Jānis Rainis Dailes teātris
Латвийский художественный академический театр им. Яна Райниса
Латвия, Рига, ул. Бривибас, 75
Художественный академический театр имени Райниса возник по инициативе представителей прогрессивной интеллигенции при «Доме для народа Райниса и Аспазии». Руководителем его стал хорошо известный актер, позднее – величайший реформатор режиссерского искусства на латышской сцене Эдуард Смильгис (1886-1966). Первым «литературным директором» театра был единомышленник Смильгиса – великий латышский поэт Райнис. Открытие театра состоялось 19 ноября 1920 года пьесой Райниса «Индулис и Ария», и новый театр сразу же обратил на себя внимание общественности.
Труппу составляли актеры разных поколений и опытов. Среди них бывшая первая примадонна Национального театра Эмилия Виестуре, Паула Балтабола, потом Карлис Пабрик, Лилита Берзиня, Эльвира Брамберга и др. В 1925 году была зачислена первая студия театра Дайлес, которую в 1927 году окончили 23 молодых актера – Лилия Америка, Бенита Озолиня, Лилия Жвигуле, Артур Филипсон, Алберт Микельсон и др. Среди выпускников второй студии (1946–1949) были такие выдающиеся личности, как Харийс Лиепиньш, Вия Артмане, Эдуард Павулс и Валентин Скульме.
С 1963 года художественное руководство театра перешло в руки актера (выпускник II курса театра Дайлес), режиссера, драматурга, критика и театроведа Петериса Петерсона (1923–1998). Во время его 7 летнего руководства режиссуры театра (1963–1971) самыми значительными являлись такие спектакли, как "Огонь и ночь" Райниса (1965), "Мотоцикл" (драматизация сборника стихотворений Иманта Зиедониса, 1967) и "Идиот" Достоевского (1969).
В 1971 году на место Петерсона пришел актер, режиссер, педагог актерского мастерства Арнольд Линыньш (1930–1998). В самых успешных постановках Линыньша особенно сильно проявились именно внутренние противоречия личности и тяга к гармонии - "Последний барьер" Дрипе (1974), "Бранд" Ибсена (1975), "Елизавета Английская" Брукнера (1980), "Иосиф и его братья" Райниса (1981).
С 1987 года узды правления театром в свои руки взял ученик и последователь Арнольда Линыньша Карлис Аушкап (1947). В театре ставились философские пьессы – "Степной волк" Гессе (1982), "Их коснулась вечность" Чака (1987), "Когда мы, мертвые, просыпаемся" Ибсена (1993), "Опасные связи" Гемптона (1996).
С 1989 года - Латвийский театр Дайлес.
С 16 сентября 2002 художественный руководитель театра Дайлес - Михаил Груздов.