...Ее называли второй Бабановой. Но Валерия Сергеевна не стала второй Марией Бабановой, она стала Валерией Киселевой - первой актрисой театра кукол, удостоенной звания народной артистки России (1969 год).
Валерия Сергеевна была живой легендой театра кукол, любимицей нескольких поколений петербуржцев. Ее знали все - и малыши, впервые попавшие в театр на "Дюймовочку" или "Аленький цветочек", и их папы, мамы, бабушки, дедушки, заполнявшие зал на представлениях "Ловите миг удачи" или "Прелестная Галатея". Все знали и любили ее Телевичка - долгожданного гостя в любом доме. Об этом телевизионном спутнике своего детства бабушки и нынче рассказывают внукам.
...Валерия Сергеевна родилась актрисой. Талант был свойством ее личности. Память воскрешает неповторимый голос актрисы, его игру и оттенки, зрительный зал Большого театра кукол еще хранит его звук... Особый дар наблюдательности, безупречный вкус и чувство меры определяли стиль работы В. С. Киселевой с куклой. И здесь для актрисы существовал только один критерий -совершенство.
Валерия Сергеевна всегда ждала от критики не похвал, а предельно трезвой оценки. И эта неудовлетворенность собой, бесстрашие перед правдой, готовность все сыграть иначе, заново, жесткий контроль самого незначительного движения куклы, каждого звука своего голоса в сочетании с той свободой, которую дает подлинное мастерство, и сделали народную артистку Валерию Сергеевну Киселеву актрисой легендарной.
"ДЮЙМОВОЧКА"
"Об актерах театра кукол принято говорить, что их не видит зритель. Это не совсем верно. Талант всегда зрим, и В. Киселеву мы "видим" всегда. Мы любуемся ее виртуозным мастерством кукловождения, с первого слова узнаем ее голос. В игре ее нельзя выделить какие-либо отдельные сцены. Запоминается решительно все. Киселева не просто ведет куклу - она живет в кукле, в созданном ею образе".
Т.Кандеева, "Советская культура", 1962 год
"ПРЕЛЕСТНАЯ ГАЛАТЕЯ"
"В. Киселева ведет роль Галатеи с большим мастерством, она изящно лепит образ пустой и глупой мещанки..."
Л. Бирманис, "Советская молодежь", г. Рига, 1963 год
"И СМЕХ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ"
"Покоряет мастерство В. Киселевой. Она создает интересные разноплановые образы. Зло, уничтожающе играет актриса роль "сердечницы" - курортной дамочки. Очень обаятельна и остроумна девочка. Груба и вульгарна дама с чемоданами. Точно найденное сценическое действие, речевая характеристика персонажей представляют органическое, образное единство с внешним обликом кукол".
Г. Милютченко, "Днепровская правда", г. Днепропетровск, 1966 год
"ЛЮБОВЬ... ЛЮБОВЬ..."
"С присущим ей мастерством В. Киселева создает образ Соседки... У Соседки лишь несколько эпизодов, и в этих немногих сценах В. Киселевой удается создать образ колоритный, сочный, исполненный истинного итальянского темперамента. Ее короткие реплики звучат то по-базарному громко, то чувственно-призывно. И каждое появление Соседки в окне неожиданно и многообразно".
Ю. Вадимов, "Вечерний Ленинград", 1978 год
О сцене она мечтала с детства. Эта мечта в пятнадцать лет привела ее в пионерский ТРАМ, позже — в Ленинградский техникум сценических искусств. Она готовилась стать драматической актрисой и не помышляла о театре кукол. Трудно сказать, как бы в дальнейшем сложилась судьба артистки, если бы не война. Находясь в эвакуации в Сибири, она встретилась с коллективом, руководимым С. H. Шапиро, и вместе с кукольниками стала выступать в концертных программах, читая стихи, прозу. Но даже тогда еще В. С. Киселева не думала, что надолго свяжет свою жизнь с этим коллективом и с искусством играющей куклы. Постепенно работа кукольников захватила ее, и когда после возвращения в Ленинград С. H. Шапиро предложил актрисе сыграть роль Капы — одной из сестер Аленушки в «Аленьком цветочке», — В. С. Киселева решила испытать свои силы... Уже первая роль, сыгранная ярко и психологически убедительно, обратила на себя внимание зрителей и критики, заставила говорить о больших возможностях актрисы. А кроткая, нежная, милая Дюймовочка закрепила успех. В Дюймовочке проявились черты, которые станут определять индивидуальность актрисы в будущем: умение создать достоверную пластику кукольного персонажа, богатством голосовых интонаций передать внутреннюю глубину образа, показать этот образ в развитии.
Озорной Волчонок из «Снегуркиной школы», лиричная Царевна-Лебедь из «Сказки о даре Салтане», обаятельный Иван из «Конька-горбунка», стойкий и самоотверженный гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш, дурашливый Министр из «Кота в сапогах» — вот лишь некоторые роли, сыгранные народной артисткой РСФСР В. С. Киселевой в детском репертуаре. Во взрослом — жеманная и любвеобильная мадам Грицацуева из «Двенадцати стульев», деспотичная с мужем и во всем потакающая сыну Домина из «Несусветной комедии», нежная, ласковая и одновременно расчетливая кошка Лаура из спектакля «Ловите миг удачи», колоритная мадам Ренесанс в «Клопе». Актриса нередко обнаруживает в своих героях неожиданные, казалось бы, даже несовместимые черты, но именно этот контраст придает сценическим характерам В. С. Киселевой жизненную правдивость. Ни один из образов, созданных ею, не обделен психологическим проникновением в суть человеческого характера.
Поразительна манера, в которой актриса ведет диалог. Она легка, естественна, импровизационна. Поразительна и сама ее речь. Каждое слово актрисы колоритно, рельефно, осязаемо. Как-то на репетиции «Несусветной комедии» при вводе в спектакль нового актера неоднократно проигрывался один и тот же эпизод, где у В. С. Киселевой — она исполняла роль Домины — была одна небольшая реплика. И всякий раз актриса произносила эту реплику по-новому, насыщала ее иным смыслом, иным эмоциональным содержанием, по сути дела, создавая новый характер.
Умеет актриса и на мгновение отстраниться от образа, дать собственную оценку поведению персонажа. В остропародийном эпизоде «Встреча с интересными детьми» из спектакля «В 12 часов по ночам» актриса на глазах у зрителей оживляла куклу из хора грудных младенцев. Одна рука В. С. Киселевой управляла карапузом, который тянул свою партию, а другой она делала неуловимый жест: чуть-чуть касалась его головки, и этот жест, ласковый и в то же время снисходительный, выражал и нежность, и иронию актрисы к «сопливому» вундеркинду.
Актриса всегда стремится к исследованию человеческого характера, для нее очень важны личностные достоинства персонажей, их нравственные качества. Исполненное гражданственности, искусство В. С. Киселевой современно, человечно и жизнерадостно.