Он присутствовал на репетициях Всеволода Мейерхольда, учился у одного из основателей вахтанговской школы Бориса Захавы, на протяжении всей жизни дружил с Борисом Равенских, народным артистом СССР и главным режиссером Малого театра… И воспитал, как педагог, множество талантливых учеников, разъехавшихся в свое время по Союзу, а ныне не забывающих о своем учителе, даже пребывая за границей.
Столетие Александра Семеновича Чертова стало для его воспитанников в конце марта еще одним важным поводом, чтобы вспомнить этого уникального человека, который не дожил двух с половиной лет до своего трехзначного юбилея.
Родился Чертов в 1908 году в Крыму, в интеллигентной семье. Еще учась в гимназии, пробует себя на актерском поприще. Затем – Ленинград, учеба в театральном техникуме, переписка с Захавой, который пригласил его вскоре в Москву, в Щукинское училище, ассистентом режиссера.
Об этих и других фактах биографии заслуженного артиста РФ говорили в самой что ни на есть неформальной обстановке коллеги, ученики, знакомые Александра Семеновича на презентации книги «Рыцарь театра», посвященной его жизни и творчеству. Она только что вышла в свет в Саратове, в издательстве «Аквариус». Вечер прошел в Саратовском театре юного зрителя, где Чертов также плодотворно работал.
В книге собран богатый материал, который в своем хронологическом ряде, собственно, отображает даже не столько жизненный путь конкретного актера и организатора театрального дела, а общие черты поколения, прошедшего и через революцию, и через годы репрессий, и относительно «благополучный застой», и время перестройки и крушения, как многим казалось, всех идеалов.
Поразительно, но Чертов во все эпохи сохранял независимость и позитивное отношение к жизни. Автор этих строк приятно обнаружил при личном знакомстве, а было это в 2004 году, что в свои 96 лет Александр Семенович активно интересуется новейшими веяниями в популярном искусстве. Свидетельство тому была громко включенная музыка молодежного канала «Муз-ТВ» в его кабинете, которая действительно вносила определенно новое в интерьер со стеллажами еще дореволюционных книг. Его любимое слово в общении с людьми было «деточка», и в этом, по признанию многих, лично соприкасавшихся с Александром Семеновичем, светилось нечто такое, что роднило его со сказочником и исключало какую-либо фамильярность или легкомысленность. И такая доброта, выраженная в слове, приносила внушительные результаты.
В разные периоды «деточками» Чертова-педагога стали литераторы со всероссийским именем: Юрий Левитанский и Леонид Лиходеев, саратовские знаменитости Валентина Ермакова и Зоя Спирина. Сам же Чертов, видимо, подспудно чувствуя в себе дар учителя, много сил отдал теории и практике кукольного театра, по-своему обосновывая его значение в развитии ребенка. В театральном училище имени Слонова, а затем на театральном факультете консерватории он слыл «саратовским Сергеем Образцовым».
...Но об одном из режиссёров забывать никак нельзя.
Александр Семёнович Чертов приехал в саратовский «Теремок» в 1965 году. На тот момент у него за плечами уже была такая творческая судьба, которой можно позавидовать.
Те строки, что взяты эпиграфом к этому материалу, были написаны журналистом и поэтом из Читы и посвящались кукольному театру под руководством Чертова. В Чите кукольный театр Чертов буквально воссоздал из пепла, и он, театр, засверкал, о нём заговорили. А ведь кроме Читы была работа в Тифлисе, Иванове, Воронеже, других городах.
В 65-м году он попал в Саратов по направлению, но город не был для него чужим. В сороковых Чертов вёл здесь театральную студию. Поэтому предложение стать режиссёром в нашем театре кукол он принял с воодушевлением.
Всего два года он прослужил в театре, поставил два спектакля — но каких! «Царь Водокрут» Евгения Шварца и «Иван-царевич и Серый Волк» стали жемчужинами в репертуаре «Теремка». «Иван Царевич…» шёл более 200 раз!
«Такого режиссёра саратовская труппа ещё не знала, — пишет в воспоминаниях о муже Татьяна Чертова. — Это был режиссёр-философ, режиссёр-педагог. Для него важна была атмосфера творчества, в которую он погружал актёра, чтобы тот был пропитан ею, чтобы потом через него дыхание этой атмосферы передавалось зрителю. <…> Ему хотелось, чтобы актёры были не просто ремесленниками, чтобы они понимали философский афористичный язык театра кукол, чтобы они были его единомышленниками в полном смысле этого слова».
Однажды произошла такая история. В один из дней в театре должен был идти «Царь Водокрут». Чертов, который не мог видеть сцены, но знал, что по времени спектакль уже должен был начаться, услышал полную тишину.
— В чём дело? — спросил он у администратора. — Кто сорвал спектакль?
— Никто не сорвал. В зале полный аншлаг, — отвечали ему.
Чертов выглянул в зал: все 350 мест были заняты. Но там стояла оглушительная тишина. Даже дыхания не было слышно — так поглощены были дети происходящим на сцене.
В 1967 году из-за внутренних интриг Чертов вынужден был покинуть Саратовский театр кукол и полностью посвятил себя педагогической работе в театральном училище им. Слонова. В числе его учеников — Зоя Спирина, Валентина Ермакова, Татьяна Кондратьева (служит в «Теремке» и сегодня).