Слово «первооткрыватель» больше подходит ученым и путешественникам в неведомые страны. Но любое творчество — тоже «езда в незнаемое», и люди, посвятившие всю свою жизнь искусству, по праву заслуживают это почетное звание. Быть первым исполнителем ведущих балетных партий в период становления классической хореографии в республике — большой труд и огромная ответственность.
А звания и награды, популярность и признание придут обязательно, если в творчестве талант и самоотдача идут рука об руку.
20 декабря в ГТОиБ пройдет Вечер балета в честь юбилея выдающейся якутской балерины Натальи Христофоровой.
Первые уроки танца ей преподал отец — Иннокентий Христофоров принадлежал к первому поколению артистов якутского балета. Затем было Новосибирское хореографическое училище, сразу после его окончания девятнадцатилетняя балерина с дипломом была зачислена в труппу. Хорошая академическая школа в сочетании с тонким артистизмом и обаянием юной непосредственности сразу выдвинула юную Наташу на главные роли — с первого дня и более двадцати лет она оставалась ведущей солисткой балета.
Кроме Жизели, впервые на сцене Якутска Наталья Христофорова исполнила сложнейшую партию Золушки в балете Сергея Прокофьева, поставленном талантливым якутским балетмейстером Алексеем Поповым. Их творческое содружество продолжалось многие годы, балерина была исполнительницей ведущих партий в большинстве постановок Попова.
Репертуар Натальи Христофоровой можно смело назвать классическим, он включал в себя и Машеньку в «Щелкунчике», и Никию в «Баядерке», и Джульетту, и Сильфиду. Не пугали балерину и смелые эксперименты, которые таила роль в таком балете, как «Барышня и хулиган» Дмитрия Шостаковича. Любители балета со стажем хорошо помнят яркие образы, созданные Натальей Христофоровой в национальных спектаклях, — Нюргуяну (балет «Чурумчуку» Ж.Батуева), Молодую Орлицу из балета Комракова, Сёкюллю в «Алом платочке» Марка Жиркова и, конечно же, романтическую Абакаяду в балете Николая Пейко. Наталья Христофорова вписала свою яркую страницу не только в историю якутского балета — она снялась в одном из первых художественных фильмов о Якутии «Утро долгого дня».
Уйдя со сцены, Наталья Иннокентьевна не ушла из театра. Она продолжает служить Терпсихоре в качестве педагога, воспитывая и наставляя поколения якутских танцовщиков, пришедшие на смену. Сегодня работает ответственным репетитором балетной труппы театра. Заслуженной артистке ЯАССР и РСФСР, лауреату Всесоюзного конкурса артистов балета есть что передать молодым.