Замки на песке (1967)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Замки на песке кадры из фильма

Замки на песке

1967

Рейтинг:
ваш голос будет первым

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

СССР
Киргизфильм
сентябрь 1968
притча

Поэтический мир десятилетнего Канатбека, строящего песочные замки, сталкивается с прозой мира реального.

Награда “Золотой дракон Вавеля”, V Международный фестиваль в Кракове, 1968;
Премия за лучший короткометражный фильм на кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана;
Главный приз “Золотая статуэтка” на Международном фестивале детских фильмов в Тегеране;
Первый приз на Международном фестивале короткометражных фильмов в Тампере;
Приз ЦК ВЛКСМ за лучший детский фильм;
Приз Всемирной федерации журналистов

последнее обновление информации: 04.09.14

критика

«Спутник кинозрителя», сентябрь 1968 года

На песчаном берегу Иссык-Куля у самой воды, где песок плотный и влажный, мальчик выстроил из этого мокроватого песка замки с широким основанием и винтообразными узкими шпилями. Замки высокие, по колено мальчику, и очень красивые. По берегу едет на велосипеде человек. На его спине — большая надувная лодка, к велосипеду прочно пристроены длинные удочки. Человек на пляже. Он деловито торопится на рыбалку и наезжает на замки, не взглянув на мальчика. С этой минуты зритель «документального киноочерка» становится горячим соучастником десятилетнего зодчего. И когда мальчик начинает с самого начала возводить новую постройку, мы благодарны за то, что так подробно и неторопливо показан весь процесс его работы. Во-первых, он не покорился, не пал духом, во-вторых, наслаждение смотреть, как ювелирно тонко работают маленькие руки, осторожно (песок ведь!) возводя башни, выравнивая щепочкой стены, выдалбливая бойницы. По колени в воде, сосредоточенно, вдохновенно. Песчаный город готов. Набегает волна и разрушает город. Вторая смывает уцелевшие части. Милая, веселая девчушка ногой разрушает последние остатки руин. И мальчик так гневно и мужественно говорит ей что-то, что мы не слышим за шумом волн. Новый замок разрушает тот же рыбак на велосипеде. После этого мальчик строит что-то, поначалу непонятное нам. Вырыл яму, переплетает в ней гибкие прутья. Это ловушка для велосипедиста. И когда рыбак попадает в ловушку и пружинящие ветви отбрасывают его с велосипедом и грузом в море — счастлив мальчик и не менее счастлив зрительный зал. Нельзя безнаказанно топтать вдохновенный бескорыстный труд, нельзя не замечать красоту, нельзя не уважать призвание созидать. Но есть и иные враги у бескорыстного художника. Комендант пляжа, следящий, чтобы молодежь не веселилась, а девушки не ходили в шортах. Он отбирает у мальчика фанерную щепку и долго выговаривает ему.
Все против героя. Медленно идет он по пляжу и видит девушку, балерину или гимнастку, проделывающую на берегу комплекс своих упражнений. На фоне тихих вод и неба ее непостижимо гибкая фигурка в безупречном ритме медленно, четко, виртуозно тренируется. Мальчик оцепенел от этой зримой музыки... и снова принялся строить. Около него собираются люди. Одни ведерками лепят рядом с замками куличи из песка, и эта пошлость не лучше разрушения. Другие вылепили пирамиды, сфинкса, человека, лежащего на песке. Что-то излучаемое мальчиком проникло в этих разных отдыхающих здесь людей. Он не один. К нему подходит художник, жмет руку. Песчаный город растет. Движется волна, сейчас она смоет большой город, много замков на песке. И старый, лысый человек, сидя с мальчиком на берегу, рассказывает ему, как всю жизнь он строил замки на песке, как они разрушались стихией, равнодушием, пошлостью, злобой. И все-таки он вновь строил и строил. Иначе не мог. В фильме нет дикторского текста. Нет речи действующих лиц. Музыка, плеск волн, шум пляжной толпы.
Немой фильм. Но мы слышим о чем они говорят друг с другом. Мы уверены в том, что комендант грубиян и глуп — иначе мальчик не смотрел бы на него с таким беспомощным отчаянием, безуспешно пытаясь перебить. Мы знаем, что лысый человек верит в мальчика, в преуспевающую силу искусства — шум волн заглушает его слова, но ничто не может заглушить их смысл. И, главное, не нужны никакие бытовые диалоги, чтобы еще усилить ясную мысль создателей фильма, не похожего ни на какие другие, философски мудрого, поэтичного, созданного во славу человеческого таланта со всеми его горестями и счастьем.

С. Дунина

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение