13-го декабря в 22.00 в зрительском буфете театра на Малой Бронной после предпремьерного показа спектакля «Почтигород» встретились создатели и зрители: актеры и худрук беседовали с блогерами и журналистами. Чаепитие прошло в непринужденном режиме подзабытых «встреч со зрителем», возобновленный формат общения творцов и публики оказался очень уместным в новое время, когда за информацией люди идут в интернет, не дожидаясь официальных высказываний влиятельных экспертов.
Как мы и полагали, приглашая гостей «на чай с баранками», о любви говорили все! О своей любви, о любви на сцене. Что было глубоко, а что просто красиво. Вспоминали свои истории, звучало вечное «любви все возрасты покорны», и так далее.
Что касается разговора о самой пьесе, интересную информацию сообщил постановщик спектакля, худрук театра на Малой Бронной Сергей Голомазов. Оказывается, что написанная в 2004 году американцем Джоном Кариани пьеса побила рекорд в по количеству постановок в студенческих театрах ведущих университетов мира, оттеснив на второе место знаменитые шекспировские комедии. Вот так! Думается, что Шекспир переживет эту «трагедию», а мы присоединяемся с остальному миру, влюбленному в истории Кариани.
А впереди у нас Рождество, Новый год и снова Рождество, и снова Старый Новый год.
И, как уже говорят, «Почтигород» может быть лучшим подарком для любимых, особенно, в заснеженной Москве.
Премьерные спектакли «Почтигород» - театр на Малой Бронной 23 и 31 декабря, 12 и 27 января
Первые отзывы блогеров
Почтигород — полное счастье
Благонравно планировала — дотерплю до завтра, пусть уляжется впечатление от спектакля, превратится в стройный текст, чувства отстоятся, улягутся, дадут место размышлению, взвешенной оценке.
Нет, не утерпела — завтра будет завтра и взвешенную оценку со стройной концепцией до кучи я смогу написать когда угодно, а торопливое и захлебывающееся счастье есть только сейчас и бог весть, повторится ли когда-нибудь.
Театр на Малой Бронной — на него я махнула рукой еще семь лет назад — его великое прошлое, его былая слава не помогли мне высидеть тогда какую-то тягучую премьеру, на которой зевалось так, что челюсть норовила вывихнуться и слезы наворачивались на глаза. Досидев в мучительном полусне-полубреду до финала, тогда (о, то были счастливые времена работы в театральном журнале!) я впервые в жизни категорически отказалась писать о спектакле. Что ж, возможно, этот театр — то место, где со мной происходит что-то непредставимое, плохое и хорошее, под этой рубрикой — впервые в жизни. Сейчас я думаю, если бы тогда, в декабре 2005 года мне сказали, что ровно через семь лет в том же самом зале я буду впервые в жизни плакать от счастья на премьере спектакля — я бы ни при каком усилии не смогла поверить в такое обещание.
Когда подруга позвала меня на предпремьерный показ «Почтигород» в постановке Сергея Голомазова, я шла без особых ожиданий. Да, да - мой вечный снобизм - много чего посмотрено в этой жизни, много очарований и разочарований, чего может ждать от театра искушенный зритель, да еще не раз и не два оскоромившийся профессиональными отношениями с театром и влетавший без страховки в административные распри и закулисные интриги?
Итак, женщина сильно в бальзаковской поре, в отсутствие любви и смерти, с багажом разочарований, рассеянно твердившая с утра цитату из Бабеля про очки на носу и осень на душе, потолкавшись в метро в час пик, промерзнув до стеклянного состояния на въедливом московском ветру, убедившаяся к 19.00, что предпремьерная публика по-прежнему суетлива, бестолкова и в сущности невыносима, что кресла в театре не стали удобнее, уселась в 11-м ряду на третье кресло с краю, обнаружила прямо перед собой рослого широкоплечего мужчину, чей дивный силуэт перекрывал сцену ровно на 99 процентов и приготовилась терпеть и смиряться, смиряться и терпеть следующие два часа двадцать минут (с антрактом). В тоске зачекинилась на фейсбуке и в этот момент зазвучала музыка, погас свет (или в обратном порядке — погас свет и зазвучала музыка?) и случилось чудо.
Со сцены зазвучал диалог, словно украденный из моих любовных писем. Та же самая — такая сладкая и такая горестная идея о близости и отдаленности друг от друга. Другими словами, другими голосами — но с теми же растерянными полудетскими интонациями — а впрочем, с какими еще интонациями об этом можно говорить, писать и думать? Да-да картинка из моих писем о любви — именно тогда, когда мы так близко, под одним одеялом — между нами весь мир со всеми его материками и океанами. Но диалог на сцене развивается, и вот уже девушка Джиннет делает шаг прочь от своего возлюбленного Пита и тот радостно говорит: «Ты ближе!» А я думаю о том, что сейчас та же самая беда у нас с любимым человеком — как только расстояние между нами сокращается — мы с трудом выносим эту близость, но стоит ему улететь на другой материк, как слова любви и нежности беспрепятственно заполняют это пространство и так лкгко говорить и договариваться о чем угодно. Может быть, мне нужно, как той Джиннет обойти земной шар, весело и непринужденно — дыша на стекла, балуясь с елочными лампочками, улыбаясь снегу — чтобы в финале прийти наконец к любимому и больше уже ничего не искать и никуда не бежать? Но это совпадение редкое, точечное, уникальное — я готова была аплодировать после первой же новеллы, однако зал разогрелся лишь к третьей.
Потом сюжеты перекликались с моей жизнью не больше и не меньше, чем у остальных зрителей — на уровне архетипа все на все похоже, и не в этом чудо спектакля «Почтигород». Увы, увы, я так и не поняла как это сделано. В какой момент и из чего вдруг возникает ощущение совершенного, абсолютного счастья? Да-да, того самого, которое на 3/4 — физиология и гормоны и только на 1/4 — деятельность высшей нервной системы. Счастье, к которому мы порой так безуспешно стремимся, которое так бездарно упускаем, отвлекаясь на чепуховые неудовольствия и обиды.
Понимаете ли какое дело, человека проще всего загрузить трагедией и этого добра на театре - хоть отбавляй; человека довольно просто напугать, но это прерогатива телевидения и кино; человека можно вполне технологично смешить и тут выбор велик и разнообразен — от щекотки, до комедии и Петросяна — на все вкусы, на любой карман, на всякий уровень развития. Но сложнее всего человека сделать счастливым, вернее даже — создать такое произведение искусства, чтобы контактируя с ним человек испытывал чувство счастья. До сегодняшнего дня я была убеждена, что если музыкальные жанры при редчайшем стечении обстоятельств могут производить такой эффект, то драматический театр просто «не заточен» под такую задачу.
Если продолжать писать о спектакле, то ключевым словом будет — безупречный. Безупречная сценография, достойная отдельного поста с картинками. Безупречные образы всех героев. Безупречное использование реквизита. Безупречное музыкальное сопровождение. Безупречная речь актеров — это редкость нынче!
А еще — это уникальный рождественский спектакль. За все годы я впервые готова поклясться правой - пишущей - рукой: этот спектакль НАДО смотреть 31 декабря, чтобы войти в Новый год с огромным багажом — с опытом счастья в любви - с осознанием незаслуженности и благодати любви, с верой в то, что в любой момент колесо мироздания может совершить ничтожно малый поворот, но его будет довольно, чтобы на месте одиночества и отчаянья появилась радость и начался совершенно новый жизненный сюжет.
Мне хочется сейчас хватать за рукав каждого своего друга, приятеля, шапошного знакомца и уговаривать: идите на «Почтигород» прямо сейчас, в декабре, и в январе и в феврале! Дарите этот праздник женам, невестам, былым возлюбленным и просто подружкам и друзьям на 14 февраля, на годовщину свадьбы, в честь великой даты — месяц-как-мы-встретились-в-пабе-и-поняли-что-это-судьба, просто так, от полноты сердца в любой день.
А самое прекрасное, что этот спектакль из тех редких и редчайших, которые можно прописывать неискушенному взрослому или юному зрителю, которого тянут в театр по разным причинам, а он никак не может полюбить его и покорно отбывает срок заточения среди бархатных кресел во имя любви и семейного мира.
Нас обещают сделать счастливее каждый день по тысяче раз — с помощью зубной пасты и нового автомобиля, духов, крема от морщин, таблеток для похудения, белья, ботинок и памперсов для взрослых. И все обманывают, и мы привыкли быть обманутыми и мы практически перестаем понимать, что есть счастье и каково оно на вкус и цвет. Сергей Голомазов и его актеры ничего такого не обещают. Они выходят на сцену и творят волшебство, которое позволяет зрителю испытать то самое чувство счастья, и унести его с собой, как в детстве уносил подарок после елки с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Мы такие взрослые и разумные, не верим в Деда Мороза, да и Снегурочку видали во всяких видах, мы научились не ждать милостей от природы и выгрызать свое благополучие у жизни в поте чела, мы не верим в бесплатный сыр и точно знаем сколько стоит подарок судьбы, и только под Новый год порой тоскуем в неясном ожидании, томимся, беспокойно перебираем в голове все запланированное на праздничные дни и тщетно силимся вспомнить что-то важное. Это и есть тоска по детской радости, ожидание счастья, необъяснимая и неистребимая вера в чудо.
Нам всем ужасно повезло — у нас теперь есть ёлка для взрослых — Почтигород на Малой Бронной. В трех шагах от метро.
В Почтигороде на Бронной идет снег
и в этот момент происходит чудо - приходит Любовь. Девять историй про это, самое прекрасное и самое сложное, у всех разное, и невозможное. И место какое-то странное - вроде реальное, а может и совсем другая планета. Уже с первой истории и начинается это «почти»: такая земная, с чудесной улыбкой Джинетт (Ольга Николаева) и совершенно вне времени и пространства Пит (Дмитрий Сердюк), грустный клоун с походкой то ли чаплинской, то ли лунной...Через весь спектакль будут идти они друг за другом, вокруг земного шара, чтобы стать ближе, чем когда сидели рядом, и кто знает, встретятся ли когда-нибудь? А на сцене уже другая история - как рыжая красавица Глория (Татьяна Тимакова) с разбитым на 19 кусочков сердцем хочет посредством северного сияния попрощаться с тем, кто это сердце разбил. И место она выбрала удачное - как раз посреди двора скромняги Иста (Егор Сачков), который, кажется сумеет сделать ее сердце снова целым. И такой тут клубок из трогательности и гротеска, фантазии и бытовых приземленностей, что смотреть ужасно любопытно! И так от истории к истории, все персонажи этого удивительного спектакля раскрывают нам свои тайны, вовлекают в решение своих проблем, которые на поверку оказываются и нашими, делятся любовью в больших и малых пакетиках, и помогают посмотреть на нашу жизнь немного сверху, приподнявшись на цыпочках.. Ведь хотя это и Почтигород, жизнь здесь идет по вполне реальным земным законам, и даже угол падения равен углу отражения. Спектакль очень красивый - браво художнику Н. Симонову, и костюмы - Е. Панфиловой - тоже такие почти, связующие - взять хоть валенки в финале! И вообще много в нем всяких «примочек», и симпатичных деталей.
Режиссер С. Голомазов показывает то ли спектакль, то ли фильм - нет-нет, это совсем не Голливуд, - но сказка на грани реальности, словно приснилась рассказанная кем-то на кухне давно прочитанная книга. И в том сне идет снег. И каждый может увидеть среди героев себя, и каждому запомнится «своя» история любви.
В этот четверг был предпремьерный показ, и все-все актеры были прекрасны. Но я не хочу рассказывать и раскрывать все секреты. Ведь премьера - уже сегодня, в пятницу, и в субботу, и нужно оставлять все дела, их все равно не переделать, брать своих любимых, или не брать, это уж как хотите, и обязательно посмотреть «Почтигород». Потому что, если вы это пропустите, то опоздаете, кто знает, может быть, на целую жизнь!
Выступление художественного руководителя театра на Малой Бронной Сергея Голомазова на пресс-конференции перед премьерой спектакля «Почтигород»
Сергей Голомазов: «В нашу насмешливую, трезвую эпоху, когда люди практически разучились умирать от любви, такой материал на мой взгляд, чрезвычайно необходим»
Первое обстоятельство, 12 декабря 12 года — у нас канун премьеры, мы решили не упускать, и отметить. Так и возникла идея — провести в этот день в 12.00 пресс-конференцию. Второе обстоятельство — очень интересная пьеса, сам факт ее присутствия в Москве есть некое событие, чрезвычайно интересный информационный повод, потому что до этого она в России просто не шла. И большое спасибо Валерии Гуменюк — нашей заведующей литературной части — это она в недрах интернета на американских сайтах нашла эту пьесу, сама ее перевела и предложила мне. Пьеса мне очень понравилась. Она очень хорошо расходилась на среднее поколение актеров, на младшее поколение актеров. И мы стали над ней работать. Пьеса представляет собой, может быть, и не новый, но чрезвычайно интересный в драматургическом построении увлекательный жанр. Это не некая единая развивающаяся история, а история, состоящая из 9 новелл о любви. Они самые разные. И может быть, прямой сюжетной связи между ними и нет, но так или иначе, косвенно эти новеллы между собою связаны — все истории происходят в одном городе в одно и то же время, в декабре месяце в 9 часов вечера.
Пьеса, по-своему удивительная, сюрреалистическая, фантастическая, волшебная. Чем то она близка шекспировским пьесам, где фантастическая реальность пересекается с обычной жизнью, где вместе существуют реализм и магия. В общем, там есть все то, чего нам так сильно не хватает в нашей повседневной жизни.
Николай Симонов — замечательный художник — предложил такое, совершенно не бытовое фантастическое оформление. Действие пьесы происходит в неком условном городе , условном пространстве, в каком-то условном месте, то это — почти планета, почти Земля. Можно представить, что это действие происходит и на Земле, и где-то еще — вот ученые недавно открыли, что в галактике в туманности Андромеда есть 5 планет, пригодных для жизни — может быть это все происходит где-то там, и там есть такой Почтигород.
Показалось, что в нашу насмешливую, трезвую эпоху, когда люди практически разучились умирать от любви, такой материал на мой взгляд, чрезвычайно необходим. Людям нужно иногда напоминать, что ни деньги, ни карьера, ни успех не могут в предложении под названием «жизнь» являться существительным. А то, ради чего это все делается, имею ввиду любовь к другому человеку, являться только прилагательным. Мы живем в такую эпоху, когда любовь стала не существительным, а всего лишь прилагательным. На место существительного пришли ценности иного порядка. Видимо социуму, обществу, государству, в котором мы живем, в определенный период времени свойственно увлекаться дурными смыслами, ложными идеями, ложными ценностями, забывая о чем-то самом главном, о том, ради чего все и делается на этом свете.
Я узнал чрезвычайно интересную статистику — людей, которые считают себя счастливыми в США в 3 раза больше, чем в России. В стране, где меньше трети населения считают себя счастливыми в любви, в работе, в семье — такой стране очень трудно жить, даже при очень высоких ценах на нефть. И мы с коллегами подумали, что стоит поставить эту пьесу, чтобы напомнить, что самое ценное в этой жизни, не карьера, не успех, а любовь к человеку. И что без счастья, без любви, или хотя бы без веры в это, без надежды, что произойдет чудо, жить очень сложно.
Может ли спектакль что-то исправить в жизни людей? Вряд ли. Театр, искусство, вообще мало что может исправить. Это — иллюзия. Красотой мир не спасался, не спасается и вряд ли красотой спасаться будет. Мы не лечим общество. Лечат политики, социологи, люди, у которых есть рычаги, чтобы что-то реально поменять в жизни людей этой страны. Мы же, в данном случае, можем лишь на эту тему поразмышлять в присутствии зрителя. И может быть, кто-то задумается на какую-то тему. Я реально верю, что это возможно, так бывает. Я хорошо помню, как совершенно случайно я 13-летним мальчишкой попал на фильм Тарковского «Солярис». Я ничего не понял, но вошел в зал один человек, а через 3 часа вышел совершенно другой человек. Вот в это я верю. Искусство может что-то неявным образом изменить внутри человека, и следом меняется его жизнь. Вот и моя жизнь после «Соляриса» резко изменилась. Не понял я тогда ничего в этом фильме про какие-то планеты, про отношения, но что-то меня в этом фильме околдовало. Стал ли я лучше? Не знаю. Наверное. Вот я надеюсь на такое влияние. А в то, что сюда придут все сплошь несчастные, а выйдут все абсолютно счастливые, не питайте таких иллюзий, такого не будет. Придут, посмотрят и уйдут… чтобы снова вернуться в театр.
Актрисы театра на Малой Бронной о премьере «Почтигород»
Мариэтта Цигаль-Полищук: «Невероятно красивый, теплый и светлый спектакль»
Мне кажется, что у нас рождается замечательный спектакль, очень светлый, очень теплый, очень глубокий, но при этом легкий. Он заставляет задуматься, и при этом не мучает тяжелыми душевными терзаниями. Он очень красивый, он очень про нас — про людей. Мне кажется, что мы говорим об очевидных вещах, все так понятно в этой пьесе, все так по-человечески. И эту просто жизнь, настоящую, неподдельную, Сергей Анатольевич облек в очень яркую форму — было бы неправильно и скучно, если бы на сцене была бы обычная сентиментальная история: да, вот так мы живем, находим любовь, теряем любовь. Да, со всеми это происходит. Но в театре все должно быть ярко, должно быть нечто такое, за чем интересно наблюдать. И что важно — есть очень красивая «картинка», потрясающий звукоряд и гениальные костюмы Жени Панфиловой. Если бы я умела создавать интернет-сайты, я бы сделала ее фэн-клуб. Да, я ее фанат. И декорации Николая Симонова изумительные! Работать в такой красоте — это просто счастье.
Екатерина Дубакина: «Нас возвращает к жизни только любовь»
На сцене зима, на улице зима. И это не секрет, что именно зимой люди ощущают себя особенно одинокими. Наш спектакль не буквально именно о «зимнем одиночестве» - он о вере и любви, о том, как любовь помогает обрести веру, вера помогает вернуть любовь. И к жизни нас может вернуть только любовь. И в каждой сцене происходит это чудо: человек, который кажется уже потерял надежду и веру, обретает любовь.
Действие происходит где-то на далеком севере, и лица этих горожан «Почтигорода» совсем незагорелые, в этом холоде, который сковывает людей снаружи, особенно сильно чувствуется то тепло, которое согревает их изнутри. И это тепло — любовь. Получается зимняя жаркая сказка. И жанр задан как сказка, и правда, мы делаем сказку — это не буквальный психологический театр, это очень яркий театр с элементами клоунады, очень аккуратной соразмерной клоунады. Сами сюжеты своей притчевостью, иносказанием задали такую сказочную подачу. У нас получились 9 маленьких сказок о любви, 9 теплых зимних сказок.
Ссылки по теме: