Наталья Шпиллер

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Наталья Шпиллер фотография

Шпиллер Наталья Дмитриевна

20.11.1909 - 20.07.1995

биография

7 (20) ноября 1909, Киев — 20 июля 1995, Москва, Россия

Советская и российская оперная певица (лирическое сопрано), педагог, музыкально-общественный деятель, одна из представительниц «Золотой эпохи» Большого театра СССР.

Заслуженная артистка РСФСР (27.06.1942).
Народная артистка РСФСР (5.11.1947).

После окончания в 1931 году Киевской консерватории (класс А. Н. Шперлинг) поступила в труппу Куйбышевского театра оперы и балета (солистка). В 1935—1958 годах — в Большом театре.
Выступала как концертная певица.

В 1950 году начала преподавать в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1963 года — профессор). В 1964—1975 годах заведовала кафедрой оперной подготовки, в 1975—1979 годах — кафедрой сольного пения.

В 1950 году вступила в Союз театральных деятелей РСФСР. С 1969 года — председатель совета вокально-творческого кабинета А. В. Неждановой и Научно-методического совета по вокальному образованию при Министерстве Культуры РСФСР.
Автор рецензий и научно-методических статей.

Умерла в 1995 году. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Мать — Полякова Мария Николаевна (1870-1960) – певица, ученица Е. А. Лавровской.
Муж — Кнушевицкий Святослав Николаевич (1908-1963), виолончелист, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Брат — Шпиллер Всеволод Дмитриевич (1902-1984), священник Русской православной церкви, протоиерей.
Племянник — Шпиллер Иван Всеволодович (1935-2003), дирижер, народный артист РСФСР.
Дочь — Кнушевицкая Мария Святославовна (р. 1933), актриса Театра им. Моссовета, заслуженная артистка России.
Внук - артист Театра им. Моссовета Андрей Михайлович Рапопорт (1960).

театральные работы

«Псковитянка» Н. А. Римского—Корсакова — Ольга с 1936
«Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили — Этери с 1939
«Вильгельм Телль» Дж. Россини — Матильда с 1942
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна с 1936
«Фауст» Ш. Гуно — Маргарита с 1937
«Кармен» Ж. Бизе — Микаэла с 1935
«Иван Сусанин» М. И. Глинки — Антонида с 1940
«Демон» — Тамара А. Г. Рубинштейна с 1942
«Садко» Н. А. Римского—Корсакова — Волхова с 1949
«Валькирия» Р. Вагнера — Зиглинда с 1940
«Иоланта» П. И. Чайковского — Иоланта с 1943
«Тихий Дон» И. И. Дзержинского - Наталья с 1936
«Пиковая дама» П. И. Чайковского - Прилепа с 1936
«Царская невеста» Н. А. Римского—Корсакова - Марфа
«Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского—Корсакова - Оксана
«Паяцы» Р. Леонкавалло - Недда
«Блудный сын» К. Дебюсси - Лия
«Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини - Чио-Чио-сан
«Свадьба Фигаро» Моцарта - Графиня
«Отелло» Дж. Верди - Дездемона
«Дубровский» Э. Направника - Маша
«Наль и Дамаянти» А. Аренского - Дамаянти
«Опричник» П. Чайковского - Наташа
«Чародейка» П. Чайковского - Кума

призы и награды

Сталинская премия второй степени (1941) — за большие достижения в области театрально-вокального искусства.
Сталинская премия первой степени (1943) — за исполнение партии Матильды в оперном спектакле «Вильгельм Телль» Дж. Россини.
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение партии Волховы в оперном спектакле спектакле «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Орден Ленина (1971).
Орден Дружбы народов (1976).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Обыкновенная богиня. К 100-летию Натальи Шпиллер
  • Наталья Дмитриевна Шпиллер родилась в Киеве в 1909 году. Она была дочерью состоятельных родителей, которые смогли привить ей любовь к искусству и дать ей понятие о национальной культуре с рождения. Это знание она пронесет через всю свою профессиональную жизнь и, впоследствии, будет передавать своим ученикам.

    Первые уроки вокального искусства Наталья Дмитриевна получила уже в детстве от матери – оперной певицы. Начав обучение в Киеве, Шпиллер вскоре перебралась в Москву и продолжила учиться в Московской консерватории в классе Е. Лавровской. Потом была отправлена совершенствоваться за счет государства в Париж.

    Вернувшись в Москву, Наталья Дмитриевна приняла участие в конкурсе певцов для формирования труппы нового оперного театра в Самаре. Успешно пройдя конкурс, Шпиллер была принята в труппу этого театра и проработала там с 1931 до 1934. На сцене Самарского оперного театра певица дебютировала в партии Ксении в опере Мусоргского «Борис Годунов».

    Но самым важным в судьбе Натальи Дмитриевны стал период конца 1934 - начала 1935 годов. Она решила попытать счастья и снова поучаствовать в конкурсе. Но на этот раз ставка была намного выше. Большой театр набирал молодых исполнителей в труппу. Шпиллер смогла пройти конкурс и уже 25 января 1935 года дебютировала на сцене Большого в партии Микаэлы в «Кармен». Этот дебют стал судьбоносным для молодой певицы, и уже после этого она становится штатной солисткой театра. Второй партией на сцене Большого стала Эллен в опере Л.Делиба «Лакме».

    Если в ранний период деятельности Шпиллер можно было упрекнуть в недостаточной эмоциональности, то уже в первые годы работы в Большом театре к ней пришла артистическая зрелость, позволившая певице достичь большой психологической выразительности. Голос Натальи Дмитриевны обладал редкими природными качествами и прежде всего, красотой тембра. Яркий, большого диапазона голос, безупречная вокальная техника, прекрасно поставленное дыхание давали артистке возможность петь так легко и свободно, что слушатели не замечали всех вокальных трудностей, которые она преодолевала.

    Имя Натальи Дмитриевны Шпиллер тесно связано с деятельностью Большого театра 1930-х – 50-х годов. Критики отмечали, что это было время возрождения на советской сцене классических полотен русской и зарубежной музыки. 1936 год стал еще одной важной вехой в творчестве певицы. Наряду с ролями Натальи в опере «Тихий дон», Прилепы в «Пиковой даме» и Ольги в «Псковитянке», Наталья Дмитриевна исполнила партию Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Исполняя Татьяну Шпиллер смогла продемонстрировать все свое актерское дарование и обратила на себя внимание многих критиков. Героиня Шпиллер была невероятно эмоционально открытой. В ее Татьяне был драматизм, психологический контраст между юношеской легкой романтичностью и горделивой сдержанностью чувства, умудренного годами. Ее героиня был вдохновенным до глубины души, прочувствованным поэтическим портретом. Многие, кто слышал Шпиллер в опере «Евгений Онегин», отмечали, что образ, создаваемый этой певицей, разительно отличается от всех остальных. И дело тут не только в совершенной технике, но и в том, как певица подходила к раскрытию образов. Она подчиняла свое вокальное мастерство художественному замыслу автора, пыталась прочувствовать своих героинь с точки зрения авторского видения. Никогда вокал не был для нее самоцелью, а всегда служил средством музыкального выражения. Возможно, именно эта профессиональная черта делала Шпиллер невероятно яркой исполнительницей. Остается только пожалеть, что художественные методы этой певицы для современных артистов не являются желанным руководством.

    В 1940 году Наталья Дмитриевна дебютировала в партии Зиглинды («Валькирия») в постановке Сергея Эйзенштейна. И в этом же году исполнила ее на торжественном представлении-приеме в честь министра иностранных дел Германии Риббентропа, по личному приглашению Сталина посетившего главный театр страны.

    До 1950 года Шпиллер создала на сцене Большого театра много ярких образов, в их числе была роль Матильды из оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль». За нее, кстати, певица была удостоена Сталинской премии. В 1945 – Антонида («Иван Сусанин»), в 1946 Большой давал 1000-й спектакль «Евгения Онегина» со дня первой постановки в 1881 году и именно Шпиллер была удостоена чести исполнить партию Татьяны в этом спектакле.

    В 1949 году певица участвовала в премьерных постановках «Фауста» (Маргарита) и «Садко» (Волхова). За партию Волховы Шпиллер во второй раз была удостоена Сталинской премии в 1950 году. Многие источники указывают на то, что Шпиллер была одной из любимейших певиц советского диктатора, много участвовала в правительственных концертах, многократно пела на кремлевских приемах. До сих пор, однако, остается загадкой, что помешало Сталину присвоить своей любимице высшее звание – народной артистки СССР. Не исправили эту «ошибку» и последующие советские правители, а могли бы – после ухода с большой сцены Шпиллер практически до конца своей жизни оставалась что называется активной творческой единицей – преподавала, консультировала, писала рецензии и очерки; тем более что и прецеденты подобные были – Катульская, Максакова, Долуханова получили высшее звание, уже давно находясь на пенсии…

    В карьере Натальи Дмитриевны не только театральные выступления но и концертные выступления. Шпиллер спела более 200 концертов! Обширный камерный репертуар певицы обратил на себя внимание не только русского зрителя. Выступая в Болгарии, Польше, Чехословакии она собирала полные залы и исключительно восторженные отзывы критиков. Но самую высшую похвалу Наталья Дмитриевна получила в Австрии, на родине великого Моцарта. После очередного концерта Шпиллер назвали «Mozatrsaengerin» («моцартовская певица»). Это звание говорит не только об уровне исполнения, но и о той внутренней наполненности музыкой, которую певица несла в себе в течение всей своей карьеры.

    Шпиллер относится к тем певицам, которые в совершенстве владели певческим дыханием. Она много работала над ровностью звучания голоса, тщательно оттачивала крайние верхние ноты, никогда не форсировала звук, брала верха свободно и красиво, без излишнего напряжения.

    Начиная работать над музыкальным содержанием произведения, Наталья Шпиллер прежде всего старалась раскрыть психологическую сущность мелодии, так как считала, что именно в ней заключено содержание образа произведения, его характер. Она очень много работала над «музыкой слова».

    Во всех ее действиях была осознанность и желание служить на благо искусства. Наталья Дмитриевна своим творчеством несла в первую очередь культуру, музыку, и только потом уже голос. И эту тактику нельзя назвать излишней скромностью, скорее проявлением высочайшего профессионализма, который в современной оперной среде приобретает, увы, искаженные формы.

    Наталья Шпиллер была широко известна в нашей стране благодаря трансляциям по радио. Кроме того она активно гастролировала по СССР, например, пела спектакли в ленинградском МАЛЕГОТе (Баттерфляй, Марфа, Иоланта), в Одессе (Баттерфляй, Татьяна, Марфа), Баку (Маргарита, Татьяна, Марфа), Сталино (ныне Донецк – Татьяна, Иоланта, Марфа), Уфе (Баттерфляй), Свердловске (ныне Екатеринбург – Татьяна). Певица участвовала в записях опер, среди которых «Царская невеста» (партия Марфы, дирижер Л. Штейнберг, 1943 год), «Иван Сусанин» (партия Антониды, дирижер В. Небольсин, 1947 год), «Кармен» (партия Микаэлы, дирижер А. Мелик-Пашаев, 1949 год).

    После 1950 года Шпиллер посвящает себя преподавательской деятельности. И дело здесь не в том, что другого пути у большинства пожилых артистов нет. Наталья Дмитриевна с большой любовью относилась к преподаванию вокального мастерства и эта деятельность, казалось, доставляла ей не меньшее удовольствие, чем пение. Так она становится преподавателем музыкального училища им. Гнесиных, а также публикуется в прессе с критическими статьями о проблемах музыки в современном обществе, и перспективах ее развития.

    Во всем она проявляла вдумчивое, осознанное и трепетное отношение к культуре вокального исполнения. Можно сказать, что Наталья Дмитриевна была наполнена музыкой, поистине жила ею.

    Ее глубокие познания в сочетании с удивительной манерой естественно и просто говорить об очень сложных вещах придавали ей особую прелесть как педагогу. В классе Шпиллер всегда царила дружеская и демократичная обстановка. Внимательной, строгой, но без раздражения критике Наталья Дмитриевна умела придать остроумную и необидную форму ее высказывания. Она призывала студентов присутствовать на занятиях своих товарищей, справедливо считая, что это способствует более эффективному постижению вокального искусства.

    Наталья Дмитриевна была невероятно умной женщиной и уже в одном из своих последних интервью в 1991 смело высказала мнение о том, что советская власть, лишившая истиной духовности нацию, едва не уничтожила и вокальные традиции русской школы: «Я поняла, если наше вокальное искусство будет основываться на пионерских маршах, то страна перестанет петь», - сказала она.

    Натальи Дмитриевны не стало в 1995 году, а вместе с ней не стало и традиций вокального искусства, который она смогла передать лишь немногим своим ученикам.

    15.11.2009, Фёдор Вяземский.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение