Елизавета Мамонтова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Елизавета Мамонтова фотографии

Мамонтова Елизавета Николаевна

05.09.1923 - 09.12.2001

Участница Великой Отечественной войныУчастница Великой Отечественной войны

биография

5 сентября 1923, Тифлис (ныне - Тбилиси) - 9 декабря 2001, Тамбов.

Заслуженная артистка РСФСР (4.05.1987).

Участница Великой Отечественной войны.
Окончила студию при Тбилисском драмтеатре им. А.С. Грибоедова (педагоги - Г.А. Товстоногов, Д.А. Алексидзе).
Работала в Тбилисском ТЮЗе.
С 1950 года играла в Тамбовском драмтеатре, Нижнетагильском драматическом театре им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (с 1954), в Читинском театре драмы, Липецком драматическом театре им. Л.Н. Толстого, Вольском городском драматическом театре, Башкирском русском драматическом театре, Ашхабадском русском театре драмы.
В 1966 году вернулась в Тамбовский театр.
Выступала на эстраде с литературными программами.

театральные работы

Гелена («Варшавская мелодия» Л.Г. Зорина);
Коринкина («Без вины виноватые» А.Н. Островского);
Лариса Огудалова («Бесприданница» А.Н. Островского);
Роза Песочинская («Ретро» А. Галина);
Шура Азарова («Давным-давно» Г. Гладкова);
Бабушка («Деревья умирают стоя» А. Касоны).

призы и награды

Орден Отечественной войны II степени (1985).
Медаль "За оборону Кавказа" (1945).
Медаль "За победу над Германией" (1946).
Медаль Жукова (1996).
Медаль "30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1976).
Медаль "40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1985).
Медаль "60 лет Вооруженных сил СССР" (1978).
Медаль "70 лет Вооруженных сил СССР" (1988).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Женщина с характером
  • Горение и на сцене и в жизни были присущи Елизавете Мамонтовой.

    Послесловие

    В последний год жизни она готовила бенефисный спектакль «Дорогая Памела» Дж. Патрика. Пьеса острая, хорошо выстроенная драматургически и до сих пор чрезвычайно актуальная. Думается, что прозвучала бы она очень свежо, а Е. Мамонтова непременно блеснула бы в роли Памелы. Роль, как говорят, была на неё. И по духу, и по характеру. Но не случилось. Начало двухтысячных для театра оказалось непростым, и замысел оказался неосуществлённым. А в декабре 2001 года Елизаветы Николаевны Мамонтовой не стало.

    Желанный гость всех собраний

    Желание написать о заслуженной артистке России Елизавете Николаевне Мамонтовой возникло у меня сразу, с первого нашего с ней знакомства на одном из мероприятий, проводимых объединением женщин-­медиков, ветеранов Великой Отечественной войны. Они очень любили Елизавету Николаевну, и она всегда была желанным гостем всех их собраний. Ещё тогда обратила внимание, что известная тамбовская актриса отнюдь не была «свадебным генералом» на подобных мероприятиях. Она старалась не выступать, держалась очень скромно, можно сказать «в тени». Но в то же время ей было приятно находиться среди женщин, так же, как и она, прошедших войну и перенёсших все её тяготы. Помню, мы сидели в первую встречу рядом и как­то невольно разговорились. То, что сразу располагало к Елизавете Николаевне, — это полное отсутствие актёрского позёрства, напускного кокетства, каким порой грешат творческие натуры. Она говорила просто, а иной раз даже резковато, давала объективные оценки. Наши взгляды во многом сошлись. Нет, мы не стали близкими друзьями. Но с тех пор на каких бы культурных мероприятиях нашего города ни встречались, садились вместе и много беседовали. Я постоянно высказывала мысль о написании очерка о ней, но Елизавета Николаевна всегда отмахивалась: мол, успеем.

    Е. Мамонтова не любила рассказывать о себе. По отношению к своей персоне она была очень сдержанна. И в то же время Елизавета Николаевна оказывалась чрезвычайно активна, если дело касалось общественной работы. Порой казалось, что она задействована во всех обществах, которые существуют в Тамбове. Её приглашали на различные мероприятия общество «Знание», Общество книголюбов, всевозможные объединения ветеранов войны и труда и так далее...

    Бойцовский характер

    Но, наверное, наибольшую активность Мамонтова проявляла во всём, что было связано с природой Тамбовщины. Звание общественного инспектора охраны природы она носила не просто так. Помню, как актриса болела душой за парк по улице Пионерской, над которым нависла угроза уничтожения в связи с расширяющимся домостроением! Этот природный уголок, любимый всеми жителями южной части города, необходимо было спасти от вырубки. И Елизавета Николаевна смело «шла в бой» за каждое дерево. Тут она действовала во всю мощь своего бойцовского характера. При нашей последней встрече она не могла больше ни о чём говорить, кроме как о недопустимости уничтожения зелёных уголков и парков ради постройки домов на престижных землях южного района города.

    Начало пути

    Родилась актриса 90 лет назад в столице Грузии Тбилиси, куда её родителей — Николая Васильевича и Стефаниду Семёновну Самуйленко — занесла судьба. Родом они были из Белоруссии. Дед Лизы имел крепкое хозяйство, но коллективизация вынудила его бросить всё и с одной Библией в руках бежать к сыну в Тбилиси. Детство Лизы с самого начала было несладким. Отец работал слесарем на заводе, мать подрабатывала прачкой. А в шесть лет Лиза осталась без матери. Отец по­своему любил дочку, но воспитанием особо не занимался.

    Воспитывал Лизу двор. В Тбилиси в те годы сплочённость соседей была невероятной. Жили бедно, но всегда выручали друг друга чем могли. Свадьбы играли вместе и провожали в последний путь сообща, беря потом на себя заботу об оставшихся сиротах. Все дети были как бы «общими». Поэтому маленькая Лиза всегда оказывалась как­никак, но накормленной и одетой. Ребёнком Лиза была самостоятельным, способным и школу закончила хорошо. Получив аттестат, решила поступать на филологический факультет Тбилисского университета. Уже и документы туда сдала, но однажды случайно на улице наткнулась на объявление, что театральная студия при Тбилисском драмтеатре им. А. Грибоедова набирает студентов...

    Театр и война

    Лиза всегда была активисткой, и, естественно, художественная самодеятельность в школе без неё не обходилась. Желание стать артисткой жило где­то в глубине души девушки. И при виде объявления оно пересилило все остальные помыслы: Лиза забрала документы из университета и поступила на курс Георгия Товстоногова, будущего гениального главного режиссёра ленинградского БДТ. А через год началась Великая Отечественная война.

    В связи с тяжёлым положением на южном направлении в 1942 году был объявлен набор добровольцев. Лиза кинулась в военкомат. Щупленькую слабенькую девушку не особенно­-то поспешили взять в армию. Тогда, узнав о курсах военных водителей, Елизавета записалась на них. На курсах инструкторы удивлялись её ловкости и быстрому пониманию всех технических тонкостей. А ещё она активно включилась в армейскую художественную самодеятельность. Когда дело дошло до распределения, командир Кавказской дивизии зенитчиков не рискнул посадить эту малявку, хотя и с отличными итоговыми оценками, за руль. Но и отдавать такой ценный кадр по части художественной самодеятельности (многие подразделения мечтали заполучить из­за этого Лизу) ему не хотелось. И была Елизавета определена связисткой в 345­-й полк зенитной артиллерии.

    В 1945 году, за месяц до окончания войны, полк перебросили на Дальний Восток. К тому времени на груди Лизы уже красовалась медаль «За оборону Кавказа». Война с Японией подходила к концу, и командир, видя, как девушка тяжело переносит дальневосточный климат, решил пойти на хитрость: с пакетом отправил её в Тбилиси, где Елизавету сразу же демобилизовали, наградив медалью «За победу над Германией» (а затем в 1986 году Мамонтову отыскал и орден Отечественной войны).

    И вновь театральные подмостки

    Война закончилась, и надо было определяться. Девушка решила вернуться в театральную студию. Она попала на второй курс, который вёл народный артист СССР Д. Алексидзе. С отличием окончив обучение, Елизавета Мамонтова поступила в Театр юного зрителя. Параллельно работала в Грузинской филармонии чтицей. Достойных ролей в театре давали мало, и молодая актриса чувствовала себя невостребованной. A тут ещё начались конфликты с мужем. Офицер Юрий Мамонтов мечтал, чтобы жена сидела дома, а не выступала на сцене. Елизавета же жаждала ролей и не представляла себя без сцены. Развод стал неизбежен.

    Мамонтова решает себя попробовать в другом театре. Поэтому она едет в Москву на актёрскую ежегодную биржу. Здесь её познакомили с известным режиссёром Владимиром Галицким из Тамбовского драмтеатра. Он и пригласил Елизавету Мамонтову в Тамбов.

    Тамбовская премьера

    Приехав холодной осенью в город, актриса была ошарашена его видом, который абсолютно не шёл в сравнение с солнечным Тбилиси. Сидя в комнате, которую ей предоставили, она думала, где взять денег на обратный билет. Режиссёр Галицкий понял настроение молодой женщины. И он повёл показывать ей свой город, Набережную. В театре режиссёр тут же ввёл её в массовку «Анны Карениной», а затем дал главную роль в китайской легенде «Пролитая чаша». Галицкий настолько загрузил Мамонтову работой, что она и думать забыла об отъезде. Тамбовский драмтеатр тогда ставил по 12—13 спектаклей за сезон. Богатый репертуар с хорошей драматургией, дружная труппа, одержимый режиссёр. Жилось Елизавете интересно. А тут ещё в 1953 году приехал работать в театр из Оренбурга актёр Михаил Жуковский.

    Михаил Жуковский

    Родители Михаила осели во Владикавказе. Оттуда юноша после школы уехал поступать в Ленинградский медицинский институт. Но отучился только два года — призвали в армию. Оставалось два месяца до увольнения в запас, когда началась война. И Михаил в тяжёлой артиллерии прослужил до 1945 года, закончив войну в Праге. В армии Михаила задействовали в художественной самодеятельности. Во время концертов он был занят чуть ли не во всех номерах. Акробатика, клоунада, вокал, драматическое чтение — во всём он блистал так, что однополчане восхищённо восклицали: «Тебе надо быть артистом!» Поэтому после войны Михаил не вернулся в медицинский, а поступил в театральный институт, по окончании которого сначала работал в Ереване, а потом в Оренбургском драмтеатре.

    Тамбов поначалу произвёл на Михаила такое же удручающее впечатление, как и на Мамонтову. Но и тут помог Галицкий, найдя для актёра интересные роли. Да к тому же и Елизавета с первых дней приглянулась Михаилу. Было много общего в их характерах, взглядах на жизнь. Весной 1954 года они поженились. А летом вместе с театром поехали на гастроли в Москву. Михаил и Елизавета были молоды, мобильны, им хотелось посмотреть Советский Союз. Поэтому после московских гастролей они приняли предложение театра из Нижнего Тагила.

    Актёрские маршруты

    Началась кочевая актёрская жизнь. В Нижнем Тагиле вместо театра оказался клуб железнодорожников, куда на спектакли вместе со зрителями приходили и местные крысы. Следующий сезон актёры уже работали в Липецке. Затем были Уфа, Челябинск. В Ашхабад переманил Жуковского бывший липецкий режиссёр, предоставив Михаилу возможность ставить спектакли. Жуковскому очень хотелось ставить пьесы, в которых главные роли играла бы Елизавета Николаевна. Но после Сибири жаркий климат Ашхабада, а потом и Кустаная, актёры переносили тяжело. Во время летнего отдыха в Сочи Елизавета Николаевна встретила Галицкого, и тот снова позвал в Тамбовский театр. Жуковский и Мамонтова откликнулись на предложение и вернулись.

    Уже навсегда

    Из пятидесяти лет на сцене Елизавета Николаевна Мамонтова 38 лет отдала Тамбовскому театру. Актриса сыграла около 150 ролей, и 100 из них были центральными. Тамбовские театралы всегда ходили «на Мамонтову», потому что знали, какой бы ни была постановка — удачной или неудачной — актриса сыграет свою роль мощно, ярко, интересно.

    В конце 80­-х — начале 90-­х актрисе удавалось играть уже нечасто. Но каждая роль заслуженной артистки России Е. Мамонтовой — бабушка из спектакля «Деревья умирают стоя», балерина Песочинская из «Ретро» и другие — были незабываемы. До последних дней Елизавета Николаевна не отходила и от общественной работы. Многие помнят её как активного члена правления ВТО и председателя профкома. Да и большое количество грамот за четыре десятилетия подтверждает её постоянное участие в общественной и шефской работе. Но никакие бумаги не передадут того чувства великой благодарности, которое осталось в сердцах тех людей, кто её знал или видел на сцене. Для них Е. Мамонтова всегда останется замечательной Актрисой и Женщиной.

    Маргарита МАТЮШИНА

    2.10.2013

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение