Нуриет Схакумидова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Нуриет Схакумидова фотографии

Схакумидова Нуриет Салимовна

Дата рождения: 20.08.1921

Артистка фронтовой бригадыАртистка фронтовой бригады

биография

Родилась 20 августа 1921 года в ауле Хаштук Тахтамукайского района.

Заслуженная артистка РСФСР (9.05.1959).
Народная артистка Республики Адыгея.

В 1936-1941 годах училась в адыгейской студии ГИТИСа.
Актриса Русского государственного драматического театра имени А. С. Пушкина (Майкоп) с 1941 года, сыграла 175 ролей (Машенька в одноименной пьесе А. Афиногенова, Регана в «Короле Лире» У. Шекспира, Настя в пьесе М. Горького «На дне»).
В годы войны работала в составе фронтовых бригад.
Возглавляла отделение ВТО в Адыгее, была секретарем парткома КПСС театра (15 лет), являлась депутатом Майкопского городского, Адыгейского областного и Краснодарского краевого советов депутатов трудящихся.

призы и награды

Орден «Знак Почета».
Медаль «Слава Адыгеи».
Почетный гражданин города Майкопа (28.05.1989).
Юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (26 марта 1970). Юбилейная медаль «60 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (28 февраля 2004).
Юбилейная медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (22 марта 1995).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941- 1945 гг.» (8 февраля 1995).
Юбилейная медаль «65 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (29 января 2010).

театр

фотографии

публикации

  • Глаголом жечь сердца людей
  • Есть в искусстве личности, сотворенные самой эпохой, эпоху творящие. Эти слова в полной мере можно отнести к замечательной актрисе, заслуженной артистке РСФСР, народной артистке Республики Адыгея, обладательнице медалей «За доблестный труд» и «Слава Адыгеи», чье имя вписано в Книгу почета Министерства культуры СССР, почетному гражданину города Майкопа Нуриет Салимовне Схакумидовой, чей юбилей отмечается 20 августа 2011 г.

    Нуриет Салимовна не просто актриса, хотя всю свою жизнь посвятила сцене. Главной миссией в ее жизни была преданность делу, профессии, человеческому обществу, которому средствами искусства актриса несла высокую духовность. Она из того типа людей и поколения, которые умеют «глаголом жечь сердца людей». Выходя на сцену, Нуриет Салимовна не просто ступала на площадку условной жизни, она проживала в небольшом формате спектакля целую человеческую жизнь со всем горением и наполнением выдающегося таланта, а слова, произнесенные ею, обретали вкус, цвет и объем. Это было время, когда театр был кафедрой для народа. И она была истинным педагогом и воспитателем человеческих душ, со сценических подмостков призывая к лучшей жизни, проявлению лучших человеческих качеств.

    Н. Схакумидова не только обладает природным даром, получив лучшее в стране профессиональное актерское образование в адыгейской студии ГИТИСа (1936—1941) у прямых учеников К. С. Станиславского, актриса владеет такими приемами актерского искусства, которые находились только в арсенале первого поколения мхатовцев.

    С юбилеем!

    Нуриет Салимовна — легендарная личность, и ее яркая жизнь, наполненная событиями и делами, трудовая биография целиком посвящена служению искусству. Она и сегодня является членом художественного совета нашего театра, ее и сегодня волнуют те проблемы, с которыми сталкивается современный театр.

    Ее путь в искусстве по достоинству отмечен. Она награждена государственными наградами, является почетным гражданином города Майкопа. Но главной наградой, безусловно, является любовь зрителей, которые и по сей день помнят роли, прожитые и сыгранные ею.

    От имени коллектива театра и от себя лично поздравляю Вас, глубокоуважаемая Нуриет Салимовна, с юбилеем! Примите пожелания крепкого здоровья, счастья, бодрости и продолжения наставнической деятельности.

    Н.ИВАНЧЕНКО,

    директор Русского государственного драматического театра им. А.С.Пушкина РА, заслуженный деятель искусств РА.

    Научившись искусству перевоплощения у выдающихся деятелей российского театра В. И. Качалова, М. М. Тарханова, И. М. Москвина, Л. М. Леонидова и других блестящих мастеров сцены, чье творчество сегодня стало частью истории культуры страны, и непосредственных педагогов студии В. А. Вронской, О. В. Козляниной, И. П. Рахманиновой, О. С. Тераковой и К. Я. Тупоногова, Нуриет Салимовна всю свою творческую жизнь прожила заповедями этой великой театральной школы.

    Театр был и по сей день остается для нее храмом, в котором режиссер, актер (творческий человек) всегда должны быть на первом месте.

    Большая часть двадцатого века — жизнь, которую прожила и проработала Нуриет Схакумидова в театральном деле, и разные этапы ее судьбы напрямую связаны с судьбой нашей страны. Диплом об окончании театрального института она получила в первый летний месяц начала Великой Отечественной войны в 1941 году, вместе со своим педагогом К. Я. Тупоноговым и студийцами вернулась в Майкоп, поступила работать в театр, пережила войну, оккупацию, послевоенную разруху. Всегда была активным человеком.

    С юбилеем, Нуриет Салимовна!

    Юбилей Нуриет Салимовны Схакумидовой — это выдающееся событие в жизни театральной общественности Республики Адыгея! Знаменательно оно еще и тем, что празднуется накануне главного республиканского праздника — 20-летия Республики Адыгея!

    Ученица великих мастеров МХАТа получила великолепную школу ГИТИСа в первой актерской студии и всю жизнь представляет собой героический пример служения театру и абсолютную преданность искусству.

    Нуриет Салимовна проработала актрисой Русского театра более полувека, и мы гордимся тем, что с ее именем связаны самые большие достижения Русского театра в Адыгее. Все эти годы она неустанно занималась пропагандой театрального искусства, всей своей жизнью и творчеством являя пример высокого служения театру.

    Для нас, выпускников актерской студии ЛГИТМиКА, вернувшихся из Питера в середине семидесятых, слово, сказанное Нуриет, значило многое. Она всегда приходила на наши спектакли, могла подсказать что-то, передать жизненный и творческий опыт. Для нас это было очень ценно. И до сих пор я испытываю особое чувство, когда на премьеру или открытие театрального сезона приходит Нуриет Салимовна. Я жду ее, волнуюсь, в зале ли она, как она оценит мою работу, что скажет после спектакля. Когда она в зале, я знаю, что среди зрителей сидит искренний, близкий и неравнодушный к моему делу доброжелательный человек. И ее оценка особенно дорога.

    У нее прекрасная творческая семья, люди, которые вместе создавали театральный фундамент нашего дела. Муж, Магамет Кунижев, — замечательный литератор, педагог и критик, который в свое время обучал адыгейскому языку студентов второй адыгейской актерской студии ГИТИСа. Она — яркая актриса и очаровательная женщина, которая всегда называет меня «мой маленький», и я готов оставаться маленьким еще сто лет и слышать это от вас, моя дорогая, любимая Нуриет Салимовна!

    С юбилеем! Живи и здравствуй, любимая Нуриет!

    Заур ЗЕХОВ,

    председатель Адыгейской организации СТД РФ, заслуженный артист Российской Федерации, Кубани, Абхазии, Кабардино-Балкарской Республики, народный артист Республики Адыгея.

    Несколько лет назад, работая над историей адыгского театра, я наткнулась на вырезку из газеты «Адыгейская правда» от 25 сентября 1941 года. В статье Л. Крылатовой «Молодые работники искусства» дается анализ деятельности театра того военного периода. В частности, автор пишет: «Воодушевленные стремлением всемерно помогать Красной Армии, работники театра активно участвуют в сборе подарков для наших доблестных бойцов. Организация этого дела поручена избранной в составе трех человек комиссии. Артистка Нуриет Схакумидова принесла меховую шубу...» Это так похоже на Нуриет Салимовну, скажут те, кто близко знаком с нею и хорошо знают об открытости ее души и способности отозваться на боль. Это так красноречиво характеризует ее человеческую щедрость и суть.

    У Нуриет Салимовны всегда был свой собственный зритель, который бесконечно и преданно ее любил. Многие майкопчане помнят времена, как сейчас сказали бы, «театрального бума» в нашем городе, когда большие фотографии актеров обеих трупп Адыгейского театра были выставлены в витринах магазинов, парикмахерских, клубов и других учреждений по улице Краснооктябрьской. И неизменно фотография Н. Схакумидовой красовалась на видном месте. Она — такой человек, должна все делать на «отлично»: и учиться, и работать. Ей это удавалось. Еще во время учебы в студии это отмечали и педагоги, и ее сокурсники. В частности, в 1937 году в газете «Адыгейская правда» от 29 января появилась статья М. С. Ахеджакова «Адыгейская театральная мастерская» об актерской студии, которая обучалась в Москве в ГИТИСе. В подробном отчете есть и такой абзац: «Такие студенты, как Шовгенов Меджид, Кинжалова Айшет, Схакумидова Нуриет, Тлепшукова Киль, Схаплок, Хуако, Хачак и многие другие, имеют по всем дисциплинам оценки только «отлично».

    У Нуриет Салимовны и в театре все всегда было на «отлично», она была собрана, дисциплинирована, всегда готова к репетиции и спектаклю, блестяще владея русским и адыгейским языками.

    «Как отрадно работать для своего народа в тесном с ним общении» — эти слова принадлежат гениальному К. С. Станиславскому. От себя хочется добавить: отрадно жить и дружить, и восхищаться Великой женщиной и талантливой Актрисой Нуриет Салимовной Схакумидовой, юбилей которой отмечают вся Республика Адыгея и наш Русский драматический театр им. А.С.Пушкина, где Н. С. Схакумидова проработала более 50 лет.

    Очаровательная, обаятельная, ее выдающиеся способности всегда признавали и зрители, и коллеги. Наш театр очень много гастролировал и по родной Адыгее, и по Краснодарскому краю, и когда Н. С. Схакумидова ушла, как говорят, на заслуженный отдых, еще много-много лет зрители приходили и спрашивали, почему нет с нами Нуриет Салимовны. Это дорогого стоит!

    Я больше сорока лет была рядом с Нуриет Салимовной и на сцене, и в жизни, я многому училась у нее, всегда прислушивалась к ее советам. Очень часто со своими проблемами я шла домой к Нуриет Салимовне, зная, что меня всегда выслушают и обязательно помогут! Спасибо Вам, дорогая Нуриет Салимовна, и низкий поклон за Ваши добрые дела, за понимание. Поздравляю Вас с юбилеем, здоровья Вам! Я Вас люблю.

    Галина ГАФТ,
    заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Адыгея.

    В каждой роли актриса создала неповторимый индивидуальный образ со своими особенностями. Это был ее собственный актерский почерк. И везде она была прекрасна. Настоящий представитель, как теперь говорят, «старой школы», Нуриет Схакумидова отдавала предпочтение классическому репертуару. И лучшие ее роли — в спектаклях великих классиков Н. Гоголя «Ревизор», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», П. Бомарше «Женитьба Фигаро», в современных произведениях К. Симонова «Жди меня», М. Светлова «20 лет спустя», «Чрезвычайный посол» бр. Тур и Шейнина, А. Софронова, а также в пьесах национальных авторов Дж. Джагупова, А. Евтыха, Ю. Тлюстена и других. Всего за свою сценическую деятельность Н. С. Схакумидова сыграла более двухсот ролей, в том числе роль супруги В. И. Ленина Н. К. Крупской.

    Нуриет Схакумидова десятилетиями служила искусству на сцене русской труппы, а затем и Русского театра. Как личность она внесла серьезный вклад в развитие театрального искусства в Адыгее, увидела многие перемены — политические, общественные, театральные и знаниями своими и сегодня щедро делится с молодыми актерами. До сих пор художественные советы театра, новые премьеры или иные театральные события не проходят без участия Н. Схакумидовой. И в этом есть особый стиль и особое уважение к театру, партнерам и коллегам, к себе. К своей роли в искусстве. Нуриет Салимовна это всегда знала, знает и достойно несет. Этому ее научили великие деятели российского театра и огромный сценический опыт.

    С юбилеем, дорогая Нуриет Салимовна!

    С.ШХАЛАХОВА, начальник отдела Министерства культуры Республики Адыгея, театровед.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение