Елена Гускина

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Елена Гускина фотографии

Гускина Елена Ростиславовна

09.09.1944 - 2016

биография

Родилась 9 сентября 1944 года в Туле.

Артистка балета.
Заслуженная артистка РСФСР (15.11.1973).
Народная артистка РСФСР (4.01.1980).

С 1963 года, по окончании Московского хореографического училища (педагоги М. А. Кожухова и Г. П. Петрова), в Свердловском театре оперы и балета.
Отличалась стабильной техничностью, особенно стремительными вращениями, музыкальностью, выразительной драматической игрой, нередко с трагедийным оттенком.
С 1992 года - педагог-репетитор Екатеринбургского театра.

Скончалась в 2016 году.

Супруг - балетный артист Иван Сульзин.

театральные работы

Первая исполнительница партий: Таня ("Первая любовь", 1967), Джульетта (1969; оба балетм. С. М. Тулубьева), Гаянэ (1982, балетм. А. А. Асатурян).

Партии: Фригия, Китри, Маша ("Щелкунчик"), Аврора, Никия; Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Жизель, Ширин и Мехменэ Бану, Одетта - Одиллия; Анна ("Анна Каренина"), Ева ("Сотворение мира" Петрова), Кармен ("Кармен-сюита").

театр

фотографии

публикации

  • Элегия о балеринах, таких разных и одинаково прекрасных.
  • Так уж сложилось, что в Свердловском (Екатеринбургском) театре оперы и балета именно балет был всегда на вторых ролях.

    Причина прозрачная — в нашем городе нет своего хореографического училища. Правда, недалеко была Пермь с ее знаменитой балетной школой, но юные артисты не спешили оставаться на сценах родного Урала.

    И все-таки балет был! Перед нами не парадокс, а истина. Через громкую цифру нынешнего сотого сезона и призму времени это понимаешь особенно отчетливо. Здесь всегда творили неповторимые художественные индивидуальности.

    Лилия Воробьева и Елена Гускина… Что объединяет эти два имени? Ведущие балерины, исполнительницы главных партий. Обе народные артистки России. Работали в театре в одни и те же годы. Хотя судьбы творческие и жизненные у них очень разные. Лилия Воробьева и сегодня в театре, одна из педагогов балетной труппы. Елена Гускина, увы, уже долгие годы тяжко болеет.

    А начиналось все замечательно. Елена Ростиславовна Гускина — выпускница Московского хореографического училища, воспитанница известного педагога Марии Кожуховой. В Свердловске она появилась в 1963 году и станцевала все, о чем только может мечтать балерина: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Дон Кихот»…

    С Еленой Гускиной, друзья и близкие называли ее просто Лялей, всегда было трудно разговаривать. Это нынешнее поколение молодых артистов балета свободнее, раскованнее. Они уже другие, «интернетные». Для Гускиной было легче танцевать, чем рассказывать о своих героинях.

    Думаю, ее подлинные победы пришли к балерине в ролях драматических. Я видела многих исполнительниц партии Фригии в балете Арама Хачатуряна «Спартак», но вот уже через много лет возлюбленная Спартака в исполнении Гускиной помнится удивительно. Она оказалось героиней, равной Спартаку, и не менее яркой, чем красавица-куртизанка Эгина. Так трепетны и прекрасны были ее дуэты любви со Спартаком. В спектакле, безусловно, проявилась личность самой актрисы: ее застенчивая скромность и внутренняя сдержанность, наполненность духовной жизни и умение именно на сцене досказать, выплеснуть все то, что накоплено в репетиционном классе.

    И, наконец, лучшая партия Гускиной — Анна Каренина. За исполнение этой роли в балете на музыку Родиона Щедрина актриса была удостоена премии за лучшую актерскую работу года. Анна — это было редкое актерское счастье. Бывает же такое: встреча с ролью, которую, кажется, ждешь годами, и она понятна и близка до самого донышка. Отдаешь ей все, что накопил, продумывал, прочувствовал, чтобы воплотить в огромный эмоциональный мир.

    Психологизм — понятие, которое нечасто употребляется в балете, но в данном случае вспоминается именно оно. Гускина не обладала какой-то эффектной внешностью, особой броской манерой, ей были ближе строгость и благородство, хотя она умела и могла очень многое.

    Через какую муку страданий проводила актриса свою Анну, причем нигде не переступая грань искусства! Силой условного искусства она создавала характер умного, тонкого человека, надорвавшегося в атмосфере лжи. Балет «Анна Каренина» был счастливым моноспектаклем, и Анна была его центром, его дыханием.

    Талантливые артисты в любом виде искусства неповторимы и похожи только на самих себя. Елена Гускина и Лилия Воробьева по своим внешним данным были совершенно разными. Строгая Гускина и прелестная, хорошенькая, лучащаяся радостью Воробьева. Наверное, обе они могли вполне успешно существовать за счет того, что им отпустила природа. Обе были на редкость хорошо обучены. Они дружили с танцем, он был для них органичной формой существования.

    Алла ЛАПИНА

    28 марта 2012

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение