Режиссёр, педагог, драматург, публицист.
Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1986).
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996).
Его юность и театральное становление пришлись на годы Великой Отечественной войны. Когда ему исполнилось 17 лет, и пришло время идти в армию, его взяли музыкантом на скрипке в ансамбль погранвойск Грузии.
Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (1950, курс М.О. Кнебель).
Режиссер Тбилисского русского драматического театра (1950–1951).
В 1951–1956 годах - режиссер, затем - главный режиссер Краснодарского театра оперетты, где поставил более 15 спектаклей.
В 1956–1959 годах - режиссер Московского театра им. М.Н. Ермоловой.
В 1959 году основал Томский (ныне - Северский) музыкально-драматический театр, до 1965 года – главный режиссер.
Режиссер Петрозаводского музыкального театра (1965–1966), Московского театра оперетты (1966–1968).
В 1968–1972 годах - главный режиссер Московского областного театра оперетты, в 1972 году – организатор и главный режиссер Ташкентского русского театра оперетты.
Режиссер Московского государственного камерного музыкального театра п/р Б. Покровского (1973–1982, 1991–2006), Томского театра оперетты (1989–1991).
В 1982–1989 годах - главный режиссёр Чувашского государственного музыкального театра.
Поставил свыше 110 драматических и оперных спектаклей.
Автор русского текста оперетт «Мишка-аристократ» И. Кемени, «Ночь с ревизором» Д. Ранки (совм. с Ю.А. Шишмониным), либретто детских мюзиклов, пьесы «Желтая кофта» (на муз. Ф. Легара; Саратовский театр оперетты, 1996) и других.
Автор и режиссер (в рамках Москонцерта) лекций-концертов о творчестве известных композиторов (К. Караев, С.С. Прокофьев, И.-С. Бах и другие).
С 1999 года - музыкальный обозреватель журнала «Музыкальная жизнь», газет «Культура», «Вечерняя Москва», автор статей в периодической печати (журналы «Театр», «Советская музыка» и другие).
С 2007 года преподавал режиссуру на музыкальном факультете ГИТИСа.
Сын – Александр (псевдоним Мещеряков) (р. 1955, Тбилиси), правовед. Кандидат юридических наук (1986).
«Роза ветров» Б.Ф. Мокроусова (1954)
«Фраскита» Ф. Легара (1957)
«У нас на Кубани» М.Н. Киракозова (1954)
«Всадник без головы» по Майн Риду (1957)
«Дикари» С.В. Михалкова (1958, впервые)
Иркутская история
Барабанщица
«Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве (1962)
«Гамлет» У. Шекспира (1963)
«Интервенция» Л.И. Славина (1964)
«Близнецы» Ф. Шуберта (1974)
«Настоящий аристократ» В. Сирмаи (1975)
«Соль» Н.В. Богословского (по рассказу И.Э. Бабеля, 1981)
«Виолинка» А.В. Кулыгина (1982)
«Весёлая вдова» Ф. Легара (1983)
«Иоланта» П.И. Чайковского (1983)
«Чакка» А.Г. Васильева (1984)
«В бурю» Т.Н. Хренникова (1986)
«Бедный матрос» Д. Мийо (1988)
«Любовь и переполох» Г.С. Максимова (1989)
«Королева чардаша» И. Кальмана (1989)
«Как вернуть мужа» В. Ильина, В. Лукашова (1989)
«Ресторан мадам Дювалье» М. Самойлова (1990)
«Бабий бунт» Е.Н. Птичкина (1992)
«Чёртова невеста» Е.Н. Птичкина (1994)
«Холопка» Н.М. Стрельникова (Познань, Будапешт)
- Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского
1973 - 1982
1991 - 2006 - Северский музыкальный театр
1959 - 1965
1989 - 1990 - Чувашский музыкальный театр
1982 - 1989
- Московский театр оперетты
1966 - 1968
- Карельский музыкальный театр
1965 - 1966
- Театр имени Ермоловой
1956 - 1959
- Краснодарский музыкальный театр
1951 - 1956
- Тбилисский русский драмтеатр
1950 - 1951
Моему давнему другу, коллеге и товарищу по совместной работе Григорию Спектору исполнилось 80 лет. А мне - почти 100... У нас есть о чем поговорить, что вспомнить. Ведь многое мы услышали за эти годы, многое увидели. А многое понаделали и сами. И довольно многое из того, что мы делали, оказывается в воспоминаниях не таким уж и плохим... Каждый из нас пришел к искусству театра по-своему, но нас объединяет то, что мы одинаково любим его, не можем без него жить и в нас постоянно живет стремление что-то внести в него и даже улучшить...
Наши пути с Григорием Спектором сошлись очень давно, еще в самом начале создания мною Камерного музыкального театр. Теперь можно сказать - нами, потому что он принял горячее участие в нашей работе, - и в поисках помещения для тогда еще бездомного театра, и в привлечении авторов и композиторов, в популяризации молодого и еще малознакомого театра в прессе и у общественности, и в организации первых зарубежных гастролей. И конечно, в повседневной творческой работе. Он был моим помощником во всех моих постановках первого десятилетия Камерного театра, да и сам успешно ставил такие спектакли, как, например, первую оперетту Шуберта на русской сцене - "Близнецы", с дирижером Геннадием Рождественским, или единственную оперу Никиты Богословского "Соль" по рассказу И. Бабеля.
Григорий Спектор - режиссер не только оперный. Он, ученик Марии Осиповны Кнебель, работал в солидных драматических театрах, например в Московском им. Ермоловой (многие помнят его постановку водевиля С. Михалкова "Дикари" с блистательным Вициным в главной роли). В его багаже - постановки "Иркутской истории", "Барабанщицы" и даже "Гамлета" в Томском музыкально- драматическом театре. Но основная его любовь и преданность отданы все же театру музыкальному. На сценах театров страны он ставил и "Иоланту", и "Князя Игоря", он был последним, кто поставил прекрасную оперу Т. Хренникова "В бурю", и первым, поставившим в России оперу француза Дариюса Мийо "Бедный матрос". Постановок много, больше ста, разных и по жанру, и по "ключикам", которыми он их открывал.
Спектор - человек легкий и веселый. Может быть, поэтому он так любит оперетту. Мало того что часто ее ставит, так ведь еще и открывает новые театры! Так, он в Узбекистане конкурсом собрал труппу с ядром из выпускников Гнесинского училища, поставил спектакли и открыл Ташкентский Русский театр оперетты!
Не устаю удивляться, как он легок на подъем. Из Театра им. Ермоловой сорвался и уехал в Сибирь - главным режиссером в новый музыкально- драматический театр молодого города, ныне Северска. А прослышав, что в Чувашии строят новое здание, где будет Театр оперы и балета, и получив туда приглашение, уехал и из нашего камерного театра и работал целых семь лет в Чувашии! Ездил он и за рубеж. В моем архиве есть письмо знаменитого Будапештского театра оперетты - благодарность за прекрасную постановку режиссера Московского Камерного музыкального театра Г.В. Спектора оперетты Стрельникова "Виолетта Леблан" ("Холопка"), прошедшую более 100 раз.
Годы берут свое, и ездит Григорий Владимирович, или Гриня, как мы его часто называем, все меньше. Зато, как человек удивительно многосторонний, стал писать. Пишет пьесы для музыкальных спектаклей, они ставятся в театрах, потому что делаются со знанием сцены, как, например, "Желтая кофта, или Страна улыбок " на музыку Легара, поставленная в Саратовском театре оперетты, пишет и веселые детские мюзиклы. А в последнее время все чаще обращается к журнальным страницам и газетным полосам с рецензиями, музыкальными и театральными обзорами, творческими портретами.
Читать его интересно, у него свежесть восприятия, доказательность, точность формулировок. Он много знает, но, кроме того, у него есть осознанное отношение к процессам в нашей сегодняшней культуре и гражданская позиция, которую я разделяю! Подкупает неравнодушие, его горячность ко всему, и хорошему, и отрицательному, что происходит в нашей культуре, в искусстве.
А я всегда буду с благодарностью вспоминать, что именно Григорий Спектор дал первый удар колокола, которым мы открыли наш Камерный музыкальный театр на Соколе. Подозреваю, что и сегодня, в свои 80 лет, он, солидный и заслуженный деятель искусств, не прочь подбежать к нашему колокольчику и дать звонок к началу спектакля!
Будем очень признательны за помощь.
- Yanina Sokolova 20.02.2025 22:21Такой великий человек, за всю жизнь внёс непосильный вклад в развитие театра.
- Мария_2191 19.02.2025 13:29Вечная память!
- GuyfromCanada 18.02.2025 00:44Светлая память.
- Alevay 17.02.2025 21:37Чуть-чуть до 100 не дотянул.... Прожил долгую жизнь.... Светлая Ему Память!
- Всего сообщений на странице обсуждения: 4. Свое сообщение Вы можете оставить на этой странице