13 сентября 1875, Саратов, Российская империя — 11 февраля 1944, Москва, РСФСР, СССР.
Оперная певица (меццо-сопрано) и педагог вокала.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
Окончила гимназию и сразу стала заниматься вокалом, первый педагог — С. Логинова.
С 1891 года начала в концертную деятельность. Для продолжения профессиональной работы требовалась более высокая подготовка, на которую не хватало материальных средств. Молодая певица зарабатывала концертными выступлениями. В 1894 году дала в Саратове большой концерт, давший некоторые средства, и на эти деньги уехала в Москву учиться в Московской консерватории. Причем по рекомендации В. Сафонова была сразу зачислена на 3-й курс, педагоги: по вокалу — В. Зарудная; по гармонии — М. М. Ипполитов-Иванов, по сценическому мастерству — И. Булдин.
В 1897 году, по окончании консерватории, поступила в Орле в антрепризу Оперное товарищество Н. Унковского (дебютировала в парии Вани — «Жизнь за царя» М. Глинки), выступала в разных городах (Елец, Курск); в 1898—1899 годах — солистка Тифлисской оперы (ныне - Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили).
Осенью 1899 года по рекомендации своего педагога М. Ипполитова-Иванова была принята в Московскую частную русскую оперу С.И. Мамонтова (дебютировала в партии Любаши — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова).
В 1901 году вместе с М. Ипполитовым-Ивановым и В. Зарудной стала инициатором создания театрального «Товарищества артистов московской частной оперы».
В 1904 году «Товарищество артистов московской частной оперы» было закрыто и влилось в созданный С.И. Зиминым Театр Зимина, куда перешла В. Петрова-Званцева и где с некоторыми перерывами проработала до 1923 года, то есть почти до самого конца, когда театр Зимина был преобразован в филиал Большого театра, какое-то время еще продолжала выступать с концертами.
В продолжение всего творческого периода, работая на разных оперных сценах, постоянно гастролировала по российским городам (Киев, Тифлис, Нижний Новгород, Харьков, Одесса, Поволжье, Рига и т.д.) и за рубежом (Япония — в 1908 вместе с певцом Н.А. Шевелёвым, Франция — по приглашению известного французского дирижёра Э. Колонна, Германия — в Берлине выступала в опере в «Кармен»).
Репертуар певицы насчитывал около 40 оперных партий (сопрано и меццо-сопрано). По свидетельству критиков, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале ХХ века борьбы за реализм на оперной сцене».
Концертная деятельность певицы включала произведения И.С. Баха, Р. Вагнера, С. Василенко (из произведений последнего она исполняла поэмы «Девушка пела» и «Тар» (первая исполнительница, 1909), «Вдова» (первая исполнительница в Берлине, 6 февраля 1912, п/у автора) и сольные партии в сюите «Заклинания» (1911) и др.)
В марте 1909 и феврале 1912 гг. с большим успехом концертировала в Берлине (п/у С. Василенко), с исполнением произведений Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В 1912 году пела в концерте в Лейпциге.
Один из последних концертов состоялся в феврале 1927 года.
Записывалась на грампластинки (свыше 40 произведений) в Москве («Колумбия»/Columbia, 1903; «Граммофон», 1907—1910), Петербурге («Пате»/Pathé, 1905), на фирмах «Музтрест» (1907, 1910) и «Зонофон» (1908).
Певице посвятили свои романсы М.М. Ипполитов-Иванов («Псалмопевец Давид» (О царь, скорбит душа моя). Op. 40 № 1, «Царь Саул» (Душа изнывает моя). Op. 40 № 2, «Легенда о Мёртвом море». Op. 40 № 3 из цикла «Три библейских стихотворения» на стихи К. Р., издано в Москве: Юргенсон, 1904); Н. Миклашевский («О, не сердись», 1909) и С. Василенко («Говори мне, мой милый», 1921).
Руководила оперным классом в московской Народной консерватории. В 1916—1931 годах преподавала в Московской консерватории (с 1926 профессор). В эти же годы в конце 20-х—30-х годах работала в техникумах им. В.В. Стасова и А.К. Глазунова, где вела классы сценической постановки.
1899 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Любаша
1900 — «Ася» М. Ипполитова-Иванова — Фрау Луиза (первая исполнительница; Московская частная русская опера С.И. Мамонтова)
1900 — «Вильям Ратклиф» Ц. Кюи — Маргарета (впервые в Москве)
«Хованщина» М. Мусоргского — Марфа
1900 — Чародейка" П. Чайковского — Княгиня Евпраксия Романовна
1902 — «Черевички» П. Чайковского — Солоха
1902 — «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова — Кащеевна (первая исполнительница; Московская частная опера С.Мамонтова)
1902 — «Сарацин» Ц. Кюи — Беранжера (впервые в Москве)
1902 — «Горюша» А. Рубинштейна — Дашутка (впервые в Москве)
1903 — «Мадемуазель Фифи» Ц. Кюи — Аманда (первая исполнительница)
1903 — «Страшная месть» Н. Кочетова — Катерина (первая исполнительница)
«Самсон и Далила» К. Сен-Санса — Далила
«Кармен» Ж. Бизе — Кармен (исполнила около 1000 раз)
1903 — «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта (впервые в Москве)
1905 — «Ураган» А. Брюно
1905 — «Заза» Р. Леонкавалло — Заза
1906—1907 — «Орлеанская дева» П. Чайковского — Иоанна д’Арк
1906 — «Король города Ис» Эдуардо Лало — Маргаред
1906 — «Роланда» А. Гиршмана — Марга
1907 — «Жизнь Латинского квартала» Р. Леонкавалло — Мюзетта
«Вражья сила» А. Серова — Груня
1910 — «Измена» М. Ипполитова-Иванова — Зейнаб (первая исполнительница)
1913 — «Млада» Н. Римского-Корсакова — Морена (впервые в Москве)
1913 — «Цыганский барон» И. Штрауса — Саффи
1914 — «Капитанская дочка» Ц. Кюи — Императрица Екатерины II
1915 — «Руфь» М. Ипполитова-Иванова — Ноэминь (впервые в Москве)
«Жизнь за царя» М. Глинки — Ваня
«Демон» А. Рубинштейна — Ангел
«Дети степей, или Украинские цыгане» А. Рубинштейна — Избрана
«Мазепа» П. Чайковского — Любовь Кочубей
«Пиковая дама» П. Чайковского — Графиня
«Майская ночь» Н. Римского-Корсакова — Ганна
«Садко» Н. Римского-Корсакова — Любава
«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова — Лель
«Рогнеда» А. Серова — Рогнеда
«Фауст» Ш. Гуно — Зибель
«Гугеноты» Дж. Мейербера — Урбан
«Аида» Дж. Верди — Амнерис
«Трубадур» Дж. Верди — Азучена
«Джоконда» А. Понкьелли — Лаура Адорно
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.