Свет моей далекой звезды

Кино-Театр.РУ

Рецензии на спектакли

Свет моей далекой звезды

Чуть больше года прошло со дня премьеры спектакля «Мона» в театре под руководством Армена Борисовича Джигарханяна. Можно долго размышлять на тему того, что пьеса румынского драматурга Михаила Себастиана «Безымянная звезда» неразрывно связана с одноименным фильмом Михаила Козакова, а герои пьесы – с актерами Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской. Это действительно замечательно, что умный и тонкий фильм Козакова вполне заслуженно любим многими поколениями телезрителей, потому что имеет глубокий смысл, в нем показано метание человеческой души, ее стремление к высокому и светлому чувству, и ее неизбежное столкновение на пути к этому с циничной прозой жизни. Однако заниматься сравнительным анализом, выискивать крохотные достоинства и большие недостатки спектакля я абсолютно не намерена.
Для меня бесценной особенностью спектакля стало его совершенно органическое существование в рамках сцены театра, а режиссеру Евгению Гизбургу удалось сделать очень современный спектакль, лишенный навороченных, крикливых авангардистских штучек, спектакль, который замечательнейшим образом удерживает внимание зрителя три часа, и ему (зрителю) не скучно. Самое главное, что режиссеру удалось уловить интонацию этой необычной, странной пьесы. Можно только порадоваться точности, с которой режиссер подошел к деталям, на сцене все просто, и все на своем месте. Постановочной группе блистательно удалось воссоздать панораму румынского городка, с его крохотными улочками, тесно примыкающими друг к другу соседскими домами, зритель вполне может прочувствовать брусчатку мостовой и сырость тёплой летней ночи.
Волей режиссера Евгения Гизбурга одним из основных героев спектакля стала железнодорожная станция, где протекает все первое действие. Герои пьесы практически живут на платформе, это место, куда их все время тянет и в котором заключен смысл их негромкой жизни. Наверное потому что вокзал с его суетой, с поездами, которые проносятся мимо, с мгновенно всплывающими и пропадающими картинками другой, незнакомой и потому завлекательной жизни, создает иллюзию того странного состояния, когда человек чувствует себя в середине пути, и его завораживает состояние неизвестности.

Первое действие почти полностью лежит на плечах актера Алексея Анненкова, который в роли начальника станции очень органичен и необычайно колоритен. Ему вполне достоверно удалось сыграть «маленького» человека, бесконечно уверенного в своей значимости, и, пожалуй, это единственный из героев, который совершенно не озабочен философскими размышлениями.
Самой большой неудачей спектакля стала Надежда Селиванова в роли ученицы. Для меня абсолютно непонятно, каким образом девушка попала на сцену, потому как об актерском мастерстве она имеет весьма приблизительное представление. Кроме того, здесь возникают вполне обоснованные претензии к художникам по костюмам и гримерам. В этом образе всего много, и всего чересчур. И очень жаль, что мне, как зрителю, не удалось услышать пронзительную нотку одиночества и стремления к другой, интересной жизни, которую ученица пытается отыскать на вокзале. А ведь именно об этом писал Михаил Себастиан.
Незаурядно и очень по-человечески прочли роль мадемуазели Куку режиссер Гинзбург и молодая актриса Ксения Худоба. В этой роли есть что играть и что сказать, и мадемуазель Куку в исполнении К.Худобы симпатична, грациозна, в ней есть особый шарм, некоторая доля изысканности и стиля. И к тому же она умна и обладает очень сильным характером, что помогло ей не только выбиться в «люди» и стать «кошмаром» города, но и заставить всех его жителей играть по своим правилам.
Ксении удалось сыграть то, что актерами не играется практически никогда, потому что сыграть чувство влюбленности в учителя бессловесно непросто. А актрисе это удалось, и все совместные сцены с учителем согреты и озарены трепетностью ее чувства, которое в выражении ее лица, в лучистом взгляде и неожиданной мягкой и прелестной улыбке.
История, рассказанная авторами спектакля, очень жесткая, и в ней занимательным языком говорится об очень страшных вещах. Герои спектакля незримой, но весьма ощутимой полосой разделены на два мира: беспечной светской жизни и унылого мирка провинциального городишки с вокзалом в качестве единственной достопримечательности, где нет электричества, водопровода, и где время определяется только через движение поездов, которые никогда здесь не останавливаются. Появление Грига (Юрий Анпилогов) в спектакле стремительно, его уверенность в собственной значимости и непогрешимости абсолютно непоколебима, в его мире много денег, показного лоска, в котором не знают и не понимают слов любви, и в котором совсем нет души. Он не только внутренне, он внешне очень отличается от других героев. Это зло, хорошо и гладко завернутое в красивую упаковку, хитрое и безжалостное, стремительно напавшее на мадемуазель Куку по той простой причине, что именно она ему подвернулась под руку, как подопытное животное, а вовсе не человек. Он и расправился с ней одним движением, перешагнул и пошел дальше. Правда и то, что эта сцена сыграна Юрием Анпилоговым и Ксенией Худоба виртуозно. А комичность ситуации тесно переплелась с ужасом провинциалки, которую оскорбили и практически уничтожили не только морально, но и физически. Хотя мне, как зрителю, видеть, как растерзанная Ксения отползает в дверь, стараясь прикрыть филейную часть тела, было тягостно. И кажется, что в этой сцене авторы переборщили с художественными средствами. Да, горький смех сквозь слезы, быть может, поможет зрителю почувствовать, увидеть со стороны и понять всю мерзость жизни Грига и ему подобных людей, только боюсь, трагедия мадемуазели Куку не прозвучала так остро, как могла, а, может, даже не была услышана зрителями. А ведь спектакль при определенных условиях мог стать драматической историей этой героини, жизнь которой в реальности оказалась недвусмысленной и весьма предсказуемой.

Сергей Виноградов в роли учителя очень мил и симпатичен, и быть может, в чем-то не менее загадочен, нежели внезапно возникшая в его обиталище «женщина ниоткуда». Несмотря на внешнюю инфантильность, он состоявшийся человек со своим видением жизни, и в этом душном и интеллектуально нищенском городишке учитель смог выжить, и, главное, сохранить в себе желание служить своему единственному богу – астрономии. Молодой учитель и композитор-самоучка Удря ( Виталий Четков) — души явно родственные. Им удается жить «по касательной» относительно внешнего давления, сохраняя по мере сил иллюзию независимости, а выживать помогает душевная щедрость и непоколебимое чувство уверенности в своей правоте.

Если бы однажды хмурым поздним осенним вечером скучная жизнь городка не была бы нарушена неслыханным происшествием, когда проходящий экспресс сделал незапланированную остановку, чтобы выпустить таинственного пассажира — очаровательную женщину, не имеющую денег и отказывающуюся объяснить кто она, то наши герои так бы и жили, долго и безо всяких потрясений и вдохновения. Ослепительно красивая девушка из высшего света, мира ночных казино, шелеста купюр, где за одну ночь проигрываются целые состояния, мира дорогих вещей и редких цветов, Мона холодна, самолюбива и капризна. Она умна и достаточно цинична, такой ее сделал мир, в котором она живет, а протест ее порой выражается только в бессмысленных путешествиях по железнодорожной станции, из которых она всегда возвращается назад к своей жизни, удобной и комфортной.
Изящная, женственная, божественно красивая Елена Ксенофонтова как нельзя лучше подошла к образу главной героини, а за внешней ее сдержанностью скрыто умение тонко чувствовать, высочайший профессиональный уровень, позволивший найти «свое» понимание характера героини, и виртуозно показать ту сторону волшебной зеркальной грани, в которой начинаются разнообразные чудеса и превращения.

Евгений Гизбург сделал очень реальный и точный по смыслу спектакль, в котором счастливо избежал желания приукрасить героев, иначе зрителю было бы позволено увидеть очередную сказку про то, что ТАК не бывает в жизни. Авторской группе удалось создать светлый, чистый, особенный мир оттенков, в котором фантастически красивая, тонкая музыка Георгия Гараняна и органично вписывающийся в пространство свет даруют нашим героям единственную в их жизни сказочную ночь, осененную светом безымянной звезды. И редкую возможность прожить за двенадцать часов не свою, привычную, а другую, лучшую жизнь. В этой ночи для Моны звезды в небе, Большая медведица, и Мирою, который своей невероятной искренностью растопил холод ее души, и зрителю она предстала живой, настоящей и трепетной. А для учителя – волшебные мгновения, когда в ночи среди манящей неизвестности он на миг влюбился в невероятной красоты и привлекательности королеву, с хрустальным голосом и нежными колокольчиками в душе.
Все правильно, все должно быть так, как оно случилось. Ночь закончилась, а дальше трезвое понимание того, что невозможно отречься от себя. Даже от себя прошлой. Пьеса Михаила Себастиана в том и гениальна, что она о женщине, которая испытав настоящее, все равно выбирает привычное. И хотя от спектакля Евгения Гизбурга остается привкус горького пепла на губах, и история Моны и учителя совершенно не история любви, а уверенность авторов в том, что спастись можно только по одиночке, пытаясь сохранить в себе мечту, я хочу искренне верить, что всю дальнейшую жизнь героини осветит свет далекой звезды по имени Мона. А также моя маленькая надежда в том, что в небе, где-то невыносимо далекО, горит пусть безымянная, но только моя звезда, и негасимый свет ее молчаливо поддерживает и помогает мне в моем пути. Человек не должен быть один...


Обсуждение

анонс