Спектакль театра им. Моссовета. Запись 2010 года.
Постановки Андрея Кончаловского - это всегда сюрприз для зрителя. Сам режиссер говорит, что Чехова можно ставить бесконечно, материал этот неисчерпаем. В спектакле он обнаруживает неожиданные психологические черты в каждом из своих персонажей, и что особенно неожиданно - находит комизм в трогательной, несчастной и неприкаянной фигуре дяди Вани…
последнее обновление информации: 01.02.24
Сцены из никчемной жизни
Этот спектакль не назовешь открытием, тем более - откровением. Но это достойная постановка, внятная по мысли и эмоции, обеспеченная целым рядом хороших актерских работ. Главная радость, на мой взгляд, - Александр Домогаров в роли доктора Астрова. Давненько (а может быть, и вообще ни разу) этот артист не выглядел на сцене столь убедительно, сильно и точно.{}
Еще одна несомненная удача спектакля - Соня в исполнении Юлии Высоцкой. Угловатое, некрасивое, замордованное рутинной работой и хронической мужской нелюбовью существо склонно здесь к маниакальной убежденности в том, что надо тянуть и тянуть свою лямку, а финальные слова про небо в алмазах она превращает в исступленный вопль, почти в истерику. {}
Дядю Ваню играет Павел Деревянко, и, глядя на него, понимаешь, что режиссер ставил не столько "сцены из деревенской жизни" (таков жанр этой пьесы), сколько комедию (таковы по жанру "Чайка" и "Вишневый сад"). Войницкий - Деревянко имеет вид водевильный, носит какой-то дурацкий петушиный жилет, несется по сцене с букетом для Елены Андреевны, выбрасывая ноги, как в опереточном дивертисменте. Монолог о том, как пропала жизнь и как из него мог выйти Шопенгауэр, здесь, кажется, задуман в духе чаплинской человеческой комедии. Недаром сам Кончаловский говорил, что великий Чарли лучше всех сыграл бы этого героя. Но что-то не складывается. Деревянко играет хорошо, вот только центральной темой всего спектакля его герой отнюдь не становится, а чаплинский герой всегда был и центром, и темой. Здесь вообще никто не становится главной фигурой, ни чья мелодия не звучит доминантой. Общая тенденция вслушивания в каждого, ничем не примечательного человека, всматривания в любую невыдающуюся жизнь есть, и это - важное достоинство спектакля.