Фея Балабина

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Фея Балабина (Феона) фотографии

Балабина Фея Ивановна

Феона

11.06.1910 - 03.05.1982

биография

29 мая (11 июня) 1910, Ростов-на-Дону, область Войска Донского, Российская империя - 3 мая 1982, Ереван, Армянская ССР

Балерина, балетмейстер и балетный педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (11.03.1939).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (22.06.1957).

Родилась в рабочей семье. С детства увлеклась балетом, в Ростове-на-Дону получила хореографическое образование, в 1925 году - солистка оперно-балетного коллектива.

Уехала в Ленинград, где в 1926—1929 годах училась на курсах при ЛХУ (Ленинградское хореографическое училище), педагоги М.Ф. Романова (Уланова), Е.Н. Гейденрейх.
В 1931 году окончила Ленинградское хореографическое училище (класс А.Я. Вагановой), по окончании которого была зачислена в штат Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, где работала до конца карьеры (c небольшим перерывом).
В 1935—1936 годах выступала в Ленинградском Малом оперном театре в партиях Классической танцовщицы («Светлый ручей»), Сванильды и Фадетты. Затем она вернулась в театр имени Кирова, где выступала в главных партиях и проботала четверть века (с 1931 по 1956 год), оставив сцену в возрасте 46 лет.

«По складу дарования Балабиной свойственны живость, непосредственность, оптимистичность, та жонглерская четкость и бравурность виртуозности, в которой ощущаешь природное изъявление чувства радости бытия», — говорил композитор и музыковед В.М. Богданов-Березовский.

«Балабина — перенесенная в современность П. Леньяни, обогащенная достижениями, сделанными нашим балетом в области хореографической выразительности» (Николай (Нил) Носилов).
«Кто хоть раз видел Балабину в одной из ее многочисленных ролей, тот несомненно, сохранил в своей памяти каскад сверкающих, филигранно отточенных, виртуозных танцев. Но это не холодный блеск сверкающего бриллианта — это брызжущие через край жизнеутверждающие человеческие чувства» (М.М. Михайлов).

Одновременно с выступлениями в театре, с 1947 года преподавала в ЛХУ; в 1953—1964 годах — педагог-репетитор в балетной труппе ЛАТОБ имени С.М. Кирова.
С 1962 года — художественный руководитель Ленинградского хореографического училища, которым руководила до 1973 года, даже выпустила мужской класс (среди учеников балетмейстер-репетитор Мариинского театра Г.Н. Селюцкий, классический танцовщик и солист балета А.Г. Нисневич, танцор и балетмейстер С.В. Викулов, артист балета и балетмейстер И.А. Чернышев).
Работала в Болгарии: в 1958—1959 и 1960—1961 годах была педагогом Софийской оперы; в 1975 году — репетитор и балетмейстер Софийского народного оперного театра. На софийской сцене поставила балет «В борьбе за освобождение» А. Райчева (по её собственному сценарию), концертную программу, перенесла на сцену этого театра балет «Спящая красавица».
В последние годы оставила педагогическую деятельность, жила одиноко.
Жизнь её оборвалась трагически — 3 мая 1982 года погибла в Ереване от взрыва бытового газа.
Похоронена в Ленинграде на Серафимовском кладбище рядом с сыном.

Семья: была первой женой артиста балета и балетмейстера Константина Сергеева (1910—1992), сын — артист балета Мариинского театра Николай Сергеев, трагически погиб в 1973 году в 27 лет в автокатастрофе.

театральные работы

Тао Хоа («Красный мак») - дебют
Китри («Дон Кихот»)
Жанна («Пламя Парижа»)
Маша («Щелкунчик»)
Эсмеральда («Эсмеральда» Пуни)
Паскуала — первая исполнительница («Лауренсия»)
Царь-Девица («Конек-Горбунок»)
Никия и Гамзатти («Баядерка»)
Гюльнара («Корсар»)
Нунэ («Гаянэ»)
Параша и Коломбина («Медный всадник»)
Белая кошечка, феи Бриллиантов, Канареек и Виолант («Спящая красавица»)
Наташа («Татьяна»)
Алиса («Раймонда», ред. 1938)
Балерина («Петрушка»)
Коломбина («Карнавал»)
Девица-краса («Весенняя сказка»)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро», а также Лебедь и Одиллия — в ред. А.Я. Вагановой)
Аврора («Аврора»)
Золушка («Золушка»)
Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева)
Лиза («Тщетная предосторожность» Л. Герольда)

призы и награды

Сталинская премия второй степени (1947) — за постановку балетного спектакля «Золушка» С.С. Прокофьева.

театр

фотографии

публикации

  • «Балабина, фактически, сложена была „антибалетно“ — маленького роста, около 150—155 см, толстенькая, крепкая, с короткими мускулистыми ногами. По воспоминаниям и оценке специалистов она была „маловыворотная“, а нога поворачивалась только на 45 градусов. И тем не менее, Балабина была невероятно прыгучей, энергичной, живой и непосредственной балериной»

    ...Балабина танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» П. И. Чайковского в Лениграде в те же годы, когда в той же партии выступала на сцене ГАБТ в Москве выдающаяся балерина Г. С. Уланова, и исполнение разных балерин сравнивалось. Если образ в исполнении Улановой был эфемерный, воздушный, как бы «потусторонний», внеземной, возвышенно-поэтический, то Фея Балабина была крепко стоящей «народной и понятной простому советскому человеку» Одеттой и виртуозной Одиллией. Её непосредственность была ошеломляющей. Публика её обожала. В "Дон-Кихоте" Балабина устраивала обвалы стен и потолка театра. Оркестр не успевал за нею: она стремительно исполняла вариацию, внезапно останавливалась, как вкопанная (оркестр продолжал играть, не успевая "затормозить"), и вздымала обе руки в сторону зала, как выразилась о ней одна балерина "словно бы сама не понимая, как она смогла так исполнить". Делала это очень искренне. После этого в зале начиналось буйство...

    ...При этом все отмечали, что при виртуозности и высочайшем темпе исполнения "Фейечка" проводила движение строго в академическом стиле, без изъянов, без помарок, без грязи. Это вызывало восторги и зала, и её партнёров по сцене, и придавало дополнительную эмоциональность её спектаклям. На вопрос "выпускали бы её в случае нечистого исполнения?" ответ был: "Нет. Нечистого исполнения в те годы в Кировском театре быть не могло". Балабина действительно была любимицей публики. Её большим достоинством, как говорят, были антраша, которые она делала по-мужски. Жаль, что не сохранились записи ее балетных выступлений...

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение