Файзи Гаскаров

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Файзи Гаскаров биография

Гаскаров Файзи Адгамович

21.10.1912 - 18.06.1984

Артист фронтовой бригадыАртист фронтовой бригады

биография

21 октября 1912, Бирск Уфимской губернии - 18 июня 1984, Уфа

Башкирский танцовщик и балетмейстер.
Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1944).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).

Во время Гражданской войны лишился родителей. С 1919 года воспитывался в детских домах Бирска, Дорогобужа Смоленской области и Селивановской трудовой колонии Бирского района Башкирии. В 1924 году поступает в Бирский педагогический техникум. В 1925 году становится учеником в оркестре и танцевальном ансамбле Башкирского академического театра драмы и одновременно обучается на музыкальном отделении Башкирского техникума искусств.

По рекомендации В. Г. Муртазина-Иманского, поступает на обучение в хореографическом техникуме при Большом театре СССР по классу народного артиста СССР И. А. Моисеева.
В 1934-1936 гг. заведовал башкирском отделением Ленинградского хореографического училища, где получал уроки классического танца. В 1932-1934, 1936-1937 гг. преподавал в Башкирском техникуме искусств, одновременно работал балетмейстером в Башкирскомтеатре драмы и Республиканском русском драматическом театре Башкирии, исполнял обязанности художественного руководителя комиссии при БашЦИКе и Башнаркомпросе по набору учащихся в ЛХУ. В 1937-1938 гг. - солист Государственного ансамбля народного танца СССР (худ. рук. Моисеев).

С 1939 года по 1970 год с перерывами работал художественным руководителем Башкирского государственного ансамбля народного танца. В годы Великой Отечественной войны он периодически выезжал в командировки с концертами в части действующей армии и флота, в том числе в Башкирскую кавалерийскую дивизию.
Создав Башкирский ансамбль народного танца, построил образцовый репертуар национальной танцевальной эстрады, ввел новые художественно-хореографические темы и танцевально-сценические формы. Собирал и систематизировал танцы, бытовавшие в народе, самодеятельном искусстве. Хореографические композиции "Баик", "Гульназира", "Три брата" ("Эс туган") - самобытное претворение мотивов башкирского танцевального фольклора. Основные произведения: лирический дуэт "Дружба", героический монолог "Башкирский воин", хореографический скетч "Жених", героико-романтическая сюита "Северные амуры", юмористические композиции "Проказницы", "Юность наших бабушек". Многие из них, в частности, хореографические миниатюры "Влюбленные строители", "Укрощение укротителей", а также танцевальные композиции народов Башкортостана, России и мира - яркий пример воплощения новых пластических тем.
Гаскаров оказал большое влияние на эстетику башкирского классического балета в спектаклях "Журавлиная песнь", "Горный орел", "Черноликие" и др.; воспитал плеяду солистов балета и артистов танцевальной эстрады. Написал книгу "Башкирские танцы" (Уфа, 1958), где впервые исследовал традиционные формы национального танцевального фольклора, реконструировал исторические формы башкирского танца.
В 1945-1951 гг. - балетмейстер и главный балетмейстер Татарского театра оперы и балета и Татарского государственного ансамбля песни и пляски. В 1957-1958 годах возглавлял балетную труппу Башкирского театра оперы и балета.

В 1988 году Башкирскому государственному ансамблю народного танца присвоено имя Файзи Гаскарова.

призы и награды

Лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967).
Награжден орденом «Знак Почета» (1967).

театр

публикации

  • Файзи Гаскаров-многоликий творец
  • Файзи Адгамович Гаскаров, выдающийся танцор, балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР, «отец» Башкирского Ансамбля народного танца, родился 21 октября 1912 года.

    Его дочь Гульнара вспоминала: «Отец рассказывал, что его нашли в стоге сена. Потом был какой-то приют, там ему дали имя. Разыскать этот приют не удалось. Снесли, наверно».

    Если Файзи Адгамович не шутил, то как же мы должны быть благодарны Провидению за то, что дитя осталось жить.

    Воспитывался Файзи в детских домах Бирска и Дорогобужа Смоленской области. В 1924 году его направили на учёбу в Бирский педагогический техникум.

    Затем, будучи учеником танцевального ансамбля башкирского театра драмы, он параллельно учился на музыкальном отделении Башкирского техникума искусств.

    Танец завладел им настолько, что по рекомендации режиссёра Муртазина-Иманского сирота решает ехать в Москву, в хореографический техникум при Большом Театре СССР по классу народного артиста Игоря Александровича Моисеева, где обучается с 1928 по 1932 год.

    Ветеран ансамбля Гаскарова Хашим Мустаев, который танцевал вместе с Рудольфом Нуриевым в Ленинграде, пишет: «Гаскаров дерзнул обивать пороги кабинетов высших московских начальников, дойдя до Надежды Константиновны Крупской, и «вырвать» согласие чиновников на открытие национального отделения в Ленинградском хореографическом училище для детей Башкирии».
    В 1934 году Гаскаров везёт одарённых детей, прошедших конкурс (председателем которого сам был), в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой, где возглавляет башкирскую студию. В неё вошли Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Фаузи Саттаров, Майя Тагирова и другие. Сам он берёт там уроки классического танца.

    Игорь Моисеев оценил талант своего незаурядного ученика, и в 1937 году Файзи становится солистом Государственного ансамбля народного танца СССР под руководством Моисеева, а позже его ассистентом.
    С 38 г. он балетмейстер.

    Сокровенной мечтой Файзи Адгамовича было создание народного башкирского танцевального коллектива. Моисеев одобрил это стремление и посоветовал изучать быт, обряды и танцы в глухих, чисто башкирских деревнях, и при этом большое внимание уделять народной музыке.

    Уже в поезде, по дороге домой, Гаскаров придумывает сценарии будущих танцев.

    В республике он добивается организации этнографической экспедиции по деревням. Целью был поиск талантливой молодёжи для танцевальной группы и материала для создания танцев.
    11 марта 1939 г. ученик Игоря Моисеева - Файзи Гаскаров становится художественным руководителем ансамбля танца в Уфе и остаётся им по 1970 год (с перерывами).

    Направление развития коллектива ясно – народные танцы.
    Писатель Алла Докучаева в книге об ансамбле «Созвездие талантов» рассказывает в частности о Хазине Магазовой - одной из первых солисток, которая появилась в коллективе Файзи Гаскарова именно тогда, в 1939 году, когда он только создавался.

    Любознательная Хазина пришла на просмотр претендентов в танцевальный ансамбль, чтоб только посмотреть, как происходит отбор и кто такой Гаскаров. Но этот человек с пронзительным взглядом сразу заметил ее и, задав несколько вопросов, предложил повторить ряд замысловатых движений. Она легко повторила, и тогда Гаскаров произнес фразу, коренным образом изменившую судьбу девушки: «У Вас явные танцевальные способности. Поступайте к нам в ансамбль!»

    Впоследствии Файзи Гаскаров вспоминал, что в ее лице обрел не только отличную танцовщицу, но и хорошую помощницу. Она поначалу лишь познавала особенности народного национального танца, повторяя за Гаскаровым все приемы и жесты. Однако уже тогда удивительная способность к импровизации, врожденное изящество выдавали в ней особый талант. А молодой руководитель поставил для нее сольный танец «Муглифа».

    Успех «Муглифы» был огромный. Затем Гаскаров поставил для Магазовой парные танцы «Игра с платком» и «Дружба». Хазина и Ирек Ибрагимов так азартно поиграли с платком, что прошли в финал Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

    В 1940 г. коллектив становится Башкирским Государственным ансамблем народного танца.

    На лето 1941 года намечалась Декада башкирского искусства в Москве. Для неё Гаскаров решил сольную «Муглифу» видоизменить в массовый танец под названием «Зарифа». Для этого по районам республики отобрали сорок молодых танцоров из самодеятельности. Новый номер стал настоящим шедевром национального искусства, и Хазина солировала в нем, зажигая своим темпераментом остальных участников. Горячий прием у зрителей вдохновил руководителя ансамбля на создание нового коллективного танца, где опять выразительницей идеи стала солистка Магазова. Гаскаров даже считал ее соавтором «Гульназиры», ставшей вместе с «Зарифой» визитной карточкой коллектива на долгие годы.

    А когда разразилась война, башкирская концертная бригада, в которую входила и Хазина Магазова, выступала с концертами в воинских частях, в госпиталях, перед Башкирской кавалерийской дивизией, на Сталинградском фронте, исколесила весь Юго-Западный фронт.

    В домашнем архиве артистки свято хранились пожелтевшие от времени благодарственные отзывы из воинских частей. Их подписывали Герой Советского Союза Тагир Кусимов, гвардии майор Зайцев. Теперь эти документы переданы в музей ансамбля имени Файзи Гаскарова.

    В послевоенные годы Хазина Нурмухаметовна, как верная помощница Гаскарова, упорно работала с женским составом ансамбля, сама еще молодая, набиралась педагогического опыта, который впоследствии сполна пригодился ей как наставнице.

    Назначенная на 1941 год Декада башкирского искусства в Москве состоялась лишь 14 лет спустя. К этому времени Хазина Магазова была настоящей звездой ансамбля, народной артисткой БАССР, дважды награжденной орденом «Знак Почёта».

    В каких бы гастрольных поездках ни бывал ансамбль – во Вьетнаме, в Средней Азии и Казахстане, на Урале и в Поволжье, везде, памятуя уроки Файзи Адгамовича, его верная ученица изучала новые танцы и потом включала их в свой репертуар: индийский, узбекский, бурятский.

    В 1957-1958 г. Файзи Адгамович Гаскаров руководил балетной труппой Башкирского Театра Оперы и Балета.
    По словам дочери Гаскарова, «отец дружил с первой балетной парой республики – Халяфом Сафиуллиным и Зайтуной Насретдиновой, которых опекал всю жизнь. Свой первый балет «Журавлиная Песнь» (автор либретто) он посвятил этой замечательной паре», нашёл композитора Л. Степанова, и получился шедевр – эмблема башкирского искусства. Журавль – символ свободолюбия и патриотизма у башкир. В балетном спектакле «Зюгра» (1947 г.) Гаскаров - автор либретто и хореографии. Балет «Северные амуры» композитора Ахметова М.Х. также сделан по либретто Гаскарова.
    «Отец притягивал к себе неординарных людей, будучи сам человеком талантливым.

    С композитором Александром Ключарёвым их связывала долгая дружба.

    Танцы получались гениальные, так как хореография и музыка идеально совпадали».

    В каждом танце – образ, трагический, комический, бытовой. Таким образом, танец вырастает до уровня поэмы.

    Профессор кафедры режиссуры факультета культуры и искусства Омского гос.университета имени Ф. М. Достоевского Борис Яковлевич Торик – бас и художник Башкирского театра оперы и балета, а в 1993-1995 г.г. – главный художник, многие годы друживший с Гаскаровым, вспоминает:

    «Ансамбль свой он вообще по крупицам собирал, из народных самородков, никаких училищ они не кончали, и, когда им на смену пришли обученные танцоры с позициями в ногах и поставленными руками, что-то неповторимо самобытное улетучилось.

    Гаскарова просто боготворили в Казани, где ему случалось работать, его именем там делалось всё, беспрепятственно. В те времена сняли фильм о Файзи и его ансамбле – «Крылья души», где сам И.Моисеев говорит о нём замечательные слова».

    Гаскаров впервые увидел Торика в «Фаусте» в роли Мефистофеля. Оказалось, что так заинтересовавший его костюм придумал сам певец. А Файзи как раз вынашивал замысел «Северных амуров». Он предложил Торику одеть башкирские танцы. Знаменитые шапки с красным конусом! Долго спорили о ткани, цвете, пока Торик не придумал продёрнуть чёрные шнуры по красному фону.

    «Я обрадовался. Таких шапок никогда не было, но они прижились, потому что в них есть и стиль, и реалистичность», - говорил Гаскаров.

    Торик: «Над «Северными амурами» мы работали целый год, искали этот силуэт, который теперь стал христоматийным: летящая мужская фигура, увенчанная пышными мехами, с ярким развевающимся зеляном за плечами.

    Известный художник Мухаммед Арсланов возмущался: «Не было у башкир таких шапок с хвостами!». Но искусство – это не краеведческий музей, главное – создать национальный характер. Ведь неспроста этот условный тип джигита так всем полюбился, что с тех пор кураисты, певцы, не говоря уже о танцорах, выходят на сцену в этих шапках и зелянах, накинутых на плечи, как чапаевская бурка, по-гаскаровски».

    Заслуженный деятель Башкортостана Борис Торик более 20 лет создавал костюмы для ансамбля.

    Поставленные Гаскаровым танцы вошли в золотой фонд репертуара ансамбля.

    Это: «Гульназира», «Зарифа», «Загида» (которые принесли коллективу первые победы на Всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях, золотые и серебряные медали),

    лирический танцевальный дуэт «Дружба» (солист Хисбулла Зубайдуллин, солистки – Равиля Хазиева, Лидия Нагаева),

    «Три брата» (старший - Закир Исмагилов, средний - Мухамет Идрисов, младший - Анвар Фахрутдинов) – о преемственности поколений,

    «Баик» (Мухамет Идрисов), (Баик – мужское имя, танцор изображает то ловкого юношу, то наездника, то старика),

    «Свидание у ручья», «Проказницы» (с зажигательной Фаей Гареевой) – юмористическая композиция,

    старинный «Танец охотника» - в народе «Перовский» (Хисбулла Зубайдуллин),

    танец-легенда «Семь девушек» ( в старинном предании рассказывается о 7 башкирских красавицах, которые не отличаются друг от друга, так схожи они лицом, станом, характером. Танцуют плавно, сдержанно, с гордо поднятой головой и опущенным взором.

    Они спасают свою подругу от старика-жениха и готовы утопиться),

    «Подарок» (А. Фахрутдинов, Л.Нагаева),
    «Жених» (жених - Х. Зубайдуллин , гармонист – Рим Бакиров, невеста - Зилара Аюпова, Лидия Нагаева),

    пакистанский танец «Три грации» (Зилара Аюпова, Лидия Нагаева, Эльза Урманова).

    Индийский «Танец в стиле манипури», африканский, вьетнамский, лаосский, корейский исполняла Лидия Нагаева.

    Специально для блистательной Екатерины Варламовой был создан танец «Влюблённые строители», она исполняла незабываемый «Танец павлина», индийский танец.

    Как человек весёлый, Файзи Адгамович создал ряд танцев, брызжущих юмором:

    «Укротители» - об укротителях необъезженных коней и лукавых девушках, укрощающих этих укротителей; «Весенний поток» - о жизни татарской деревни начала ХХ века; «Через улицу» - оригинальная народная игра.

    Он внёс неоценимый вклад в развитие башкирской народной хореографии. Созданные им танцы вошли в историю Башкирии живой летописью.

    Лада Пихта

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение