На новой театрально-выставочной площадке — в «Боярских палатах» СТД РФ, которая совсем недавно появилась на культурной карте Москвы, а также в Театральном центре «На Страстном» с 10 по 15 сентября прошел Молодежный театральный форум-фестиваль «Артмиграция», организатором которого выступил Союз театральных деятелей, уделяющий все больше и больше внимания в последнее время работе именно с молодым поколением.
«Артмиграция» — это фестиваль спектаклей молодых режиссеров - выпускников столичных вузов, которые осуществили интересные постановки за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Основная цель форума-фестиваля — стимулирование молодежной творческой мобильности, создание мотиваций для театрального риска и эксперимента, налаживание творческих контактов. К участию в фестивале на конкурсной основе приглашались региональные театры, в репертуаре которых есть спектакли молодых режиссеров, закончивших театральный ВУЗ Москвы или Санкт-Петербурга. Идея поддержать недавних выпускников, решившихся на непопулярный шаг — ухать из столицы в провинцию, но при этом продолжить активную творческую деятельность — оказалась очень популярной. На конкурс было прислано
100 заявок из разных городов страны. В итоге экспертным советом были отобраны шесть спектаклей, которые и были представлены на суд столичного зрителя в
Театральном центре СТД РФ «На Страстном».
Впрочем, в шестерку лучших вошли режиссеры уже знакомые московским театралам своими работами. Так, к примеру, открывал фестиваль Борис Павлович, несколько лет возглавлявший Кировский театр «На Спасской» и заставивший говорить об этом театре на многих престижных фестивалях, включая «Золотую Маску». Но на «Артмиграцию» Павлович привез спектакль, поставленный в маленьком городке Шарыпово Красноярского края. «Потрясенная Татьяна» — странный монтаж абсурдистских миниатюр современного грузинского драматурга Лаши Бугадзе и «восточных» поэм Михаила Лермонтова. В итоге на сцене небольшими скетчами, анекдотичными зарисовками кавказского быта был создан мир парадоксальный, страшный и веселый одновременно.
Продолжил марафон Кирилл Вытоптов, также известный внимательному столичному зрителю своими работами в театре «Современник». В спектакле «Ночь Гельвера», поставленном в Новошахтинском драматическом театре, Вытоптов продолжает уже затронутую им однажды тему нацизма в постановке «Генацид». Пьесу польского драматурга Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера» можно отнести к серии работ, посвященных рефлексивному осмыслению причин возникновения и последствий фашизма. Тридцатилетний слабоумный Гельвер с детской доверчивостью увлекается воинственными идеями нацизма, до тех пор, пока не осознает, что сам является «сволочью»... Попытки спастись обречены на провал, в нарождающемся мире тоталитаризма не находится места «иным».
Не чуждаются, как оказалось, молодые режиссеры и классики. Так,
Артемий Николаев, закончивший в
2011 году курс
Сергея Голомазова в
ГИТИСе, представил на фестивале спектакль по пьесе
Островского «Бесприданница», поставленный в
Каменск-Уральском театре «Драма №3». Полноценным соавтором работы можно назвать талантливого молодого театрального художника
Анну Федорову, создавшую лирическую, воздушную, интимную атмосферу на сцене. К классике обратился и режиссер
Артем Терехин, возглавивший недавно
Мотыгинский районный драматический театр в Красноярском крае. Его спектаклем
«Осенняя скука» по одноименной пьесе
Некрасова завершался фестиваль.
Один из самых известных российских провинциальных коллективов -
Лысьвенский театр драмы им. А. А. Савина показал комедию
Георгия Николаева «Облако-рай» в постановке режиссера
Вячеслава Тыщука. Трагикомическая история о том, как всуе сказанное слово одним, превращается в идею-фикс для всех. В итоги, сами стены города в прямом смысле выталкивают незадачливого Коляна из прежней жизни. Трогательный, смешной и мастерски сыгранный спектакль. А выпускница
мастерской Олега Кудряшова Полина Стружкова представила спектакль
«Чук и Гек», поставленный в
Новосибирском молодежном театре «Глобус». Хрестоматийная советская сказка
Аркадия Гайдара про двух мальчиков, отправившихся в опасное путешествие в самое сердце непроходимой тайги, в сценической версии
Стружковой обрела новые акценты и звучания.
Но «Артмиграция» не ограничивалась фестивальной программой, это одновременно форум, на котором молодые люди разных театральных профессий и корифеи арт-менеджмента обсудили в неформальной обстановке новые театральные проекты и возможности для проявления творческой активности за пределами двух столиц. В программе форума состоялись семинары, посвященные творческой мобильности в России и за рубежом, круглый стол:
«Независимые театральные коллективы: опыт, проблемы, перспективы», открытая лекция
Манон ван де Вотер (США)
«Социальные проекты в театре» и др.
В рамках форума-фестиваля прошли также специальные мероприятия off-программы. Один из самых громких театральных курсов сезона – мастерская
школы-студии МХАТ Дмитрия Брусникина провела творческую презентацию мастерской в
«Боярских палатах» СТД, там же открылась выставка рабочей группы промышленных художников
Arbeitskollektiv. Художники и дизайнеры
Игорь Гурович,
Эрик Белоусов и
Наталья Агапова представили свои последние работы.
Но «Артмиграция» — это не только шесть сентябрьских дней форума-фестиваля, это большой проект СТД РФ, концепция которого включает и фактическую поддержку вчерашних выпускников — режиссеров, художников, хореографов, менеджеров, которые закончив столичные театральные ВУЗы продолжают свою деятельность в региональных театрах страны. При поддержке
Министерства культуры РФ Союз театральных деятелей РФ учредил новые стипендии для молодых деятелей театра с целью обеспечения возможности их работы в различных регионах России. Стипендии присуждаются на конкурсной основе. В сезоне
2013/
14 г. ее получат
9 молодых специалистов.