка Антония. И вот эту роль Таиров

    поручил сыграть мне. Наступает день репетиции, я с листками в

    руках, пытаясь соблюсти все мизансцены, читаю свои реплики. Вдруг

    Алиса Георгиевна останавливает действие и говорит, что в таком-то

    месте должна быть пауза, которую я не выдержал. На это Таиров

    замечает: "Игорь только что получил роль и не знает этого". Но

    чуть позже она опять не выдерживает и кричит, что я опять "сделал

    не то". Теперь уже взрывается Таиров: "Алиса, прекрати! Ты же

    видишь, что у Игоря тетрадка в руках! Надо не капризничать, а

    помогать ему!.." До этого в театре еще никто не слышал, чтобы

    Таиров кричал на Алису Георгиевну. Она разрыдалась и ушла со

    сцены. Таиров извинился передо мной, похлопал меня по плечу и

    сказал: "Ничего, ничего, все будет хорошо".

    На следующую репетицию я явился с полным знанием текста. Все

    прошло нормально, и Алиса Георгиевна обращалась со мной даже

    ласково. Теперь мои дни и ночи были посвящены работе над гонцом

    из Рима. На реплику: "Гонец из Рима!" - я выскакивал на сцену, а

    затем бросался к Клеопатре, целовал ее ногу в подъеме и

    возвращался на прежнее место. Когда я задерживал свой поцелуй на

    ее ноге, Алиса Георгиевна вела себя очень страстно, будто на моем

    месте был сам Марк Антоний. Как-то случилось, что я заболел

    воспалением легких, Алиса Георгиевна заявила, что без меня играть

    не будет.

    Пришлось прийти на спектакль с высокой температурой...

    В комнате у Смысловского на стене висит рисунок Николая

    Павловича Акимова, бывшего главного режиссера Ленинградского

    театра комедии. В гости к Игорю Алексеевичу его привела Елена

    Юнгер, жена Николая Павловича.

    - Придя ко мне, он обратил внимание на портрет Марочки и

    сказал, что актер, который может так рисовать, должен быть

    хорошим артистом. И пригласил меня в свой театр. Это случилось в

    июне 1938 года. Николай Павлович Акимов был для меня воплощением

    человеческого совершенства. Многое в моей жизни связано с ним.

    Помню, как-то ближе к ночи позвонил мне Николай Павлович с

    просьбой немедленно встретиться. Я тут же отправился к нему на

    Большую Посадскую, где он проживал тогда. "У меня к вам просьба,

    Игорь Алексеевич, - с только ему присущей улыбкой сказал Акимов.

    - Необходимо доказать, что Станиславский был прав, утверждая, что

    нет плохих ролей".

    Оказывается, артист Шмойлов был очень оскорблен тем, что ему

    поручили роль разносчика фруктов в спектакле "Валенсианская

    вдова" Лопе де Вега, и отказался играть. Дело еще заключалось и в

    том, что у автора этого персонажа не было, Акимов сам придумал

    его - человека, торгующего апельсинами. Я, конечно, согласился

    играть эту небольшую роль и с увлечением начал работать. В

    результате мы с Акимовым еще раз доказали, что "нет маленьких

    ролей в театре".

    С февраля 1945 года, после того, как перенес всю ленинградскую

    блокаду, Смысловский пришел в труппу Московского театра

    транспорта - ныне Театр имени Н.В.Гоголя. Более 200 ролей сыграл

    Игорь Алексеевич за свою жизнь, и ему есть что вспомнить.

    - Я зайду еще? - спрашиваю на прощание.

    - Приходите, пока жив. Да хранит вас Господь, - говорит Игорь

    Алексеевич и, провожая, крестит меня своей слабой, доброй рукой.

    НАТАЛЬЯ БОНДАРЕНКО

    25.02.1999, Труд

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение