Ирина Кузьмина

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Ирина Кузьмина биография

Кузьмина Ирина Федоровна

13.01.1928 - 19.03.2015

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

Родилась 13 января 1928 года в Баку.

Певица (сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (5.12.1977).
Заслуженная артистка Туркменской ССР.
Народная артистка Бурятской АССР.

Труженик тыла во время войны. Окончила Бакинское музыкальное училище и государственную консерваторию имени У. Гаджибекова.
Работала в Азербайджанском театре оперы и балета имени М.-Ф. Ахундова, Ашхабадском театре оперы и балета имени Махтумкули, Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля, Бурятском театре оперы и балета. Выступала на концертной эстраде.
Оставив сцену, в 1981-2005 годах работала во ВСГИКе (ВСГАКИ), на кафедрах хорового дирижирования и вокала.
В 1977-1979 годах была депутатом Улан-Удинского горсовета.

Ушла из жизни 19 марта 2015 года.

театр

публикации

  • "ПРЕДАННОСТЬ ИСКУССТВУ"
  • Среди славных имен артистов театра оперы и балета, составляющих гордость края, звездой сверкает имя артистки Ирины Федоровны Кузьминой. Нынче исполнилось 40 лет как она приехала в Улан-Удэ по приглашению администрации театра, а на днях заслуженная артистка Туркмении и России, народная артистка Бурятии отметила свой юбилей.

    СТРАНИЦЫ биографии Ирины Федоровны - это страницы необыкновенной, блестящей судьбы в искусстве, которая во многом отражает судьбы людей некогда большой страны. Талантливая девочка из простой семьи становится на путь искусства, и, преодолевая много испытаний, через годы и годы учебы, упорного труда овладевает вершинами профессии оперной певицы. Ей рукоплескали залы известных театров, ее партнерами на сцене были корифеи оперы, о ней с похвалой, а чаще – с восторгом писали пресса и музыкальные критики.

    Она довольна своей судьбой, многими годами жизни в Бурятии, ставшей для нее родной. С удовольствием, спокойно вспоминает о том, что было в ее судьбе, как и подобает человеку возраста мудрости. Надо отметить, что Ирине Федоровне передались по наследству жизнелюбие, стойкость, оптимизм ее родителей, и, в особенности, ее мамы.

    Работа музыковеда Олега Иосифовича Куницына «Ирина Кузьмина: Очерк жизни и творчества» (Улан-Удэ, 2000), выпущенная издательско-полиграфическим комплексом ВСГАКИ, дает полное представление о выдающемся деятеле бурятской оперной сцены 60-80 годов. Эта работа профессора О.И. Куницына снабжена иллюстрациями, перечнем оперного и концертного репертуара, библиографией, аудиографией. И надо сказать спасибо Министерству культуры республики и руководству ВСГАКИ, сумевших издать брошюру в те трудные годы.

    Этим очерком, а также очерком Н. Цибудеевой («Бурятия», 2007, 27 января) я воспользовалась, чтобы рассказать читателю о юбиляре. Я имею в виду общеизвестные факты из жизни и творчества И.Ф. Кузьминой. А новое – это то, что вспоминает о жизни певица сегодня.

    Родилась 13 января 1928 года в Баку. Отец, Федор Арсентьевич, был родом из Пензенской области, в юности с семьей переехавший в Баку. «Бежали от голода, ведь на юге, на Каспии, жизнь была сытнее», - уточняет моя собеседница. У отца был идеальный слух, он играл в самодеятельном оркестре на корнете, особого рода маленькой трубе. Одна тетя с отцовой стороны обладала хорошим голосом, и четверть века, до 75-ти лет, пела в церкви. Мама певицы была очень способной к танцу, в юности прошла отбор в местную группу московской студии Айседоры Дункан.

    Артистические способности родителей унаследовала будущая солистка оперы. В 12-летнем возрасте самостоятельно прошла прослушивание в детский хор радиокомитета Азербайджана. Но отец был против какой-либо сцены, считал, что мир искусства не для его дочери.

    И только после войны смогла Ирина начать свое музыкальное образование на двухгодичных курсах для взрослых. В войну, вспоминает певица, было настолько трудно жить, что пришлось оставить и учебу в обычной школе. Голод, холод, болезни, смерть сестренки, стремление врага к захвату Бакинской нефти. «Ели похлебку из листьев инжирного дерева, ну и, конечно, выручали фрукты, орехи», - такими вспоминаются военные и послевоенные годы. Курсы в классе известного педагога-вокалиста К.Я. Полуяновой девушка окончила успешно. Помогала материально тетя, сестра матери, бывшая замужем за относительно обеспеченным человеком, армянином по национальности. Так же успешно и так же в классе К.Я. Полуяновой будущая солистка оперы закончила училище, а затем и государственную консерваторию имени У. Гаджибекова. Ее взяли на работу в театр оперы и балета имени М.-Ф. Ахундова, сразу на сольные партии.

    Пела все ведущие партии колоратурного сопрано, выступала на всех правительственных концертах. Первые партии – в операх «Лакме» Л. Делиба, Розины в «Севильском цирюльнике», Джильды в «Риголетто». Тогда же И.Ф. Кузьмина получила первые отзывы, в газете «Бакинский рабочий». Партнерами в театре были известные местные певцы Л. Иманов, И. Агаларов, на концертах – знаменитые Р. Бейбутов, М. Магомаев. «Я уже давно пела партию Розины, когда Магомаев пришел на партию Фигаро, - вспоминает певица. – По лестницам не ходил, все бегом, прыгал через ступеньки…».

    Семья Кузьминых жила в рабочем предместье на Алшероне, где размещались Бакинские заводы, фабрики, нефтепромыслы. Здесь, в поселке Дзержинском, была их квартира, которую заработала своим трудом мать, Елена Ивановна, и куда вернулся с войны инвалидом отец. Рядом размещался оружейный завод со стрельбищем, где испытывали автоматы. Здесь прошли детство, юность певицы, было много друзей, знакомых, сюда, на Алшерон, приезжала она много лет спустя к матери.. когда Ирина Кузьмина стала солисткой театра, в предместье был ажиотаж: вот это да, знай наших! Мало кто знал, чего это стоило, даже просто в бытовом плане – одиннадцать лет учебы Ирине приходилось ездить поездом в центр города.

    В театре часто бывали гастролеры – из театров страны и из-за рубежа. Молодая певица многому училась у мастеров, ее партнерами были американский певец итальянского происхождения, солист Метрополитен-опера и Гранд-опера Луис Куилико, она выступала с П. Амиранашвили (Грузия), Н. Писсо, Н. Херля (Румыния), Х. Лудером (США), могое из мизансцен переняла у румынской певицы Л. Лисяну. И.Ф. Кузьмину дирижер из Румынии Дж. Массини приглашал на гастроли в Бухарест, на партию Джильды в «Риголетто». В гастролях певице отказали – в те годы выезды за рубеж были возможны только для немногих избранных. В 1959-м И. Кузьмина выступила на 2-й декаде искусства Азербайджана в Москве.

    По прошествии четырех лет работы в театре условия жизни у И. Кузьминой мало в чем изменились. Она продолжала жить в предместье, теряя в день на дорогу до четырех часов драгоценного времени: утром – на репетицию, вечером на спектакль. Когда летом 1962 года ее пригласили на прослушивание в Ашхабадский театр оперы и балета, она не отказалась. «Причин тому было несколько: но главной было желание работать с новыми партнерами, осваивать новые партии, искать новые грани в уже знакомых». В театре в Баку поставили красивую оперу «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха. Выступив в первых премьерных спектаклях, И. Кузьмина в январе 1963 года переехала в Ашхабад.

    На сцене туркменского театра оперы и балета имени Махтумкули И. Кузьмина пела в спектаклях «Цыганский барон» И. Штрауса, любимых «Риголетто», «Севильский цирюльник», к которым позже прибавилась и «Травиата» Дж. Верли. В Ашхабаде певице дали квартиру, приличную зарплату, положение ведущей солистки оперы. Незабываемым воспоминанием остался приезд с гастролями народного артиста СССР П. Лисициана в марте 1963-го. Вместе они пели в «Травиате», и большой знаток вокала высоко оценил профессионализм И. Кузьминой.

    В начале 1965-го участвовала в неделе искусств Туркменской ССР в Москве. Выступали на сцене Дворца съездов, где И. Кузьмина спела арию Виолетты из «Травиаты» и русскую народную песню. Ее заметили, был хороший отклик о ней в газете «Советская культура», а на традиционном банкете после одного из концертов пригласили за стол рядом с правительственным. И.Ф. Кузьмина запомнила А.Н. Косыгина, его уважительное, корректное отношение к людям искусства. «Я должна была петь, мены объявили, но в зале было шумно, Косыгин понял мою заминку, попросил тишины. После, когда участники банкета прощались, как мне показалось, он особенно тепло пожал мне руку, с одобрением…», вспоминает она. Известная певица А. Соленкова, побывавшая на концерте, подошла тогда к И. Кузьминой, «пригласила к себе домой, хвалила голос и мастерство».

    Было много отзывов в местной печати о выступлении И. Кузьминой в Москве. Вскоре певица была удостоена звания заслуженной артистки Туркменской ССР. Тем не менее после творческого отчета в Москве, интенсивность театральной жизни стала падать, постановок было мало.

    В Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля И. Кузьмина работала полтора года. Все нравилось ей на новом месте, она и сегодня хорошо вспоминает о Казани, городе на Волге. Но творческих перспектив и в этом театре певица не нашла для себя. А надо было торопиться, искать, попробовать себя на подмостках других театров, ведь век артиста короток.

    Свое место она нашла для себя в Улан-Удэ. И.Ф. Кузьмина говорит: «В Бурятии я получила все – ведущее место на сцене, возможность творить, атмосферу дружбы, взаимопомощи, чистоту отношений в коллективе. Было много постановок, гастролей, насыщенность театральных сезонов». Партнерами, друзьями по сцене она называет Л. Линховоина, В. Буруева, Н. Литвинова, Д. Дашиева, С. Раднаева, Л. Шоболова, пела с К. Базарсадаевым и другими, вспоминает А. Жмурову. Репертуар И.Ф. Кузьминой был обширен – от венской классики до наших дней, в нем находилось место и для музыки бурятских композиторов, всего более ста произведений. «Коронные» партии – в «Травиате», «Севильском цирюльнике», «Риголетто», к творческим вершинам относятся партии Мюзеты в «Богеме» Д. Пуччини, Церлины в «Дон Жуане» В. Моцарта, Марфы в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Лейлы в «Искателях жемчуга» Ж. Бизе и другие. Партии второго плана в исполнении певицы нередко становились украшением спектаклей – Иностранка в детской опере «Максимка» Б. Терентьева, Бригитта в «Иоланте» П. Чайковского, Фраскита в «Кармен» Ж. Бизе, Адина в «Любовном напитке» Г. Доницетти, Дуняша в «Григории Мелихове» И. Дзержинского. Вот отзывы коллег по оперному искусству: «И.Ф. Кузьмина всегда демонстрирует высокое вокальное мастерство, умеет поддержать стройный вокально-сценический ансамбль. Созданные ею образы всегда волновали и восхищали не только зрителей, но и нас, ее коллег по сцене» (Д. Дашиев, народный артист СССР, солист Бурятского оперного театра)… «До сих пор ее серебристый, легко льющийся голос звучит в моих ушах. Для меня, как для партнера, ее Джильда остается непревзойденной» (Л. Иманов, народный артист СССР, солист Азербайджанского оперного театра).

    Много И. Кузьмина выступала на концертной эстраде, и в Улан-Удэ, и в Баку, и в Ашхабаде. А особое положение Бурятского оперного театра (единственного от Красноярска до Владивостока) позволяло много гастролировать в дальних крупных городах. Везде талантливая, блестящая певица становилась любимицей публики, с достоинством воплощала достижения Бурятского государственного академического ордена Ленина театра оперы и балета. Владивосток, Хабаровск, Томск, Иркутск, Чита, Южно-Сахалинск и другие города рукоплескали И. Кузьминой, везде она получала хорошие отзывы прессы, критиков. В Томске, с которым у театра установились тогда постоянные творческие связи (гастроли 1971, 1975, 1978 годов), в музее местного театра есть раздел, посвященный И.Ф. Кузьминой.

    «Получила квартиру совсем близко от театра, говорит певица. – Зарабатывала прилично, повидала мир, дважды была в зарубежных круизах. Каждый год ездила к маме на Апшерон, в Баку, и среди своих ровесников я выглядела успешной, а были среди нас и врачи, и инженеры. В первый же год забрала к себе на зиму маму, Елену Ивановну». Они так и жили: весной мать уезжала на Апшерон, после летних гастролей туда приезжала дочь, а к театральному сезону они возвращались в Улан-Удэ. В выходные дни ездили за город, на Верхнюю Березовку. Это было как ритуал: ездили почти каждую неделю, дышали лесным воздухом. «У нас весь год одна веточка цветущего багульника, да стояла дома в вазе…».

    Оставив сцену, в 1981-2005 годах И.Ф. Кузьмина работала во ВСГИКе (ВСГАКИ), на кафедрах хорового дирижирования, вокала. Можно позавидовать ее ученикам, хормейстерам, которые прошли школу вокального искусства у выдающейся певицы. «Свой вклад доцент И. Кузьмина внесла и в научную работу, написав ряд статей, посвященных истории оперного исполнительства в Бурятии…» Помнят И.Ф. Кузьмину и в музыкальном колледже имени П. Чайковского, где в конце 60-х - начале 70-х годов она была иллюстратором в классе ансамбля, ей аккомпанировали, набираясь мастерства, пианисты. Одним из учеников был известный бурятский композитор В.А. Усович. Три года И.Ф. Кузьмина была председателем цеха солистов оперы. Была членом городского жюри по художественной самодеятельности. В 1977-79 годах - депутатом горсовета, в избирательном округе поселка стеклозавода.

    ...В эти дни Ирина Федоровна отмечает юбилей, вспоминает людей, с которыми ей посчастливилось быть рядом. Благодарит за помощь Р.И. Пшеничникову, А.Н. Намсараеву, В.Ц. Бабушкину, З.К. Хуриганову, Т.П. Ульзутуеву и других.

    Даржана ЦЕЛОВАЛЬНИКОВА

    "БУРЯТИЯ 7", 18 декабря 2008 г. №236(4369)

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение