История театра

Центр имени Вс. Мейерхольда

Театральный центр им. Вс. Мейерхольда

Москва, улица Новослободская, дом 23

Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) основан в 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию режиссёра и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России. В 1999 году решением Правительства Москвы ЦИМ становится государственным унитарным предприятием.

Возникновение ЦИМ связано с деятельностью двух не зависящих друг от друга организаций. Первая из них — Комиссия по творческому наследию В.Э.Мейерхольда. Вторая — Всероссийское объединение «Творческие мастерские».

Комиссия по наследию, активно работающая по сей день, сформирована сразу после официальной реабилитации Мейерхольда в 1955 году. Комиссию возглавляли П.А.Марков (1955—1980), С.И.Юткевич (1983—1985), М.И.Царёв (1985—1987), В.Н.Плучек (1987 — 1988). С 1988 г. председатель Комиссии — В.В.Фокин. С 1955 по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии являлась М.А.Валентей-Мейерхольд. Члены Комиссии: С.Н.Арцибашев, В.В.Гвоздицкий, Т.М.Горяева, В.В.Иванов, В.П.Нечаев, Н.Ф.Макерова, А.А.Михайлова, Б.Пикон-Валлен (Франция), В.О.Семеновский, И.П.Уварова, О.К.Фельдман, А.А.Чепуров, Н.М.Шейко, В.А.Щербаков.

Несмотря на многолетние ожесточённые попытки стереть память о Мейерхольде, в государственных хранилищах сохранились многочисленные фонды, как раз и составляющие его наследие. Усилиями архивистов, историков театра, учеников и сподвижников Мейерхольда начался многотрудный процесс восстановления правды. Ещё в 60-е годы стали появляться книги, свидетельствующие о подлинном масштабе личности режиссёра; ему посвящались выставки и конференции. Но буквально каждая акция такого рода встречала сопротивление властей. В «Мейерхольдовском сборнике» (выпуск первый, том 1) опубликована составленная А. А. Шерелем обширная «Хроника событий», фиксирующая этапы этой борьбы, длившейся более трёх десятилетий. Лишь к концу 80-х, в эпоху объявленной гласности, наступает ощутимый перелом.

4 февраля 1988 года В.В.Фокин и М.А.Валентей-Мейерхольд обращаются в КГБ СССР с просьбой предоставить возможность ознакомиться с «делом» Мейерхольда. В ноябре — декабре того же года принято решение о публикации документов «дела» и о создании мемориального Музея-квартиры в Москве. С 25 февраля 1989 г. в Театре имени М. Н. Ермоловой, которым тогда руководил Фокин, стали проводиться вечера памяти Мейерхольда.

2 февраля 1990 г. впервые отмечен день смерти Мейерхольда (прежде точная дата расстрела была неизвестна). Собравшись у его дома на ул. Неждановой (Брюсов пер.), более 2 тысяч человек с зажжёнными свечами в руках почтили минутой молчания память деятелей культуры, павших жертвами тирании. 22 июня 1990 г. М. А. Валентей в очередной раз обращается в КГБ, требуя решить (казалось бы, уже решённый) вопрос о Музее-квартире. 23 апреля 1991 г. после бесчисленных проволочек и тяжб, после неоднократных выступлений в прессе членов Комиссии и многих известных людей, а также с помощью Министра культуры СССР Н. Н. Губенко, КГБ освобождает для музея бывшую квартиру Мейерхольда. С этого момента многие акции Комиссии, Музея-квартиры и ЦИМ осуществляются совместно. Всероссийское объединение «Творческие мастерские» (ВОТМ) учреждено Союзом театральных деятелей РСФСР 24 сентября 1987 года.

Авторы этой идеи, они же члены первого правления ВОТМ, — Е.Арье, Вл.Иванов, Д.Крымов, В.Мальцев, М.Мокеев, В.Семеновский, И.Шабалтас, — не случайно использовали в названии объединения слово «мастерские», некогда введённое в театральный обиход Мейерхольдом. Они пытались создать уникальную по тем временам структуру, с помощью которой могли бы реализовать себя представители нового искусства — те, кто был вытеснен на обочину, с кем не желали считаться репертуарные театры-монстры.

В первый же свой сезон «Мастерские» выпустили более 20 (!) спектаклей, осуществлённых прежде безвестными режиссёрами и группами. А.Пономарёв, Клим, В. Мирзоев, В.Саркисов, группа поэтов «Альманах» (М.Айзенберг, С. Гандлевский, Д. Новиков, Т.Кибиров, Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, В.Коваль, А.Липский) и многие другие успешно дебютировали в ВОТМе. Открылись филиалы — в Ленинграде, Петрозаводске, Воронеже.

«Мастерские» существовали за счёт дотации своих учредителей; парадоксально, но, отстаивая идею независимого театра, они находились в полной финансовой зависимости от тех, кому собирались стать эстетической альтернативой. Что привело к добровольной отставке основателей «Мастерских», а в дальнейшем и к окончательной деформации этого романтического замысла первых лет перестройки.

6 марта 1990 г. секретариат Правления СТД РСФСР принимает решение создать на базе Всероссийского объединения «Творческие мастерские» Центр имени Вс. Мейерхольда.

актеры

Валерий Фокин

с 1991

Дарья Козлова

с 2009

Анна Котова (II)

с 2013

Николай Мулаков

с 2014

Алёна Алымова (II)

Татьяна Афанасьева

Виктор Бурко (II)

Анастасия Великородная

Анна Гришина

Алексей Ермошкин

Татьяна Ивченко

Евгений Князев

Софья Лебедева

Дина Мирбоязова

Михаил Плутахин

Валерия Сизова

Николай Симонов (II)

Инна Сухорецкая

Рашид Тугушев

1990 - 1992

Максим Максот

2003 - 2004

Анастасия Егорова

2011 - 2012

Ольга Цинк

2012 - 2013

Александр Великанов

Игорь Лях

Ильяс Тамеев

Денис Яковлев

с 2001

Елена Горина

с 2010

Мария Лаврова (II)

с 2014

Степан Азарян

Дмитрий Аросьев

Леонид Булдаков

Роман Васильев

Вера Воронкова

Наталья Дёмина

Светлана Иванова-Сергеева

Сергей Карабань

Ирина Кондрашова

Денис Матвеев

Виктория Нарахса

Дмитрий Серов

Наталья Симакова

Татьяна Степанова

Алексей Мокроусов

1989 - 1994

Валерий Семеновский

2000 - 2004

Валентин Самохин

2005 - 2022

Виктор Рыжаков

2012 - 2019

Дмитрий Волкострелов

2020 - 2022

Александр Литовкин

Сергей Сазонтьев

Обсуждение

новости