Борис Бруштейн

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Борис Бруштейн фотографии

Бруштейн Борис Матвеевич

23.08.1922 - 18.05.1992

биография

23 августа 1922, Ленинград - 18 мая 1992, Йошкар-Ола

Театральный режиссер.

Был режиссером Одесского театра музкомедии.
Главный режиссер Ивановского театра музкомедии (1967-1977).
Главный режиссер Карельского музыкально-драматического театра (1977-1978).
Главный режиссер Театра оперетты Урала (Свердловск-44, Новоуральск).

Жена - заслуженная артистка РСФСР Эльза Кузнецова.

театральные работы

Ивановский театр музкомедии
«Веселая вдова» Ф. Легара
«Дьявольский наездник» И. Кальмана
«Цыганский барон» И. Штрауса
«Невеста Лукулла» Ж. Жильбера
«Полярная звезда» В. Баснера
«Восемнадцать лет» В.Соловьева-Седого
«Верка... Надежда, Любовь» М. Самойлова
«Такая ночь» М. Самойлова
«Тогда в Севилье» М. Самойлова
«Черная береза» А. Новикова
«Свадьба в Малиновке» Б. Александрова
«Под черной маской» Л. Лядовой
«Обыкновенное чудо» В. Гроховского по пьесе Е. Шварца

«Весёлая вдова» Ф. Легара (1976, Марийский музыкально-драматический театр)
«Дон Жуан в Севилье» М. Самойлова (1989, пьеса С. Алёшина, Ленинградский театр музкомедии)

театр

фотографии

публикации

  • Золотое десятилетие
  • История Ивановского музыкального театра за семь с половиной десятилетий - это сотни и тысячи имен артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников, работников постановочных цехов, директоров. И из этого списка подчас трудно выделить того и то, что перевернуло бы представление о театре, заставило в свое время столичных критиков говорить о коллективе как об уникальном организме, назвать театр "лабораторией современной музыкальной комедии".

    Нашему театру повезло - такой удивительный человек нашелся: десятилетие его деятельности на посту главного режиссера театра принято называть "золотым десятилетием" Ивановской музкомедии. Имя его - Борис Матвеевич Бруштейн!

    Приехав в Иваново в 1967 году, Борис Матвеевич сразу проявил свои лидерские качества: как генератор новых сценических идей, постановщике новаторским взглядом на репертуар, человек с тонким чутьем и пониманием зрительского интереса, навеянного нарождающимся "театральным бумом" 70-х. Он всегда подбирал в постановочную группу профессионал о в единомышленников, реализующих его режиссерскую концепцию слаженно и талантливо. Готовый всегда учиться всему и много, он требовал такой же полной отдачи до самоотверженности от артистов и постановщиков, и они платили ему за интенсивную и интересную театральную стихию своей жизни сценическими успехами и открытиями. Нетерпимость Бориса Матвеевича к разболтанности, отсебятине на сцене, к "подогреву" спиртным породила устойчивую фразу, которую и сейчас нередко произносят в адрес проштрафившегося артиста: "Эх, Бруштейна на тебя нет!". Дисциплина при нем была железная. Из воспоминаний заслуженного артиста России Ю. А. Когана: "Получается у артиста роль хорошо, "захватил" зал - Борис Матвеевич слова не скажет, но обязательно подойдет, по плечу хлопнет. Но уж если "завалил" - разнесет в пух и прах, места живого не оставит, такой разбор сделает, ночь потом не спишь, переживаешь..."

    Все это вместе взятое сделало театр неотъемлемой частью жизни ивановцев. Какие спектакли Бруштейна выходили в то время! Премьер ждали; как ждут самых дорогих гостей! "Полярная звезда" В. Баснера, "Восемнадцать лет" В. Соловьева-Седова, "Верка... Надежда, Любовь", "Такая ночь", "Тогда в Севилье" М. Самойлова, "Черная береза" А. Новикова, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Под черной маской" Л. Лядовой, "Обыкновенное чудо" В. Гроховского... Классическая оперетта в то время переживала потерю зрительского интереса, повсеместно на сцены театров всех видов "жанров шагнула современность. Борис Матвеевич чутко уловил этот процесс, и его соавторство с ныне живущими композиторами, которые, как и он, хотели донести своей музыкой романтическую мечту о лучшей жизни, красивых человеческих отношениях, чувство любви к родной земле как отголосок Великой Победы, дало возможность многим этим музыкальным комедиям впервые увидеть свет на сцене Ивановской музкомедии.

    Режиссер открывал в со временных героях характеры поэтические, возвышенные, одухотворенные. Но между тем подлинная романтика по этических характеров, безусловно, открылась в двух таких разных и успешных спектаклях, как "Тогда в Севилье" и "Обыкновенное чудо". Шуточную пьесу С. Алешина "Тогда в Севилье", рассказывающую о Дон Жуане, оказавшемся девушкой, Борис Матвеевич поставил как ироническую комедию о слепоте моды, заставляющей ценить в человеке не присущие ему в действительности качества, а лишь его репутацию. Спектакль получился праздничный и ярко театральный. Стремительный ритм запоминающихся мелодий Марка Самойлова, обилие танцев в постановке Натальи Базилевской и легкая воздушная сценография Якова Зейде создали в спектакле яркий фон для достаточно серьезного разговора о любви, о разнице между подлинностью и мишурой, искренностью чувства и фальшью. В романтической, музыкальной комедии В. Гроховского по пьесе Е. Шварца "Обыкновенное чудо" режиссер виртуозно, на контрасте сценических приемов раскрывает постулат сильного человека о необходимости решать свою судьбу самому и о преобразующей силе подлинной любви. Тщательно вычерчивая режиссерскую канву спектакля, психологически разрабатывая характеры персонажей, Борис Матвеевич никогда не упускал из виду такой обязательный компонент жанра, как юмор. "Тогда в Севилье" и "Обыкновенное чудо", при всей их трогательности и человечности, получились заразительно смешными. Но и тогда постановки классических оперетт оставались в поле зрения режиссера как дань жанру, как приверженность направлению театра. Оперетты "Веселая вдова" Ф. Легара, "Дьявольский наездник" И. Кальмана, "Цыганский барон" И. Штрауса, "Невеста Лукулла" Ж. Жильбера вошли в историю театра как образцы режиссерского сценического искусства.

    Сама личность Бориса Матвеевича была настолько харизматической - талант, интеллект, артистизм, энергия и воля, что вызывала трепет не только в труппе театра, но и в руководстве отрасли культуры. Не посетить премьерный спектакль музкомедии не позволяли себе ни представители обкома партии, ни представители управления культуры - это считалось моветоном.

    Апофеоз "золотого десятилетия Бруштейна" - гастроли нашего театра в Москве в 1975 году. В то время этот факт считался чуть ли не достижением вселенского масштаба. Но главный успех ивановцев заключался в переполненных залах, в огромных очередях за билетами, в восторженных статьях ведущих московских критиков в журналах "Театр", "Музыкальная жизнь", "Театральная жизнь". Одна из статей так и заканчивалась: "Гастроли Ивановского театра показали, что этот коллектив ищет свой путь в искусстве. У него известные удачи в плане освоения нового, в частности, произведений советских авторов. И ему по плечу создание художественно полноценных спектаклей на современную тему, в которых характеры персонажей раскрыты на доброкачественном, литературно и музыкально интересном материале". Это не повторялось потом уже никогда...

    Борис Матвеевич все творческие задачи решал через актера. Его окружала сплоченная труппа выдающихся лицедеев: заслуженные артисты РСФСР Э. Май, В. Бирилло, Л. Высоцкая, С. Артюшкевич, В. Келин, Ю. Коган, И. Ситнова, В. Каннабих, Н. Дорошенко, Л. Грачева, В. Васильева и многие другие. Но любимейшей героической парой всегда оставались заслуженные артисты РСФСР Э. Кузнецова и Б. Кучинев. Именно им он поручал раскрыть сложный мир своих лирических героев, это они блистали в "Тогда в Севилье" и "Обыкновенном чуде". Эльза Кузнецова, жена и муза режиссера, была признана на московских гастролях одной из звезд ивановской труппы.

    Все эти воспоминания - дань благодарности судьбе за то, что в нашем театре работал такой режиссер, что актеры приобретали сценический опыт при нем, что впоследствии дало возможность говорить об ивановской актерской школе как об одной из самых профессиональных в опереточном мире.

    Сам же Борис Матвеевич остался в нашей памяти выдающимся и обаятельнейшим человеком, совершенно чуждым тщеславия и снобизма. Для него театр был и оставался средой обитания. Но важно подчеркнуть другое: он не только жил в этой среде, но и сам создавал ее вокруг себя.

    Ирина СКВОРЦОВА

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение