«Шинель»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на спектакли

«Шинель»

«Шинель» в постановке Валерия Фокина – настоящий спектакль-фантазия, насыщенный всеми возможными современными техническими приемами, порой он напоминает шоу, в котором поставлена цель продемонстрировать технические, компьютерные возможности того или иного современного театра или конкретного зала и умение режиссера использовать эти достижения компьютерного века в режиссуре.
К спектаклю В.Фокина больше подходит название «Фантазии на тему гоголевской Шинели» или «По мотивам повести Н.Гоголя «Шинель». Это действительно фантазия, в которой отсутствует (практически) гоголевский текст, монологи, такие необходимые составляющие для понимания характера героя. Только потрясающая игра и полное перевоплощение Марины Нееловой не дает возможности покинуть зрительный зал. Смотришь не классика Гоголя, смотришь и завораживаешься игрой действительно великой актрисы М.Нееловой.

Спектакль Фокина действительно эффектный и экспериментальный, новаторский с точки зрения используемых приемов (проецирование на экран теневых и световых изображений, необычное музыкальное решение, практически живая, одушевленная Шинель). Шинель по сути является вторым персонажем в спектакле, она действительно живая, она как гоголевский Нос, существует самостоятельно. В этом спектакле – фокусе, Шинель превращается, то в дом для Башмачкина, то в его лучшую подругу, то в гроб в конце спектакля. Если рассматривать спектакль как фокус, то фокус однозначно сделан хорошо, присутствует и мистика, и великолепная современная компьютерная техника. Но почему-то хочется видеть спектакль, причем, основанный на гоголевском сюжете (как гласит название), а его мало.

Если зритель пришел на спектакль для того, чтобы, не читая произведение Гоголя, узнать содержание (вспомним постановки классических произведений, в которых сохранен весь текст и присутствует великолепная игра артистов, и можно ограничиться просмотром спектакля для того, чтобы познакомиться с произведением), то зритель сделал не правильный выбор. Ведь, ставятся же современными режиссерами спектакли-новаторства, как пример, постановка «Гамлета» в МХТ (режиссер Ю.Бутусов) с К.Хабенским и М.Трухиным – современная новаторская постановка и одновременно полное сохранение текста, сюжета, плюс великолепный актерский состав). Классику можно дополнять современными приемами, средствами, но нельзя заменить классику своей фантазией хоть и удачной, насыщенной современными техническими средствами.

«Шинель» Фокина – спектакль одного актера, точнее актрисы. Хотя узнать М.Неелову можно с трудом. Даже крупные планы, которые позволяют детально рассмотреть лицо, глаза актрисы (они – крупные планы – достоинство телеверсии спектакля) не дают возможности узнать в этом существе хорошо знакомую актрису. За то, что зритель видит такую Неелову, огромное спасибо В.Фокину. Появляясь на пустой сцене из огромной Шинели, играя практически без текста, а он ей и не нужен, М.Неелова просто потрясает. Она настолько талантлива, что может играть без слов, даже с закрытыми глазами, только своей мимикой и пластикой передавая эмоции Акакия Акакиевича. Зритель видит и маленького человечка, и все его проблемы, и перемену чувств, и, не слыша гоголевского текста, может его себе представить (если читал повесть).

Талант М.Нееловой и искусство ее перевоплощения известны давно. Но, когда из Шинели появляется, сопя, чихая, всхлипывая, абсолютно бесполое существо, поражаешься и очаровываешься одновременно. Нееловой удается без слов создать образ Акакия Акакиевича – образ никчемного, неказистого и одновременно трогательного человечка. Актриса использует мимику, пластику, жесты, придумывает какие-то повадки, ужимки. В результате она практически физически превращается в Акакия Акакиевича. Кажется, что даже если снять грим и парик с реденькими волосиками, все равно, при такой великолепной игре мы не узнаем Неелову, перед нами все равно останется Башмачкин. Ее Акакия Акакиевича хочется пожалеть, спрятать в панцирь (в шинель) – «зачем вы меня обижаете» - повторяет неузнаваемая Неелова. А герой и правда похож на черепаху, которая спряталась в свой любимый панцирь, защищающий от всего и от всех.

Но даже, несмотря на потрясающую, завораживающую игру М.Нееловой, минут через 20 после начала спектакля (а это практически половина) смотреть спектакль перестает быть интересным. Проходит восторг от игры актрисы, пантомима долгой быть не может, а проекции теней на экране и остальные эффекты (пляшущие на экране буквы и т.д.) уже не удивляют, начинаешь ждать окончания спектакля. Становится понятно, почему спектакль такой короткий (менее часа), вынести на себе (имеется в виду М.Неелова) весь смысл бессмертного произведения великого Гоголя без слов, только мимикой и пластикой – не такая простая задача.
Совет - собираясь на спектакль надо решить, зачем вы туда идете. Если вы идете на Неелову – вы получите массу новых впечатлений и очередной раз убедитесь, что она потрясающая актриса. Если вы идете на гоголевскую «Шинель» - будьте готовы к просмотру спектакля, в котором продемонстрирован набор новаторских приемов современного театра, а не к просмотру классического произведения великого Гоголя «Шинель», из которой, по словам Ф.М.Достоевского, вышла вся русская литература.


Обсуждение

анонс