«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Кино-Театр.РУ

Спутник телезрителя

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Вторая мировая с точки зрения Квентина Тарантино

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Однажды в оккупированной нацистами Франции к домику живущего на отшибе фермера подкатывает со свитой главный в округе охотник на евреев, полковник Ланда (Вальц). Эстетствующий фриц продемонстрирует виртуозное владение французским и английским, выпьет парного молочка, не смешно пошутит про коров и расстреляет прятавшееся в подвале семейство Дрейфусов. В это же время, но, увы, в другом месте кучка энтузиастов, именующих себя «ублюдками», ловит незадачливых немецких солдатиков и срезает им скальпы. Из всей команды разговаривают трое (Рот, Швайгер, Фассбендер), не считая командира, полковника Альдо Рэйна (Питт). Остальные, включая экс-хозяина комиссара Рекса, так и промолчат весь фильм, многозначительно прижав к груди автомат. Несколько лет спустя, единственная выжившая из Дрейфусов, симпатичная девушка Шосанна (Лоран) становится хозяйкой небольшого кинотеатра. В один прекрасный вечер к ней пристанет новоиспеченный герой Третьего Рейха (Брюль) с вопросом, почему она крутит у себя фильмы Лени Рифеншталь, на что Шошанна ему в ответ бросит что-то вроде «Я француженка. Во Франции уважают режиссеров».

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Когда понимаешь, что авторитет главного режиссера прошлого, по крайней мере, десятилетия впервые серьезно подорван ради таких вот корявых реверансов, хочется по примеру главной героини побыстрее поджечь экран и вместе с ним публику, хохочущую над повторяемой в пятый раз шуткой. Хотя, что, собственно, публика? Публика так долго, так напряженно ждала шедевра, что, не моргнув глазом, проглотила какой-то высококалорийный просроченный продукт, к тому же с плохо сочетающимися ингредиентами. Публика будто не замечает, что до сих пор пытающийся оправиться после финчеровской анестезии, кривляющийся Брэд Питт со своим «бонджорно» – это все-таки мелковато, а Гитлер, просящий жвачку – противно и не смешно. После филигранного постмодернистского вестерна сделать этими же инструментами такую вот лебедь-рак-и-щуку, это как, не знаю, после «Старикам тут не место» выдать «После прочтения сжечь». Но если для снимающих где-то раз в год Коэнов (а у них с Тарантино одни и те же учителя) это был важный стратегический шаг, головокружительный спуск с Эвереста, то у Тарантино, каждый фильм которого претендует на звание совершенной киноэнциклопедии, немного иной, извините, творческий путь. Легче всего можно было убаюкивающим голосом сказать: «Мир не перевернулся, просто режиссер Квентин Тарантино выпустил свой новый фильм», но это было бы самым отвратительным лукавством.

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Но в том-то и дело, что мир не перевернулся, режиссер Тарантино выпустил новый фильм. «Бесславные ублюдки» не настолько плохи, чтобы завязывать культурологическую дискуссию о том, чем заполнится место между постмодернизмом и концом света. Здесь есть обаятельная пара Лоран-Брюль, за которой интересно наблюдать, несмотря на то, что им больше всех не повезло с диалогами. Есть австриец Вальц, подчас в одиночку толкающий неповоротливую картину. Есть несколько симпатичных «ублюдков», позаимствованных из олдричевской «Грязной дюжины». Камера гениального оператора Ричардсона то вертится, как юла, то монументально замирает, как когда-то у Серджио Леоне (Леоне, правда, особенно в прологе, сильно отдает Андреем Звягинцевым). Тарантино по-прежнему экспериментирует с музыкой и даже припасает ближе к финалу невиданной красоты клип на песню Дэвида Боуи.
Другое дело, что с Тарантино произошло то, что по определению могло произойти с кем угодно, но только не с ним – он написал не то чтобы плохой, но обескураживающе бесцветный сценарий. И именно из-за этой бесцветности «Ублюдков», в отличие от других фильмов мастера, категорически не хочется пересматривать. Цитируются вестерны Дона Сигела, через запятую вписываются Эмиль Яннингс и Даниель Даррье, но вся фирменная разговорная магия становится какой-то надуманной, чисто механической даже.

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Глупо, наверное, обижаться на человека, который всю жизнь профессионально рассказывал анекдоты, за то, что в этот раз он пару раз запнулся, где-то переврал, добавил что-то лишнее и, в целом, получилось совсем не весело. Но здесь куда более дикая ситуация – автор «Криминального чтива» два с половиной часа рассказывает шутку про помидоры и ждет, что после «Не отставай, кетчуп!» все непременно зааплодируют.

Господа, за прошедшее время я несколько изменил свое отношение к фильму. В первую очередь, потому, что я наконец-таки посмотрел «Ублюдков», не обезображенных русским дубляжом, что и Вам настоятельно рекомендую. Поэтому решаюсь на беспрецедентный шаг (за который наверняка получу от руководства) и публикую прямо здесь текст из своего блога, потому что все-таки считаю себя, как бы это сказать, морально обязанным. Впрочем, уверен, с нижеследующим тоже многие не согласятся.

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Вчера в третий (и теперь уж точно в последний) раз смотрел «Бесславных ублюдков». Как выяснилось, в одном, понятно в каком, кинотеатре они идут полностью с субтитрами, поэтому надо было все-таки, для объективности. По третьему кругу они идут очень даже хорошо, во-первых, потому, конечно, что уже окончательно смирился, что ничего выдающегося тебе не покажут, во-вторых, русский дубляж в этом случае просто катастрофу намутил. И не только потому, что режиссер дубляжа явно не видит разницу между «ублюдками» и «отморозками». Не только потому, что «Прямо бинго» на английском чудом оказалось смешно - вообще из Вальца наши, видимо из мести, сделали п--ка какого-то, а он просто скрытый гомосексуалист, не более. Да и не только потому, что есть принципиальная разница между «Убьете всех - конец войне» и «You killing four - the end of the war». Просто если и есть в этом интернационале место русскому языку, то только пятым в списке, на нем должен разговаривать русский генерал, которого желательно играет Никита Михалков, с которого желательно, в рамках тарантиновской кинометафоры, кинокритик-герой снимает скальп.

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Вообще я сильно ошибался, когда говорил, что, мол, черт, это был бы великий фильм если бы не такой паршивый сценарий и т.д. Я понял, что из «Бесславных ублюдков» мог бы получится абсолютно великий сериал. Я, правда, не смотрел всех этих докторов хаусов с декстерами и плохо ориентируюсь на этой территории. Но приблизительно знаю историю создания этого конкретного фильма. Там же как было – писался сценарий, долго писался, 15, кажется, лет писался, потом раз, неожиданно вспомнился Каннский фестиваль и раз-раз за месяц-полтора все быстренько сняли, еще быстрее смонтировали и вперед в Европу. В итоге отчетливо видно, что выброшены какие-то очень важные вещи, оставлены только сцены с прикольчиками и хохмочками (здесь без рук Вайнштейнов точно не обошлось), которые к тому же очень халтурно склеены – вот по-родригесовски красиво убивают эту еврейку главную, и тут же Илай Рот бежит со всеми этими «Мескузи» показывать другу Гитлера.

«Бесславные ублюдки»: Великий фильм о великой войне?

Логично, конечно, что любой фильм Тарантино можно превратить в гениальный сериал (за исключением моего любимого, ну «Псы», ладно, в многосерийный худ.фильм), на то он и Тарантино (странно, что такого жанра как «тарантиновский сериал» так и не появилось, ну или я просто не знаю), но здесь должен был быть ТОЛЬКО сериал. Тарантино никак не вписывается в рамки трехчасовой военной саги, но просто идеально – в сериал про войну. Я лично когда пересматривал, начал мысленно дробить действие на серии, ну просто прекрасно бы получилось. А ведь в таком случае можно спокойно вставлять те самые вырезанные куски: дожать линию с еврейской мстительницей и немецким героем – вот тогда развязка действительно шокирующей бы была, русского генерала вписать, дать возможность хотя бы слово сказать каждому из «Ублюдков» и т.д. Да, черт возьми, Брэду Питту бы дать разыграться, а то правда, какой-то фильм «Статский советник» получается – в главной роли Брэд Питт, а одеяло на себя перетягивает двуличный отрицательный герой второго плана – ну просто потому, что хотя бы живой. И шутит смешно. Кстати, если уже развивать это сравнение, я так подумал Кристоф Вальц очень похож на председателя немецкого союза кинематографистов.

А Брэд Питт, ну не знаю, ему если и играть отморозков, то несколько иного толка.


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс