Эвелина Овчинникова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Эвелина Овчинникова фотографии

Овчинникова Эвелина Николаевна

02.03.1935 - 23.09.1975

Фильмография: 4 работы в 4 проектах

биография

Родилась 2 марта 1935 года в Нижнем Новгороде.

В 1956-1959 гг. работала Белорусском республиканском театре юного зрителя (г.Минск).
В 1959-1975 гг. - актриса Государственного русского драматического театра им. М. Горького (г.Минск).
Принимала участие в радиоспектаклях Белорусского радио.
Одна из ярких работ актрисы на радио – роль Маффина в радиопостановке "Маффин и его знаменитый кабачок" (1968), по сказке английской писательницы Энн Хогарт.
Снималась в кино, озвучивала кинофильмы.
Один из героев популярных детских приключенческих фильмов "Кортик" и "Бронзовая птица" говорит голосом Эвелины Овчинниковой.
Режиссерским дебютом стал спектакль "Стеклянный зверинец" по пьесе Т. Уильямса, премьера которого состоялась на сцене Минского дома актера (1974).
О творческой судьбе актрисы на Белорусском телевидении была снята телепрограмма "Свет таланта. Памяти Эвелины Овчинниковой" (1997).
Дочь – актриса Юлия Овчинникова.

Ушла из жизни 23 сентября 1975 года (г.Минск).

театральные работы

1957
Чипполино – "Приключения Чипполино" Дж. Родари
Толя Смык – "Аркадий Жигалкин" Е. Пасов
Зина Портнова – "Юные мстители" А. Гуткович и В. Хазанский

1958
Джим – "Остров сокровищ" Р. Стивенсон
Таня – "В поисках радости" В. Розов
Андрейка – "Друзья " В. Зуб и Ю. Богушевич

1959
Сашка – "Барабанщица" А. Салынский
1960
Анютка – "Власть тьмы" Л. Толстой
1961
Сережа – "Двенадцатый час" В. Розов
Нинка – "Проводы белых ночей" В. Панова
1964
Таиска – "Нашествие" Л. Леонов
Нэлли – "В день свадьбы" В. Розов
1965
Нелли – "Моя старшая сестра" А. Володин
1966
Рима Куркина – "Свадьба на всю Европу" А. Арканов и Г. Горин
1968
Клара – "Глупышка" Лопе де Вега
1970
Нина – "С вечера до полудня" В. Розов
1971
Соня Гурвич – "А зори здесь тихие…" Б. Васильев
1972
Верочка – "Товарищи по службе" Э. Брагинский и Э. Рязанов
1974
Мать Аманды – "Стеклянный зверинец" Т. Уильямс
1975
Бася – "Час пик" Е. Ставинский

театр

фотографии

публикации

  • В одном из прибалтийских городов, когда там был на гастролях Белорусский республиканский театр юного зрителя, на один из спектаклей пригласили детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. После спектакля гость пришел за кулисы и восторженно рассказывал о своих впечатлениях актерам. Особенно его поразила начинающая обаятельная актриса, с невероятным азартом и непосредственностью исполнявшая свою роль. «Сидишь и ждешь: когда она улыбнется! – рассказывал писатель своим собеседникам. – Только подумаешь о ее очаровательной улыбке, и она тут же улыбается – «на все тридцать четыре зуба!». Этой актрисой была – Эвелина Овчинникова.
    Яркая, талантливая, органичная, доброжелательная, радостная, трудолюбивая – так характеризовали ее коллеги! А между тем, очень короткая жизнь была уготована этой маленькой и необыкновенно светлой актрисе. Судьба отпустила ей мало лет жизни. Она, будто предчувствуя свой быстрый уход, старалась сделать как можно больше, больше сыграть... И когда наступил ее творческий «звездный час»: была сыграна долгожданная серьезная роль, получился первый поставленный ею спектакль и начали приглашать сниматься в кино… она, неожиданно для всех, ушла, сгорела за считанные дни. Осталась только память! Светлая память зрителей, коллег по театру, родных и близких людей.

    Эвелина Николаевна Овчинникова родилась в Нижнем Новгороде. После окончания школы поехала поступать в Москву. В Малом театре посмотрели на будущую актрису и отправили в ТЮЗ, играть мальчишек и девчонок. В Москве свободных мест для актрисы амплуа «травести» не оказалось, и она поехала в Минск. Педагоги Белорусского государственного театрально-художественного института приняли будущую студентку доброжелательно. И тут же рекомендовали пробоваться в коллектив недавно созданного Республиканского театра юного зрителя. «Эвелина была моей самой близкой подругой, – рассказывала в интервью народная артистка Беларуси Галина Толкачева. – Я познакомилась с ней, когда училась на втором курсе института, именно тогда, когда она приехала поступать. Ей сказали, что у нее «природная профессиональность» и следует идти сразу в театр».
    Четыре года продолжалась радостная пора творческого становления и практической школы театра в стенах ТЮЗа. Она играла много разных ролей: неунывающего Чипполино и храброго Джима, юную партизанку Зинаиду Портнову и Толю Смыка, были другие яркие работы. «Очень горевала она иногда, что маленького роста, – продолжала Галина Толкачева. – Нутра, актерского аппарата у нее хватало на все роли. За что бы она ни бралась - во все вкладывала свой замечательный легкий темперамент и, конечно, свою лукавую улыбку! Это такая, я бы сказала, внешняя сторона. А внутренне – это очень верный человек! Иногда она меня поражала. Никто от нее не ожидал такой, не по годам взрослой, пронзительной мудрости. Я слушала ее советы, хотя к советам всегда относилась весьма скептически, еще и потому, что они были продиктованы каким-то чувством ответственности за меня. Она в моих семейных проблемах, моих тревогах, разочарованиях – всегда была рядом. Она игровая актриса была – играла с азартом, с увлечением, привнося какую-то особую живительную струю во все. Чисто эстетически на нее было приятно смотреть. Была человеком невероятно способным. В одной из пьес ей нужно было встать на пуанты. И Элла, со своей согнутой спиной, вдруг встала, она - балерина. Пела великолепно! При такой отдаче, таком вдохновении, свете, я бы сказала, этот человек внутренне был грустен. Она очень хорошо общалась у нее в приятелях – был весь театр…».

    В спектакле ТЮЗа «Приключение Чипполлино» главную роль сначала играла другая актриса. «Позднее на роль Чипполино была назначена Э. Овчинникова, – писали в многотомном исследовании «История белорусского театра» критики С. Петрович и В. Ракицкий, – при участии которой спектакль засверкал новыми красками. Это был настоящий герой сказки Джанни Родари – шаловливый мальчик, выдумщик и забияка, с острым ощущением справедливости и доброты. Временами фантазии актрисы было многовато, но все невероятные поступки и проявления характера имели актерское и жизненное оправдание».

    Работа в театре юного зрителя, где не было перспективы на новые сценические образы, ее уже не устраивала. Хотелось творческого роста, «взрослой» драматургии. Она хотела доказать не только зрителям, а и в первую очередь себе самой – что актриса Эвелина Овчинникова может играть все.
    И она принимает решение о переходе в Государственный русский драматический театр БССР им. М. Горького.
    Народный артист Беларуси Юрий Сидоров вспоминал: «Она великолепна была во «Власти тьмы» Толстого. Играла Анютку так интересно... Шесть спектаклей было с Игорем Владимировичем Ильинским в роли Акима. Тогда он был приглашен к нам из Малого театра. И я помню, как он мне сказал: «Боже мой! Какой звонкий колокольчик, звоночек, эта актриса Овчинникова. У нас в Малом театре такой исполнительницы нет, такой актрисы нет». Она играла самые разнообразные роли. Это действительно редкостная была одаренность. На сцене была заряжена энергией внутренней, у нее всегда блестели глаза. Богом поцелованная актриса. Ее очень любили в театре, очень».

    Эвелина Овчинникова сразу стала в театре своей. Заряжала всех жизнерадостностью и неутомимой энергией и одновременно серьезно относилась к репетициям. Спектакль был для нее одновременно и праздником, и ответственной работой. «В конце 50-х в нашем театре решили поставить спектакль «Барабанщица» по пьесе А. Салынского, – рассказывал в интервью народный артист СССР Ростислав Янковский. – Режиссером была Вера Павловна Редлих. На первую репетицию пришла Эллочка Овчинникова, маленькая такая женщина с чудными голубыми глазами и пухлыми губками. Хохотушка, смешная и удивительно талантливая профессиональная актриса, которая в амплуа «травести» незаменима. Сашку она играла – такого разбитного сорвиголова. Я помню чуть рыженький паричок, чуб, курносый носик, какая-то бескозырка. Был дуэт: Сашка – Эвелина Овчинникова и Эдик – Олег Янковский. Он худой, угловатый, в очках… Это была замечательная пара».

    И все же роли, которые предлагались в театре, ее не совсем устраивали. Хотелось другой драматургии, других красок. Она начала искать. Перечитала массу пьес и решила поставить спектакль сама. Выбрала для премьеры спектакля «Стеклянный зверинец» по пьесе Т. Уильямса, сцену Минского дома актера. «Она мечтала о большой, серьезной, трагикомической роли, – рассказывал коллега Э. Н. Овчинниковой по театру, актер Валерий Шушкевич. – И предложила нам эту работу. Идеальную нашла драматургию. Уильямс дает удивительное сочетание для трагикомической роли. Эта ее работа увенчалась успехом и принесла ей огромную радость». Когда репетировали спектакль, актриса уже знала, что тяжело больна. Но то, что она должна показать зрителям именно свое, оригинальное видение пьесы – придавало ей силы… На премьеру пришли все, кто любил актрису, кто хотел посмотреть этот «экспериментальный» спектакль. Маленький зал едва вместил всех желающих. Зрители сидели в проходах, студенты занимали подоконники. «Это был очень неординарный человек: и как актриса, и как женщина, - вспоминала участница того спектакля, актриса и режиссер Валентина Еренькова. – Во время наших репетиций Эвелина Николаевна вспоминала очень интересные эпизоды из своей жизни. Все рассказы сопровождались искрометным юмором, смехом, она всегда была очень яркая. Была так одержима этой работой, была такой целеустремленной… Когда открывались двери в репетиционный зал – она уже была в спектакле, снимала свою шапчонку и с ходу входила в роль. Успех спектакля был ошеломляющим. Помню, как после премьеры к нам подошла актриса ТЮЗа Римма Маленченко и сказала, что всегда мечтала об этой роли. Но, увидев ее в исполнении Эвелины Овчинниковой, даже не может и мечтать о том, что сможет сыграть мать Аманды после нее. У меня много лет хранится подарок Эвелины Николаевны – ракушка, которую она принесла для нашего спектакля».

    «Помню нашу последнюю встречу, - рассказывал Ростислав Янковский. – Мы пришли к ней в больницу. Обычная палата. Там много женщин лежало, и Элла, которой становилось все хуже… Она такими пытливыми глазами на нас смотрела. Мы старались что-то скрыть, что-то недоговорить… И она мне тогда сказала: «Ну почему я так мало пожила? Я ведь ничего не видела в этой жизни». Она любила жизнь, любила жить по-настоящему. Говорят, есть какая-то другая жизнь. Хотелось бы, чтобы там ей было хорошо!».

    Игорь Метельский

    Игорь Метельский, специально для сайта «Кино-театр. ру».

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение