Молодёжный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург) «Три сестры»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на спектакли

Молодёжный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург) «Три сестры»

Классической чеховской постановкой Молодёжный театр на Фонтанке закрывал свои московские гастроли в рамках проекта «Питер-Москва-Питер». Труппа театра, видимо, сочла справедливым, что оставлять надо лишь положительные впечатления и самый лучший спектакль приберегла напоследок.

Разумеется, Чехов он на то и Чехов, чтобы каждый понимал его по-своему, расставлял интонации по своему усмотрению. Вот и получается: сколько режиссёров, столько и сестёр; вряд ли в мире сыщется две идентичные постановки о семье Прозоровых. У Спивака не то, чтобы всё встаёт с ног на голову, но иногда некоторые персонажи словно меняются местами.

Декорации создают смутное впечатление, будто бы сёстры живут на полустанке: стол, словно дрезина, стоит на рельсах, на заднем плане сцену перечёркивает огромная лестница, выложенная из шпал. Постоянно слышен стук колёс, выходит перевести стрелку рабочий РЖД (Владимир Заморин). В доме Прозоровых как-то изначально отсутствуют уют и общность.

Ольгу, Машу и Ирину играют соответственно Екатерина Унтилова, Светлана Строгова и Анна Геллер. И с самого начала спектакля не покидает ощущение их абсолютной неродственности, далёкости друг от друга. Ольга и Маша словно с самого детства конкурируют друг с другом, и фраза Кулыгина (Пётр Журавлёв) «Если бы не Маша, я бы, наверное, на Ольге женился» - лишнее тому подтверждение. Влюблённость обеих сестёр в Вершинина (Валерий Кухарешин) становится последней каплей. В финале второго акта, когда Маша с Вершининым уходят вдвоём по лестнице вверх, Ольга обливает дом керосином из лампы и зажигает спичку. Край отчаяния и безысходности.

«Белая птица» Ирина в этом доме является единственной «хранительницей очага», рациональной силой. Такое ощущение, что, светящаяся и лёгкая, она не предаётся вечным стенаниям и унынию в отличие от своих старших сестёр, даже «выбросьте меня» произносит не с надрывом, а словно в шутку.

Странно, но при таком нетривиальном, но, несомненно, удачном распределении трёх заглавных ролей остальные персонажи кажутся какими-то совсем не чеховскими. Чебутыкин (Сергей Барковский) похож на впавшего в маразм старика, барон Тузенбах (Александр Строев) чересчур идеален, и красив, и «хороший человек» - совершенно нет причин его не любить; Солёный (Роман Нечаев) напротив, абсолютно невыразителен и слишком молод, он не вызывает неприязни и не выглядит нелепым в своём «лермонтовстве». Ужасна, просто кошмарна Анфиса (Наталия Дмитриева) – каждое её появление превращает спектакль в самодеятельную сценку. Вершинин чересчур стар для своих сорока с хвостиком, выглядит и вовсе древним. Но главный промах играющего состава – это Наташа. Регина Щукина выглядит не мещанкой, а глубокой деревенщиной, не просто пошлой, а вульгарнейшей в высшей степени. В этой Наташе нет практически ничего положительного: она не пытается сделать вид, что любит мужа, да и дети для неё словно предлог к получению лишней жилплощади. Громкоголосая, безвкусно и вычурно одетая, грубая, приземлённая, она становится главным отрицательным персонажем спектакля. Но, тем не менее, – не причиной всех бед. Разобщённость в этом доме произошла задолго до её появления: к первому явлению между всеми Прозоровыми уже глубокая пропасть.

Не смотря на то, что Семён Спивак – режиссёр очень неровный, «Три сестры», должно быть, самый выдержанный его спектакль: здесь практически нет «провальных», лишних эпизодов. Пять часов в одном ключе, одним тоном, не по-чеховски, по-своему. «В Москву, в Москву!» не крик, а вскользь пророненная случайная фраза. Лейтмотив спектакля – «зачем мы живём, зачем страдаем?». Финал всё же безысходен, в нём нет и призрака надежды. Лестница вверх разошлась, как разводной петербуржский мост; три сестры стоят перед проносящимся поездом, Маша и Ольга – отвернувшись друг от друга, Ирина – готовая уехать на свой кирпичный заводик. Здесь у Прозоровых нет будущего, да они словно и не ждут его. Москва ничего не изменит, причина давно скрывалась в них самих: они просто устали от всей этой жизни.


фотографии

Обсуждение

анонс