Элла Попкова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Элла Попкова (Элла Широкова) биография

Попкова Элла Владимировна

Элла Широкова

22.02.1939 - 14.05.2006

биография

22 февраля 1939, Москва – 14 мая 2006, Москва

В 1957 году окончила Московское хореографическое училище.

В 1958–1971, 1973 гг. работала в Ансамбле Центрального Дома Советской армии им. Фрунзе.
Была артисткой Московского Государственного театр оперетты,
Московского Мюзик-холла, Костромской областной филармонии.

Похоронена на Пятницком кладбище.

театральные работы

Московский театр оперетты:
Вальс-кадриль – «Граф Люксембург» Ф. Легар (постановка Г.М. Ярона, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Танго – «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютин (постановка Г.А. Шаховской и С.Л. Штейна, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Танго-апаш – «Под чёрной маской» Л.А. Лядова (постановка А.Р. Зака, балетмейстер Н.М. Авалиани, режиссёр В.Г. Зарубеев)
Офицерская полька – «Севастопольский вальс» К. Листов (постановка А.Р. Зака, балетмейстер И.В. Курилов, режиссёр А.Ф. Гедройц)
«Пальмушки» – «Белая акация» И.О. Дунаевский (постановка В.А. Канделаки и Л.Д. Ротбаума, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Красавица – «Белая акация» И.О. Дунаевский (постановка В.А. Канделаки и Л.Д. Ротбаума, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Танцы – «Куба – любовь моя» Р. Гаджиев (постановка А.В. Тутышкина, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр-ассистент А.З. Горелик)
Дуэт – «Белая акация» И.О. Дунаевский (постановка В.А. Канделаки и Л.Д. Ротбаумаа, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Вальс – «Весёлая вдова» Ф. Легар (постановка В.А. Канделаки, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Цыганский танец – «Марица» И. Кальман (постановка Г.М. Ярона, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
«Весёлый юбилей» (Приятные встречи) Ж. Оффенбах (постановка А.Р. Зака, балетмейстеры Г.А. Шаховская, Я.В. Романовский)
Вальс – «Весёлая вдова» Ф. Легар (постановка В.А. Канделаки, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
«Бабочки- кокетки» - «Баранкин, будь человеком!» С. Туликов (постановка А.Р. Зака, балетмейстер А.А. Варламов, режиссёр-ассистент И.С. Барабашов)
«Чарльстон» – «Конкурс красоты» А. Долуханян (постановка Г.П. Ансимова, балетмейстеры Ю.Г. Скотт, Ю.В. Папко, режиссёр И.С. Барабашов)
«Романтики» – «Конкурс красоты» А. Долуханян (постановка Г.П. Ансимова, балетмейстеры Ю.Г. Скотт, Ю.В. Папко, режиссёр И.С. Барабашов)
«Московская летка-енка» – «Настоящий мужчина» М. Зив (постановка В.В. Загоруйко, балетмейстер Б.И. Борисов, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Вторая грешница – «Орфей в аду» Ж. Оффенбах (постановка Г.П. Ансимова, балетмейстер А.А. Варламов, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Танцы спектакля – «Сильва» И. Кальман (постановка Г.М. Ярона, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Солистка балета 2-го действия – «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютин (постановка Г.А. Шаховской и С.Л. Штейна, балетмейстер Г.А. Шаховская)
Юлиска – «Сильва» И. Кальман (постановка Г.М. Ярона, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Грациелла – «Вестсайдская история» Л. Бернстайн (постановка Г.П. Ансимова, балетмейстер Л.В. Таланкина, режиссёр-ассистент И.С. Барабашов)
Минни – «Вестсайдская история» Л. Бернстайн (постановка Г.П. Ансимова, балетмейстер Л.В. Таланкина, режиссёр-ассистент И.С. Барабашов)
Танцы – «Марица» И. Кальман (постановка Г.М. Ярона, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Гримёр – «Нет меня счастливее» А. Эшпай (постановка Г.П. Ансимова, балетмейстер Р.А. Цулукидзе, режиссёр И.С. Барабашов)
Леди Таррингтон – «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» (постановка С.Л. Штейна, балетмейстер Г.А. Шаховская, режиссёр А.Ф. Гедройц)
Дама – “Товарищ Любовь” В. Ильин (постановка Ю.А. Петрова, режиссёры М.И. Рапопорт, И.С. Барабашов, В.В. Николаев, Е.Л. Кацыров)

(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)

театр

публикации

  • В 1948 году Элла была принята в Хореографическое училище Государственного ордена Ленина Академического Большого Театра Союза ССР. За время пребывания в Хореографическом училище изучила и сдала экзамены по двадцати пяти дисциплинам, а также сдала Государственные экзамены: по классическому танцу, народному танцу, истории СССР и получила диплом артистки балета 30 июня 1957 года.
    Юную балерину рекомендовали в балет Большого Театра, однако кто-то припомнил, что она внучка репрессированного высокопоставленного военного, и её место в кордебалете Большого заняла Ирина Кандат, а Эллу Попкову направили в Новосибирский театр оперы и балета. Но у молодой балерины хватило мужества категорически отказаться от этого заманчивого предложения. В газете «Вечерняя Москва» тут же появилась заметка «Смычок за печкой» некоего борзописца, с решительным осуждением «не советского поведения» молодой супружеской пары. Её муж – Игорь Попков (будущий руководитель всемирно известного камерного ансамбля «Барокко», народный артист России), накануне Первого Международного конкурса имени П.И. Чайковского, играя в футбол, умудрился сломать руку и выбыл из участников.
    После такой «рекламы» ни один театр не рискнул принять Эллу Попкову в свою труппу.
    «ГлавПУР»! Центральный Дом Советской Армии им. М.В.Фрунзе принял молодую безработную балерину в качестве артистки балета Музыкального ансамбля. И начались гастроли по отдалённым войсковым частям Советской Армии, включая государства Варшавского договора (где дислоцировались Советские войсковые части).
    Не было счастья, да несчастье помогло! Однажды, будучи в Москве проездом, Элла Владимировна встретила своего сокурсника Олега Суркова. Они разговорились, поделились своими проблемами, и Олег предложил Попковой поступить на работу в Театр Оперетты. И здесь ещё раз спасибо ЦДА! Она была «откомандирована в распоряжение отдела кадров Министерства Культуры СССР». В октябре 1958 года Элла Владимировна Попкова стала артисткой балета Московского Государственного театра Оперетты.
    Начался быстрый творческий рост: участие в творческих смотрах молодежи (и, естественно, призовые места), срочные замены и вводы в спектакли, гастроли. Балетная пара Олег Сурков – Элла Попкова творили чудеса на сцене!

    Такие балетмейстеры как Г.А. Шаховская, Н.И. Авалиани, А.А. Варламов и другие заметили и с успехом использовали талант возможности балетной пары. Были приглашения на эпизодические роли в кино и на телевидении.
    Дебют пары – Сурков-Попкова - в фильме «Фома Гордеев» задаёт тон всей картине. Именно из туфельки «солистки», которую играет Элла Владимировна, пьёт шампанское Фома Гордеев. А уже в фильме «Вооружен и очень опасен» она сама поставила танец четырех «ковбоек».
    Давид Плоткин увидел молодую балерину и пригласил в один из ТВ-сериалов «Бенефиса». И с каким изяществом она обыграла свой сбой в танце пяти «рыбачек»!
    А какое гражданское мужество проявил коллектив балетного цеха, добровольно приехав в Ташкент во время землетрясения! И с каким юмором уже потом вспоминали об этих гастролях.

    В 1977 году, за год до пенсии, были грандиозные гастроли на БАМе – «Огни магистрали - 77».

    Но, как говорят гримёры: «кругом шестнадцать не бывает!»
    С балетмейстером Р.А. Цулукидзе отношения не сложились из-за разных взглядов на балет и балерин. И Э.В. Попкова в 1971 году в зените славы и успеха уходит в Мюзик-Холл.

    Но и Цулукидзе не задержался в театре. И с его уходом Элла Попкова вернулась в свой родной театр. Были сыграны не только «балетные роли», но и драматические, как в спектакле «Товарищ Любовь». Это была её последняя роль в театре.
    «У балерины век не долог», так можно перефразировать слова из одной песни.
    Зрители после ухода Э.В. Попковой на пенсию, после окончания спектакля «Товарищ Любовь», спрашивали: «А где та актриса, которая просила сорвать листик с пальмы?»

    Спустя много лет, в антракте спектакля в Театре Сатиры, к Элле Владимировне подошла дама в возрасте и спросила: «Скажите, а это не Вы танцевали на балу у графа Люксембурга?»

    Но пенсию надо было «заработать». И в трудовой книжке появился вкладыш: «Костромская облфилармония...».
    Началась мучительная гастроль с сольным номером по городам и весям Беломоро-Балтийского канала с посещением Архангельской и другим губерниям севера России.
    Пенсия заработана, но ноги требуют работы! И Элла Владимировна – тренер-преподаватель в СДЮСШ «Крылья Советов». Затем художественный руководитель хореографического коллектива клуба «Искра».

    И тут грянула перестройка! Появилась возможность создать свой коллектив с «хореографическим уклоном»! Быстро нашлись узаконенные школы аэробики, пройден курс обучения, получен официальный диплом. Объявления в газете - и вот уже образовался клуб единомышленников «Здорового образа жизни». Соседняя школа предоставила спортивный зал в обмен на занятия с детьми хореографией использовать спортзал для занятий аэробикой. С каким упоением и озорством строила свои занятия Элла Владимировна! Кроме хореографии была работа по эстетическому воспитанию и детей и взрослых. Буквально через три месяца занятий курсанты подходили к Элле Владимировне и с удивлением говорили: «А Вы знаете, я вчера надела юбку, которую носила в девушках!».
    Увы, здоровье с возрастом имеет тенденцию к ухудшению! Всё труднее давались занятия. Силы стали уходить в «прошлое», а настоящее стали отнимать спортивные залы, требуя живые деньги, а не бартер.
    Неожиданно подкралась онкология... Операции, больничные палаты с угасающими на глазах пациентами, вынужденная безработица и беспомощность медицины перед прогрессирующей болезнью сделали своё чёрное дело.
    В субботнее утро 14 мая 2006 года ушла из жизни прекрасная балерина и человек Попкова Элла Владимировна…
    Но память жива!
    Периодически на могиле появляются цветы или иные знаки внимания.

    А.А.Колдаев

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение