Александр Чертов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Александр Чертов фотографии

Чертов Александр Семёнович

28.03.1908 - 13.02.2005

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

28 марта 1908, Симферополь, Крым, Россия - 13 февраля 2005, Саратов

Режиссер и педагог театра кукол.
Заслуженный артист РСФСР (11.08.1961).

После окончания школы в 1926 году начал работать в качестве актера в трудовом коллективе драмы при райпрофбюро города Севастополя. А в 1927 года он переехал в Тифлис, где работал в Тифлисском передвижном рабочем театре — ТПРТ.
В 1929-1932 годах учился в Ленинградском техникуме сценических искусств на отделении режиссуры, которым руководил Владимир Николаевич Соловьев. Затем работал в Минске преподавателем специальных дисциплин в техникуме сценических искусств и в театрах: ТЮЗе и драме. Выступил инициатором создания в Донецке Дома художественного воспитания детей - ДХВД, где и работал педагогом с группой детей, обучая их азам искусства. Трое из его воспитанников стали выдающимися людьми в области литературы и искусства. Это известный писатель Леонид Лиходеев, поэт Юрий Левитанский и актер Семён Соколовский.
С 1935 по 1941 гг. работает и одновременно обучается в вахтанговской студии у Б. Е. Захавы. Его определяют ассистентом на курс драмы к мастерам И. М. Толчанову и Е. В Ляуданской.
В августе 1945 года он впервые приехал в Саратов и начал преподавать в драматической студии при ТЮЗе. Из одиннадцати учеников, закончивших ее, трое станут впоследствии народными артистами СССР. Это Валентина Ермакова, Зоя Спирина и Николай Михеев. Родоначальник школы актеров театров кукол в Саратове, создавший это отделение и бессменно им руководивший более двадцати лет сначала в Театральном училище им. И. Слонова, а потом на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.
В работе с куклой А. С. Чертов требовал точного пластического рисунка в движениях куклы, оправданного и фиксированного жеста, точного совпадения речевой характеристики с образом куклы.

театральные работы

Постановки: «Царь-водокрут», «Никита Кожемяка и Змей Горыныч», «Иван – крестьянский сын»

призы и награды

В июне 1945 г. награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

театр

фотографии

публикации

  • Патриарх и его «деточки»
  • Он присутствовал на репетициях Всеволода Мейерхольда, учился у одного из основателей вахтанговской школы Бориса Захавы, на протяжении всей жизни дружил с Борисом Равенских, народным артистом СССР и главным режиссером Малого театра… И воспитал, как педагог, множество талантливых учеников, разъехавшихся в свое время по Союзу, а ныне не забывающих о своем учителе, даже пребывая за границей.

    Столетие Александра Семеновича Чертова стало для его воспитанников в конце марта еще одним важным поводом, чтобы вспомнить этого уникального человека, который не дожил двух с половиной лет до своего трехзначного юбилея.

    Родился Чертов в 1908 году в Крыму, в интеллигентной семье. Еще учась в гимназии, пробует себя на актерском поприще. Затем – Ленинград, учеба в театральном техникуме, переписка с Захавой, который пригласил его вскоре в Москву, в Щукинское училище, ассистентом режиссера.

    Об этих и других фактах биографии заслуженного артиста РФ говорили в самой что ни на есть неформальной обстановке коллеги, ученики, знакомые Александра Семеновича на презентации книги «Рыцарь театра», посвященной его жизни и творчеству. Она только что вышла в свет в Саратове, в издательстве «Аквариус». Вечер прошел в Саратовском театре юного зрителя, где Чертов также плодотворно работал.

    В книге собран богатый материал, который в своем хронологическом ряде, собственно, отображает даже не столько жизненный путь конкретного актера и организатора театрального дела, а общие черты поколения, прошедшего и через революцию, и через годы репрессий, и относительно «благополучный застой», и время перестройки и крушения, как многим казалось, всех идеалов.

    Поразительно, но Чертов во все эпохи сохранял независимость и позитивное отношение к жизни. Автор этих строк приятно обнаружил при личном знакомстве, а было это в 2004 году, что в свои 96 лет Александр Семенович активно интересуется новейшими веяниями в популярном искусстве. Свидетельство тому была громко включенная музыка молодежного канала «Муз-ТВ» в его кабинете, которая действительно вносила определенно новое в интерьер со стеллажами еще дореволюционных книг. Его любимое слово в общении с людьми было «деточка», и в этом, по признанию многих, лично соприкасавшихся с Александром Семеновичем, светилось нечто такое, что роднило его со сказочником и исключало какую-либо фамильярность или легкомысленность. И такая доброта, выраженная в слове, приносила внушительные результаты.

    В разные периоды «деточками» Чертова-педагога стали литераторы со всероссийским именем: Юрий Левитанский и Леонид Лиходеев, саратовские знаменитости Валентина Ермакова и Зоя Спирина. Сам же Чертов, видимо, подспудно чувствуя в себе дар учителя, много сил отдал теории и практике кукольного театра, по-своему обосновывая его значение в развитии ребенка. В театральном училище имени Слонова, а затем на театральном факультете консерватории он слыл «саратовским Сергеем Образцовым».

    Алексей ГОЛЯКОВ

  • «Такого режиссёра саратовская труппа ещё не знала»
  • ...Но об одном из режиссёров забывать никак нельзя.

    Александр Семёнович Чертов приехал в саратовский «Теремок» в 1965 году. На тот момент у него за плечами уже была такая творческая судьба, которой можно позавидовать.

    Те строки, что взяты эпиграфом к этому материалу, были написаны журналистом и поэтом из Читы и посвящались кукольному театру под руководством Чертова. В Чите кукольный театр Чертов буквально воссоздал из пепла, и он, театр, засверкал, о нём заговорили. А ведь кроме Читы была работа в Тифлисе, Иванове, Воронеже, других городах.

    В 65-м году он попал в Саратов по направлению, но город не был для него чужим. В сороковых Чертов вёл здесь театральную студию. Поэтому предложение стать режиссёром в нашем театре кукол он принял с воодушевлением.

    Всего два года он прослужил в театре, поставил два спектакля — но каких! «Царь Водокрут» Евгения Шварца и «Иван-царевич и Серый Волк» стали жемчужинами в репертуаре «Теремка». «Иван Царевич…» шёл более 200 раз!

    «Такого режиссёра саратовская труппа ещё не знала, — пишет в воспоминаниях о муже Татьяна Чертова. — Это был режиссёр-философ, режиссёр-педагог. Для него важна была атмосфера творчества, в которую он погружал актёра, чтобы тот был пропитан ею, чтобы потом через него дыхание этой атмосферы передавалось зрителю. <…> Ему хотелось, чтобы актёры были не просто ремесленниками, чтобы они понимали философский афористичный язык театра кукол, чтобы они были его единомышленниками в полном смысле этого слова».

    Однажды произошла такая история. В один из дней в театре должен был идти «Царь Водокрут». Чертов, который не мог видеть сцены, но знал, что по времени спектакль уже должен был начаться, услышал полную тишину.

    — В чём дело? — спросил он у администратора. — Кто сорвал спектакль?

    — Никто не сорвал. В зале полный аншлаг, — отвечали ему.

    Чертов выглянул в зал: все 350 мест были заняты. Но там стояла оглушительная тишина. Даже дыхания не было слышно — так поглощены были дети происходящим на сцене.

    В 1967 году из-за внутренних интриг Чертов вынужден был покинуть Саратовский театр кукол и полностью посвятил себя педагогической работе в театральном училище им. Слонова. В числе его учеников — Зоя Спирина, Валентина Ермакова, Татьяна Кондратьева (служит в «Теремке» и сегодня).

    Анна Мухина

    Газета Недели в Саратове №37 (78) - 21.10.2009

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение