Нижегородский академический театр кукол
Горьковский театр кукол
Нижегородский «Театр Петрушки»
603000, Россия, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская дом 39
В феврале 1928 года Татьяна Ивановна Яворовская, выпускница студии местного драматического театра, уехала в Ленинград, в театр кукол Евгения Деммени, изучать работу с куклой. По возвращении ее к осени на основе кружка любителей была создана труппа кукольников из шести человек. Из них только Т.И. Яворовская имела специальную подготовку, но зато среди любителей были такие энтузиасты, как А.А. Гак, который позднее долгие годы работал в Ленинградском Большом театре кукол.
27 января 1929 года в Нижнем Новгороде в Доме культуры им. Свердлова спектаклями «Выход петрушки», «Негритенок Том» и «Степка-растепка» открылся «Театр Петрушки» — так назывался тогда Нижегородский театр кукол.
Два одаренных, талантливых человека стояли у истоков театра: Татьяна Ивановна Яворовская, первый художественный руководитель и Георгий Апполинарьевич Яворовский, первый директор. Их творческое кредо — «фантастическая любовь к кукле и ее право на художественную жизнь» — бережно сохранили до сегодняшнего дня актеры разных поколений театра.
Нижегородский зритель не был готов к появлению в городе детского театра и плохо его посещал. У театра нет ни помещения для репетиций, ни средств. Заработок сотрудников ничтожен. Состав труппы менялся. Бессменными оставались Яворовские да Нина Аркадьевна Соколоверова, которая поступила в театр почти с первых дней его существования.
Сезон 1930-31 года начался в составе и в помещении ТЮЗа. Это можно было бы считать признанием театра, - ведь он стал государственным и получил некоторую материальную базу, - если бы ровно через год ТЮЗ не отказался от меньшого брата по причине его нерентабельности. Может быть, в городе и забыли бы про этот театр, если бы Г.А. Яворовский сложил оружие. Но он не сделал этого, а, наоборот, стучался в двери разных общественных, профсоюзных и прочих организаций, доказывая, что городу нужен детский кукольный театр и что такой театр имеет право на существование.
Было время, когда театр жил в Краевом Доме искусств, переезжал по разным сценическим площадкам. Энтузиазм актеров, глубокое убеждение в том, что театр кукол нужен городу, дали свои результаты. В юбилейном 10-ом сезоне было показано 2350 спектаклей.
Рядом с Яворовским талантливо и увлеченно работала актриса Н. А. Соколоверова, которая впоследствии стала режиссером, а в 1944 году возглавила театр.
В 1935 году в труппу пришел молодой актер Александр Иванович Калухин, чуть позже Юрий Михайлович Копылов и замечательный конструктор кукол Виктор Алексеевич Кисляков, ставшие впоследствии гордостью театра.
Весть о начале Великой Отечественной войны ворвалась в жизнь Горьковского театра кукол прямо во время записи спектакля на радио: ровно в полдень 22 июня Левитан трагическим голосом сообщил о вероломном нападении Германии на Советский Союз. С первых же дней войны театр кукол, как и другие театры города, вынужден был перестроить свою работу: артисты организовывали агитбригады, выступали перед ранеными бойцами в госпиталях. К слову, театру пришлось переселиться в здание церкви Петра и Павла в Кулибинском парке, а в самом помещении театра на улице Грузинской (где тогда в одном здании находились сразу два театра – ТЮЗ и кукольный) расположился госпиталь.
Репетиции проводились на квартире у главного режиссера театра. Там же, видимо, родилась идея номера для одного из концертов под названием "Гитлер и черт", для чего была сделана кукла, имевшая портретное сходство с фюрером. Впервые этот номер показали в 1942 году. Старожилы театра вспоминали, что номер пришелся зрителям по душе. Сама же кукла Гитлера еще несколько десятилетий находилась в театре.
Многие актеры и сотрудники сцены, едва узнав о беде, обрушившейся на страну, ушли на фронт добровольцами, и среди них – Александр Иванович Калухин, Юрий Николаевич Елисеев, Виктор Алексеевич Кисляков. К слову, благодаря последнему, вернувшемуся в театр по окончании войны, было освоено производство тростевых кукол (до этого со зрителем общались только перчаточные куклы). После войны коллектив театра пополнил и прошедший Великую Отечественную Абрек Исаевич Дудельзак. Он был принят на должность администратора и верой и правдой служил в храме искусства 40 лет.
Юрий Михайлович Копылов, также ушедший на войну добровольцем в 1941 году, вернулся в театр в 1944 году после демобилизации (он был дважды ранен). За заслуги перед Родиной он был награжден орденом Отечественной войны I степени и медалями "За оборону Сталинграда" и "За оборону Москвы".
Во время войны театр ежегодно радовал горьковчан премьерами: спектаклями "Павлик Морозов" и "Голубая ворона" в 1941 году, концертными программами и постановкой "Мороз" в 1942-м, спектаклями "Бармалей", "Король Паук", "Пропавшие артисты" и сказкой "Волк и пятеро козлят" в 1943-м. Сразу семь премьер было выпущено в 1944 году: восстановленный спектакль "Три поросенка", "Кот, петух и баран", "Приключения Кикилы", "Лентяй", "Храбрый Тим", "Пу попал в беду" и "Басни Крылова". А в победном 1945-м репертуар кукольного пополнили постановки "Сказки бабушки Татьяны", "Морозко", "Три апельсина", "Егорка-пастух" и "Красный флаг".
Славу театру принесли прекрасные актеры: Александра Харчевникова, Калерия Копылова, Тамара Елисеева, Владимир Дунаев, Валерий Шубин, Ирина Дунаева, Антонина Панова, Лидия Артуньянц, Александра Дылева.
Ю. Копылов и А. Харчевникова первыми в театре получили почетное звание «Заслуженный артист РСФСР» и долгие годы украшали спектакли театра своими ролями.
К 25-летию Нижегородского театра кукол город сделал подарок — новое здание на ул. Свердлова.
Новый главный режиссер — Юрий Николаевич Елисеев, заслуженный деятель искусств РСФСР, человек увлеченный, ищущий, сочетал в себе талант актера, режиссера и драматурга. Именно Ю. Н. Елисеев впервые в нашем детском кукольном театре обратился к драматургии для взрослых.
Первый спектакль для взрослых «Чертова мельница» имел огромный успех и был в репертуаре театра более 40 лет! Одна за другой следовали премьеры — «Жирофле-Жирофля», «Божественная комедия», «Прелестная Галатея»…
Детский репертуар во многом складывался из пьес Ю. Н. Елисеева — «Чудо-машина», «Друзья», «Вредный витамин», «Сэмбо», «Неразменный рубль».
В 1965 году приходит новый директор Валентина Федоровна Шмелева. Успешные гастроли в Москве, Ленинграде, Севастополе, Феодосии приносят театру всесоюзную известность.
Лучшие традици театра получили развитие в творчестве нового главного режисера, народного артиста России Александра Ивановича Мишина. Он учился в студии при театре (первой студии в стране, где готовили актеров-кукольников) у замечательных педагогов — Н. А. Соколоверовой, Г. А. Яворовского, Ю. И. Волчека, заслуженного работника культуры РСФСР Л. А. Булюбаш, В. А. Лебского, заслуженного деятеля искусств РСФСР В. Л. Витальева. Потом увлекся режиссурой, окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и в 1967 году возглавил театр. Александр Иванович пригласил в театр новых способных молодых актеров: А. Жеребцова, Л. Афонину, В. Смолова, Т. Лутовинову, С. Черемных и других своих учеников, выпускников Нижегородского театрального училица, для которых главный творческий завет «верность кукле» стал определяющим.
Ирина Николаевна Шлямова, педагог, заслуженный работник культуры РФ, директор театра с 1973 года. С детства предана театру, занималась в театральной студии у Г. А. Яворовского, выступала с концертами.
С 1976 года театр становится всемирно известным. Нижегородский театр кукол — участник многих престижных Международных театральных фестивалей, много гастролирует за рубежом, сам является организатором разнообразных Российский театральных фестивалей детских театров.
Но увеличивался репертуар театра. Возникла необходимость в новом большом театральном здании. И вот с 1979 года театр работает в новом прекрасном здании.
Успех спектакля во многом зависит от работы художника и от решения художественного образа спектакля. В театре работали яркие, интересные художники. В 1932 году первой пришла в театр Ирина Александровна Высоцкая, затем Наталья Михайловна Дрягина, Александра Петровна Колесникова — заслуженный художник России, Ирина Дмитриевна Кострина, Людмила Михайловна Сорокина, Людмила Николаевна Липовская.
Четвертый сезон главным художником театра работает Марина Константиновна Зорина.
Музыка в спектаклях театра играет очень важную роль.
С театром работали прекрасные композиторы — заслуженные деятели искусств России — Б. Гецелев, Г. Комраков, народный артист России А. Нестеров, И. Розенштейн. Сейчас музыкальной частью театра заведует композитор Александр Шишкин.
Первым композитором, который оркестровал музыку к спектаклям «Слоненок» и «По-щучьему велению» был Виктор Васильевич Моренов.
В 1997 году театр получил звание «Академический». Только два театра кукол имеют это звание — Центральный театр кукол им. С. В. Образцова и наш — Нижегородский! Это очень почетно!
С первых дней своего существования и до сегодняшнего дня нижегородские кукольники верны заветам основателей театра. И большая заслуга в этом принадлежит главному режиссеру театра народному артисту России А. И. Мишину. Именно он в течение 35 лет последовательно добивается высокого профессионального актерского мастерства.
Репертуар — это лицо театра. Каждый спектакль — огромный труд всего коллектива. В настоящее время в репертуаре театра 30 спектаклей. Герои этих спектаклей живут в необычных комнатах — комнатах кукол. Всего в театре более 700 кукол!
Доброй традицией театра стали в последнее время актерские бенефисы: заслуженных артистов России — Софьи Шельменкиной, Татьяны Демуровой; артистов — Владимира Смолова, Лидии Ильичевой, Софьи Черемных, актрисы Любови Дуркиной и художника по свету — заслуженного работника культуры РФ Владимира Дуркина; композитора Александра Шишкина.
Народную артистку России Елену Мишину хорошо знают и любят нижегородцы. Она не только талантливая актирса, мастер сцены, но и режиссер театральных праздников, актерских бенефисов, автор многих театральных сценариев, оригинальных текстов-поздравлений, ведущая праздничных представлений театра. Высшая театральная премия Нижнего Новгорода — «Нижегородская Жемчужина» — тому подтверждение.
Александр Носов, заслуженный артист России, не только много занят в репертуаре театра, но и сам самостоятельно создает моноспектакли, кроме этого он постоянный участник Российских театральных фестивалей, конкурсов, смотров.
Многие актеры преподают в театральном училище — Вадим Смирнов, Елена Османова, Евгений Храмов, Александр Антоненко.
Особой заботой театра являются спектакли для сельских зрителей. Несмотря на свой уютный дом, театр по-прежнему немало времени «проводит на колесах». Театр ждут и любят во многих районах области.