Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

«Послание к человеку»-2018: Фидель Михаилу машет рукой. Новые консерваторы и эхо свободы

В Санкт-Петербурге закончился XVIII международный кинофестиваль «Послание к человеку», ориентированный, в первую очередь, на документальное кино, но славный и игровой программой («Кино сверхреальности» под патронажем кинокритика Андрея Плахова), и другими побочными сюжетами, которые помогают лучше понять сегодняшний день.

В этом году всё было максимально красноречиво: документальная камера фиксирует «консервативный поворот», который последние годы неизменно настигает самые прогрессивные страны. В США избрали Трампа, в России и Польше по-своему подкручивают гайки (см. фильм «Лицо», реагирующий на этот процесс), даже в Германии, ставшей лицом новой европейской политики, граждане негодуют и объединяются в группы.

«Послание к человеку»-2018: Фидель Михаилу машет рукой. Новые консерваторы и эхо свободы
фото: "Меркель должна уйти", реж. Сабина Михель, Германия

Например, с зычным именем ПЕГИДА («Патриотические европейцы против исламизации запада») - движение, возникшее в Дрездене в 2014-м. Понять, чем им так досаждают беженцы, пытается Сабина Михель в картине «Меркель должна уйти». Михель получила диплом в Дрездене, когда он еще входил в состав ГДР, а теперь вернулась на малую родину, чтобы разобраться, чем недовольны эти самые обычные, на первый взгляд, люди (во всяком случае - не агрессивные нацисты, какими их стараются выставить в немецкой прессе).

Репортаж Михель не сообщает о стремлении людей отгородиться от кого-то высокой стеной ничего нового: чувство незащищенности вкупе с легкой паранойей порождают отторжение. Мать-одиночка собирает в подвале продовольственные запасы на случай войны и размышляет, куда лучше эвакуироваться - в сторону России или подальше от нее; местные жители, естественно радеющие за историю города, не понимают, почему в разбомбленном во время войны Дрездене сирийский художник вдруг выстроил инсталляцию из поставленных на попа автобусов.

«Послание к человеку»-2018: Фидель Михаилу машет рукой. Новые консерваторы и эхо свободы
фото: "Меркель должна уйти", реж. Сабина Михель, Германия

Эта глухота к историческим рифмам красиво контрастирует с тем, что в этом году очень много говорят и пишут про 1968 год, которому на «Послании» даже посвящена отдельная программа - «Сопротивление. 1968-2018». Одного упоминания короткометражных и полнометражных картин, в чьем ДНК - студенческие бунты и прочая жажда перемен, - казалось бы, изящный антоним к сегодняшнему дню. Сопротивление сменившееся новым консерватизмом, который в крайних проявлениях видит защиту прав одних через ущемление прав других.

Однако это противопоставление, вероятно, гораздо сложнее: как и в случае с членами организации ПЕГИДА, есть риск записать в один столбец десятки разных мотиваций. Вот, например, в документальной короткометражке «За Русь, за веру» Алексея Зеленского где-то во Франции потомки мигрантов из царской России образовали лагерь, куда каждое лето приезжают русскоговорящие дети из разных стран, чтобы соприкоснуться с корнями (в старинном и милитаристском изводе).

«Послание к человеку»-2018: Фидель Михаилу машет рукой. Новые консерваторы и эхо свободы
фото: "За Русь, за веру", реж. Алексей Зеленский, Франция

Или в «Мире по Далибореку» Вита Клусака сорокалетний маляр-националист, живущий у матери и выкладывающий на youtube-канал матерные и убер-патриотические песни, тихо ненавидит цыган, хоть и работает с одним из них. Клусак усугубляет ситуацию не только тем, что маляр с подругой, матерью и ее возлюбленным едет в концлагерь, где постарается убедить пожилую женщину, пережившую Холокост, что ничего ужасного в лагерях на самом деле не делали, но и тем, что фильм, вероятно, не совсем документальный, а частично постановочный.

И эта ситуация недоверия, пожалуй, ключевая для фестиваля и современности, которую смотр пытается зафиксировать на лету и в подробностях. Если документ сложно отличить от подделки, расиста от человека толерантного, безумца от идеалиста, умного от дурака, то земля, насаженная на какие-никакие координаты, начинает уходить из-под ног. И этот пресловутый дискомфорт - при консервативном ли правительстве, или же при либеральном - порождал, что события 1968-го, что «консервативные повороты» наших дней, множа страх и неуверенность.

«Послание к человеку»-2018: Фидель Михаилу машет рукой. Новые консерваторы и эхо свободы
фото: "Белый мир по Далибореку", реж. Вит Клусак, Чехия

Высшей точкой размышления на эту тему в итоге оказывается даже не могучая драма румына Раду Жуде «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», безжалостно фиксирующая вечный триумф скромного фашизма и равнодушия, но документальная лента Божины Панайотовой «Я вижу красных». Панайотова сняла прекраснодушный автобиографический детектив о том, как в коммунистической Болгарии её родственники сотрудничали с тайной полицией. Ключевая линия «Я вижу красных» не в самом вялотекущем расследовании, но в отношении к истории: 30-летняя постановщица, большую часть жизни прожившая во Франции, обрушивается на красное прошлое родины и семьи поначалу с публицистическим гневом; родители скрывают крупицы прошлого с настороженностью, опасаясь, как бы там действительно не вскрылось каких преступлений. И эти два вектора - нахрапистая смелость исторической ревизии и желание упокоить неприятное прошлое без шума и пыли - как раз максимально характерны для современности, да и для любой эпохи.

Это две стратегии, которые будут то на вершине, то в опале, хотя финал ленты Панайотовой дает надежду, что как минимум на уровне семьи и антиподы способны найти общий язык. Тогда, возможно, людям с раскуроченных улиц Дрездена и Дамаска будет нечего делить.

«Послание к человеку»-2018: Фидель Михаилу машет рукой. Новые консерваторы и эхо свободы
фото: "Я вижу красных", реж. Божина Панайотова, Болгария

фильмы

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен