Елена Савицкая

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Елена Савицкая (Викторова) фотографии

Савицкая Елена Федоровна

Викторова

23.02.1908 - 05.02.1959

Фильмография: 8 работ в 8 проектах

биография

Родилась 23 февраля 1908 года в Москве.

Заслуженная артистка РСФСР (1954).

Отец - Федор Ильич Савицкий (1877-1938) был артистом оперетты.
С 1918 по 1923 годы Савицкие жили в Киеве, где Федор Ильич работал в оперетте и театрах миниатюр. Там Елена училась в гимназии, выступала в ученических вечерах. Затем, с 1923 года, продолжила обучение в Москве. Через год сдала экстерном экзамен в 9 класс школы II ступени. Одновременно участвовала в самодеятельных концертах, брала частные уроки пения. В 1927 году без экзаменов была принята на второй курс музыкального техникума имени Стасова по классу пения, но по семейным обстоятельствам учиться не смогла.
В 1928 году прошла квалифицированную комиссию и получила право работать на эстраде. Как исполнительница народных песен выступала с концертными бригадами в частях Советской Армии, школах, заводах и фабриках, выезжала в различные города страны.
В 1932 году была приглашена в Московский мюзик-холл, где работала до 1935 года. Затем один сезон играла в театре имени МОСПС. С января по март 1936 года – в МХАТ 2-м. С 1936 по 1937 годы – артистка концертного бюро Центрального парка культуры и отдыха.
14 марта 1937 года Елена Фёдоровна вошла в труппу Московского театра оперетты, который стал ей родным до конца жизни. Только лишь на два года Великая Отечественная Война разлучала актрису с этим коллективом, во время которых она работала в Башкирской и Куйбышевской филармониях.
На сцене театра оперетты, где она была постоянной партнёршей Г. Ярона, С. Аникеева, В. Алчевского и В. Володина, в полной мере раскрылся талант Елены Савицкой как выдающейся острохарактерной и комедийной артистки. Пышного телосложения, с обаятельной улыбкой, искрящимся взглядом, задорным смехом она покоряла своей самобытностью и достоверностью. Лучше всего ей удавались образы женщин из народа – крестьянок и работниц, которые в большей мере составляли её репертуар.
Елена Савицкая четырежды была замужем, одним из её мужей был кинорежиссёр Александр Роу. Но снять в кино он её не успел - разошлись. Зато после этого Савицкая стала любимой актрисой Ивана Пырьева.

Ушла из жизни 5 февраля 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

театральные работы

Аделаида («Продавец птиц»),
Хивря («Сорочинская ярмарка»),
Гапуся («Свадьба в Малиновке»),
Кэто («Золотая долина»),
Буслаевна («Украденная невеста»),
Марфа («Моя Гюзель»),
Амалия («Летучая мышь»),
Парася («Трембита»),
Тимофеевна («Девичий переполох»),
Оксана Трофимовна («Сын клоуна»),
мадам Арно («Фиалка Монмартра» И.Кальмана),
мадам Шлюмбергер («Принцесса цирка» И.Кальмана),
Божена Лихновская («Марица»).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Е. Ф. Савицкая посвятила свою жизнь театру оперетты и служила ему верой и правдой жертвенно до самозабвения. Единственное, чем мы сейчас располагаем – это несколько радиозаписей с её участием. Те, кому довелось видеть Елену Фёдоровну на сцене, услышав её голос, наверняка без труда воскресят в своей памяти спектакли с её участием. С теми же, кто не видел её, мы хотим поделиться своими впечатлениями. Но прежде давайте откроем коробку с плёнкой, на которой написано: «Фиалка Монмартра». Сцена Дядюшки Франсуа и мадам Арно – Григорий Ярон и Елена Савицкая. «Игра Елены Савицкой – мадам Арно – проникнута подлинной комедийностью, мягким юмором, задушевностью и драгоценным чувством меры, столь обязательным в ролях гротескового плана» - писала в рецензии на «Фиалку Монмартра» газета «Вечерняя Москва». Эти слова можно отнести ко всем лучшим сценическим созданиям Елены Фёдоровны Савицкой. И это говорит о высокой требовательности к себе взыскательного художника. Потому что ох как трудно было ей, наполненной стихией смешного, обуздать свой большой сценический темперамент и подчинить его общему замыслу спектакля. В её удивительно весёлом таланте сочетались обаятельная простосердечность, комедийная сочность и бытовая непосредственность. Всякий раз, когда появлялась Савицкая, казалось, что она вышла на сцену прямо из жизни. Душевно ясная, неугомонная, заразительно весёлая. И недаром Яков Александрович Бойко (Яшка-артиллерист) удостоил её своего внимания (Диалог из "Свадьбы в Малиновке"). Неизменным партнёром Елены Савицкой в концертных выступлениях был Владимир Володин. И это не случайно. В характере дарования этих замечательных артистов было много общего, что придавало их дуэту особое, располагающее своеобразие. Часто в театре сценическая судьба сводила Елену Савицкую с Григорием Яроном. Это всегда было интересно. Будь то «Фиалка…», «Марица» или «Принцесса цирка». Прямой, открытой, простой Елене Савицкой ещё большую теплоту и обаяние придавала её полнота. Кстати, она не лишала её удивительной подвижности и лёгкости. «Булочкой» называла её Галина Шаховская – замечательный балетмейстер, которой не раз приходилось решать с Еленой Фёдоровной хореографические задачи. «Булочка». Как удачно сочетаются в этом определении пышность и лёгкость, не правда ли?

    В рецензии на оперетту Милютина «Беспокойное счастье» газета «Советское искусство» писала: «Яркими жанровыми красками рисует свою буфетчицу Капитолину Кондратьевну Елена Савицкая.» Ей вторила газета «Вечерняя Москва»: «Полон добродушия и теплоты образ Капитолины Кондратьевны у Елены Савицкой.

    1949 год в Московском театре оперетты был годом большого успеха. Поставленной Иосифом Михайловичем Тумановым оперетте Милютина «Трембита» была присуждена государственная премия. И хотя Елена Фёдоровна Савицкая не была в числе лауреатов, созданная ею роль Параси Никаноровны стала ярким событием в мире творческой жизни и, несомненно, украсила этот чудесный спектакль. Газета «Вечерняя Москва» в рецензии на оперетту «Трембита» отмечала: «Выразительна и колоритна Парася Никаноровна Елены Савицкой. Её сцены с Шиком и Сусиком, дуэты и диалоги полны юмора и веселья. Передо мной лежат афиши юбилейных спектаклей оперетты «Трембита» - сотый, двухсотый, двухсотпятидесятый… И на всех против роли Параси Никаноровны фамилия – Савицкая. А против роли Сусика – Аникеев (диалог из "Трембиты").

    Бывали ли у Елены Фёдоровны неудачи? Бывали. А у кого их не бывало? И доля их в творчестве Савицкой настолько мала, что и говорить-то о них не следует. Любители оперетты их не помнят, но зато никогда не забудут мажорное, оптимистичное, доброе, яркое дарование заслуженной артистки РСФСР Елены Фёдоровны Савицкой.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение