Канны-09: Тарантино, Триер, Ханеке.

Кино-Театр.РУ

Блог редакции

Канны-09: Тарантино, Триер, Ханеке.

В силу того, что премьеры этой недели, мягко говоря, слабоваты. Кроме нового пиксаровского мультика «Вверх» и не очень удачной британской комедии «Другие сцены сексуального характера», примечательной разве что великим французским футболистом Кантона, играющим знатока женщин и автора романов для них же, смотреть на этой неделе решительно нечего.
Потому разговор пойдет о результатах Каннского фестиваля, завершившегося на днях.
В этом году программа, по-крайней мере по именам, была одной из самых сильных за всю историю фестиваля. Свои картины привезли Ларс фон Триер, Михаель Ханеке, Квентин Тарантино, Джонни То, Кен Лоуч, Гаспар Ноэ, Педро Альмодовар. Почти все главные режиссеры последней десятилетки словно специально подогнали свои работы именно под этот фестиваль. Дело в том, что почти все картины конкурсной программы изобиловали сценами насилия. Отличился разве что Кен Лоуч, который снял добрую «социалку», где уже упомянутый Кантона учит жизни молодого британца. Ни для кого не секрет, что Золотую Пальмовую Ветвь в этом году дали австрийцу Михаэлю Ханеке за картину «Белая лента». Видимо борец с немотивированной жестокостью (этой теме посвящена добрая половина творчества австрийца) удачно попал в «кровавую» программу. К тому же жюри возглавляла Изабель Юппер, игравшая у него в «Пианистке», да и из «великих» именно Ханеке был обделен наградами фестиваля в прошлом.

Учитывая известную историю с «Антихристом» Триера и с по большому счету никаккими «Бесславными ублюдками» Тарантино подобный результат был предсказуем. Но все же говорить о том, что Ханеке получил свою ветвь не благодаря, а вопреки, неправильно. Если посмотреть обзоры международной прессы, то «Белая лента», картина пускай и чересчур классическая и поучительная, но все же сильная и уж точно интересная.

Что касается остальных участников основной программы, то среди прочих выделяется Мендоза, Альмодовар и, конечно, Гаспар Ноэ. Француз, не бравшийся за большое кино со времен «Необратимости», привез на фестиваль «Войди в пустоту», картину обостренно реалистичную (несмотря на фантастический сюжет и общий эзотерический дух). «Войди в пустоту» блоггеры уже растащили на кадры, и если есть картины более ожидаемые, чем эта, то это конечно новые работы, пожалуй, двух главных режиссеров двадцатилетки: американца Тарантино и европейца (вгонять его в рамки датского кино было бы неправильно) Ларса фон Триера.

Тарантино, как и Триер, немного потерявшийся за последние несколько лет (второй «Убить билла», как и «Доказательство смерти» были картинами пускай и хорошими, но совершенно точно не идущими ни в какое сравнение с предыдущими работами американца) привез на фестиваль жанровый фильм. «Бесславные ублюдки» - очередная дань уважения режиссера картинам категории В. В «Бесславных ублюдках» несколько сюжетных линий, объединенных временем - Все это происходит в годы Второй мировой. Опасения по поводу качества новой картины Тарантино чуть развеяла критика, которая приняла на ура «Бесславных ублюдков», и жюри, наградившее австрийца Кристофа Вальца ветвью за лучшую мужскую роль.

Теперь, что касается Триера. После «Догвилля» датчанин впал в депрессию (вполне объяснимо, ведь «Догвилль» - пожалуй, самое полное и сильное киновысказывание за современную историю кино). Отсняв продолжение трилогии «Мандерлей», режиссер ударился в жанровые поделки и после симпатичного, но никакого «Самого главного босса», сделал, по его словам, «самый страшный фильм на свете» «Антихрист». О сюжете многое уже сказано, но я повторюсь и уделю ему немного внимания.

Пара (Уильям Дефо и Шарлотта Гинзбур), потеряв ребенка, переезжают в тихий городок под названием Эдем. В девушку вселяется демон, и тут начинается классический хоррор, настолько реалистичный жестокий, что во время показа в Каннах добрая половина зрителей покинула зал. Ко всему прочему (вроде вырезания клитора), все это дело посвящено Андрею Тарковскому. Пресс-конференция, походившая то на театр одного актера, то на известную сцену суда из «Токио!», стала уже давно притчей во языцех. Журналисты не простили и не поняли «Антихриста», обвиняя Триера то в сатанизме, то в шовинизме. А сам датчанин подытожил все это фразой «на то воля Божья, а я лучший в мире режиссер».

К этому можно относиться как угодно, но любая картина Триера обязательна к просмотру, пускай в этот раз опасений за ее качество чуть больше, чем обычно. В определенном смысле слова «Антихрист» может оказаться последней точкой (а, скорее, восклицательным знаком в карьере датчанина. Подобные номера мало кому прощаются, тем более Триер уже давно не желанный, но обязательный гость на больших кинофорумах. «Антихрист» должен быть настолько хорош, чтобы разговоры о нем заглушили разговоры о самом режиссере, что это представляется почти что невозможным.

Россию в этом году преставляли две картины. Это «Сказка про темноту» Николая Хомерики (уже награждавшегося в Каннах несколько лет назад) и «Царь» Павла Лунгина. Совершенно непонятна будущая судьба «Сказки про темноту», фильма хорошего, но чрезмерно изобилующего матом. Как и когда он выйдет в прокат в России, неизвестно (есть подозрение, что и вовсе никогда). «Царь», последняя работа Олега Янковского, – очередная православная байка Лунгина, неожиданно получила хорошие отзывы в Каннах.

Недавно закончившийся фестиваль стал, пожалуй, самым ярким за последние шесть лет, и, как минимум, десяток картин обязательны к просмотру. Хотя у нас выход опять затянется на добрый год. На фоне всего этого приятно, что «Антихрист» выйдет у нас на месяц раньше, чем это предполагалось ранее. Оказывается, что единственная вещь, которая заставляет наших прокатчиков суетиться, это большие скандалы.


Обсуждение

анонс