Нариман Чунихин

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Нариман Чунихин биография

Чунихин Нариман Евгеньевич

12.05.1929 - 06.12.1995

биография

Родился 12 мая 1929 года селе Знаменском, недалеко от Курска, в семье учителей.

Дирижер, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (15.11.1973).

Детство его прошло в Воронеже, где его отец - историк по образованию и одаренный музыкант-самоучка, игравший на балалайке, - работал директором школы.
Рано проявив абсолютный слух и удивительную память, Нариман с 5 лет начал учиться игре на скрипке у Р. Каминского - старого скрипача, в молодости получившего одобрение от самого П. И. Чайковского, - и в 11 лет дал свой первый сольный концерт. Приехавший в Воронеж Давид Ойстрах высоко оценил юного скрипача и рекомендовал его в ЦМШ. Через месяц началась война.

Пройдя немецкую оккупацию, чудом оставшись в живых, год Нариман находился в партизанском отряде, где получил сильную контузию. В 1944 г. его разыскал и забрал в Свердловск дядя, В. М. Шестаков, работавший секретарем Свердловского обкома партии. В Свердловске Нариман поступил в недавно открывшуюся музыкальную десятилетку, но из-за потерянных трех лет занятий ему пришлось перейти на альт. По всем остальным дисциплинам потерянных лет никто не заметил: выручила феноменальная память и гуманитарные способности.
Окончив в 1949 году школу, поступил в Уральскую консерваторию к С. Я. Мадатову (класс скрипки и альта). После отъезда Сергея Яковлевича оканчивал консерваторию у своего старшего соученика Г. И. Тери, с которым его также всю жизнь связывала дружба.

В год окончания Нариманом Уральской консерватории в ней открылось отделение оперно-симфонического дирижирования во главе с М. И. Паверманом. Выдержав жесточайший конкурс и поразив комиссию своими знаниями на коллоквиуме, Нариман стал учеником Павермана. Он всегда хранил благодарность своему учителю, а также преподававшему у дирижеров теоретические дисциплины композитору В. Н. Трамбицкому. В 1959 году окончил курс, продирижировав дипломный спектакль «Фауст» в оперном театре и симфонический концерт в филармонии, который завершил «Франческой да Римини» Чайковского. В том же году он встал за пульт Свердловского симфонического оркестра, в котором четыре года до того играл как альтист.

Еще будучи студентом-дирижером, с 1954 года начал преподавательскую деятельность на кафедре оперно-сценической подготовки. В 1955 году он стал ассистентом дирижера А. А. Людмилина по постановке в консерватории оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»; в 1959 году к 25-летию консерватории поставил сцены из оперы Трамбицкого «Гроза». В период с 1954 по 1974 г. в его классе по оперно-сценической подготовке занимались такие известные впоследствии певцы, как В. Турчанис, К. Родионова, И. Наволошников, Ц. Пуревдорж, О. Агафонов, В. Экнадиосов и другие.

В 1974 г. он прошел четырехмесячную стажировку в Москве у выдающегося французского дирижера Игоря Маркевича.
С 1959 по 1975 годы работал в Свердловской филармонии: сначала как художественный руководитель и одновременно «третий» дирижер (после М. И. Павермана и А. Г. Фридлендера), а последние пять лет - как главный дирижер Свердловского симфонического оркестра. Программы концертов Чунихина охватывали все симфонии и все инструментальные концерты Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина; 10 из 15-ти симфоний и все концерты Шостаковича; симфонии и концерты Мясковского, Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Щедрина, Эшпая, а также произведения Бриттена, Бернстайна, Мийо, Хиндемита, Бартока и других композиторов. Его партнерами-солистами были Э. Гилельс, Я. Флиер, В. Мержанов, В. Ашкенази, А. Ведерников, Д. и И. Ойстрахи, М. Ростропович, Л. и П. Коганы, Б. Гольдштейн, С. Нейгауз, Д. Шафран, В. Третьяков, Г. Кремер, В. Пикайзен, Е. Малинин, Н. Штаркман, Л. Сосина, Б. Давидович, Ю. Ситковецкий, Л. Власенко, М. Фихтенгольц, В. Спиваков, В. Климов, М. Хомицер, С. Доренский, Р. Керер, А. Наседкин и многие другие.

Дирижировал на фестивале, посвященном 100-летию Рахманинова, а также множеством концертов, где были исполнены сочинения уральских композиторов: В. Трамбицкого, Н. Пузея, все симфонии Г. Топоркова (первый исполнитель), Б. Гибалина, В. Щелокова, Л. Никольской, Л. Гуревича, К. Кацман. Много сил он отдал реализации идеи установки в Свердловске органа.

В 1975 году был переведен дирижером в театр музыкальной комедии. В 1977-1980 годах работал главным дирижером музыкального театра в Красноярске и преподавал в только что открывшемся Красноярском институте искусств. В 1980-1985 годах он - главный дирижер Челябинского театра оперы и балета. Там под его руководством были поставлены оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Русалка» Даргомыжского, «Аида» Верди, балет «Гусарская баллада» Хренникова. Одновременно он работал в Челябинском институте культуры, а также выступал с симфоническими вечерами, где им, помимо классического репертуара, были впервые исполнены многие произведения челябинских композиторов: М. Смирнова, Е. Гудкова, В. Веккера, В. Семененко, Ю. Гальперина.

В 1985 году вернулся в Свердловск, где с 1986 года и до конца жизни работал на кафедре оперно-сценической подготовки (позднее - музыкального театра). Им были поставлены при участии хора и оркестра сцены из опер Верди «Аида», «Трубадур», Мусоргского «Хованщина», концерт-спектакль к 175-летию Дж. Верди. Он подготовил в оперном классе таких певцов, как В. Афанасенко, С. Плетенко, И. Лоскутова, Е. Барышева, В. Шебалина, Н. Семенова, В. Огнева, Н. Калачева, П. Калачев.

Н. Е. Чунихин также руководил симфоническим оркестром студентов: были исполнены «Магнификат» Баха, Пятая симфония и сюита из балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, произведения Вебера, Глинки, Бородина, скрипичный концерт Мендельсона (солист - В. Мильштейн) и фортепианные концерты, в которых солировала Н. Панкова: 4-й концерт Бетховена, 2-й и 4-й концерты Рахманинова, 2-й концерт Сен-Санса. В этот же период им по поручению тепло относившегося к нему Е. В. Колобова был поставлен в Свердловском оперном театре балет Чайковского «Спящая красавица».

Он не умел строить карьеру, и в консерватории ему не удалось подняться выше доцента. Когда пришла пора получать звание, ему дали блестящие рекомендации Л. Власенко, Е. Колобов, Т. Хренников и Е. Малинин. С последними двумя вышла заминка: оба, не сговариваясь, сделали одну и ту же ошибку - вместо «безусловно заслуживает звания доцента» написали «заслуживает звания профессора»... Большим музыкантам виднее.

Умер 6 декабря 1995 года. Похоронен на Сибирском кладбище Екатеринбурга.

театр

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение