Анна Покидченко

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Анна Покидченко фотографии

Покидченко Анна Яковлевна

01.01.1926 - 02.03.2014

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

Родилась 1 января 1926 года в Ростове-на-Дону в театральной семье.

Заслуженная артистка РСФСР (16.02.1956).
Народная артистка РСФСР (13.08.1973).
Народная артистка СССР (12.02.1987).

Во время войны, в эвакуации, с 1942 по 1944 годы — актриса Театра русской драмы (г. Алма-Ата). С 1944 по 1946 годы — актриса Актюбинского областного драматического театра (ныне - им. Т. Ахтанова).

В 1946 году, по окончании Алма-Атинской театральной студии (педагог Ю.С. Иоффе), уезжает в Ашхабад, где работает в Государственном русском драматическом театре им. А.С. Пушкина. С 1953 по 1957 годы — актриса Чкаловского областного драматического театра (ныне Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького). В 1957—1958 годах — актриса Львовского драматического театра Прикарпатского военного округа.

С 1958 года — актриса — ведущий мастер сцены Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел», где переиграла весь драматический репертуар.
Была заместителем председателя правления Новосибирского отделения Всероссийского Театрального Общества и членом ревизионной комиссии ВТО в Москве, депутатом городского и областного совета депутатов, избиралась членом ЦК профсоюзов работников культуры РСФСР.

Муж — режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Семен Иоаниди (1928-1998).

Ушла из жизни 2 марта 2014 года.

театральные работы

Государственный русский драматический театр им. А.С. Пушкина:
«Отелло» У. Шекспира — Бьянка
«Враги» М. Горького — Надя
«Последние» М. Горького — Вера
«Лондонские трущобы» Б. Шоу — Бланш
«Макар Дубрава» А. Корнейчук — Анка
«Директор» С. Алёшин — Настя
«Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса

Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького:
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
«Униженные и оскорблённые» Ф. Досторевского — Наташа
«Пролитая чаша» Ван Шифу — Ин-Ин
«Деньги» А. Сафронова — Александра
«Годы странствий» А. Арбузова — Люся Ведерникова
«Дачники» М. Горького — Соня
«Порт-Артур» А. Степанова — Варя Белая
«Сын рыбака» В. Лациса и Н. Горчакова — Зента
«Любовь Ани Березко» М. Пистоленко — Аня
«Дон Сезар де Базан» А. Деннери и Ф. Дюмануар — Маритана
«Дикарка» А. Н. Островского — Лариса
«По велению сердца» Н. Анова и Я. Штейна — Зоя
«Сады цветут» — Галя
«Твое личное дело» — мальчишка
«Не называя фамилий» В. Минко — Поэма
«В добрый час!» В. Розова — Галя
«Оренбургская старина» Н. Анова — Крепостная актриса Любаша
«Интервенция» Л. Славин — Жанна Барбье

Львовский драматический театр Прикарпатского военного округа
«Кряжевы» В. Лаврентьева — Надежда
«За час до рассвета» А. Галича — Девушка Варя
«Пигмалион» Б. Шоу — Элиза
«Дальняя дорога» А. Арбузова — Лиля

Новосибирский драматический театр «Красный факел»:
«Последняя легенда» В. Лаврентьева — Тина (1958)
«Яков Богомолов» М. Горького — Верочка (1958)
«Барабанщица» А. Салынского — Нила Снежко (1959)
«Битва в пути» Г. Николаевой — Тина Карамыш (1959)
«Живой труп» Л. Толстого — Маша (1959)
«Третья патетическая» Н. Погодина — Ирина (1959)
«Иркутская история» А. Арбузова — Валька (1960)
«Стряпуха» А. Сафронова — Павлина (1960)
«Три сестры» А. Чехова — Маша (1960)
«Океан» А. Штейна — Аничка (1961)
«Ради своих ближних» В. Лаврентьева — Даша (1961)
«Большое волнение» И. Дворецкого — Вера (1961)
«Собака на сене» Лопе де Вега — Диана (1962)
«Стряпуха замужем» А. Сафронова — Павлина (1963)
«Ленинградский проспект» И. Штока — Павлина (1963)
«Палата» С. Алёшина — Ксения (1963)
«Нора» Г. Ибсена — Нора (1964)
«Враги» М. Горького — Надя (1964)
«Между ливнями» А Штейна — Тата Нерадова (1965)
«Повитель» А. Иванова — Дуняша (1965)
«Таня» А. Арбузова — Таня (1966)
«Топаз» М. Паньоля — Сюзи (1966)
«Судебная хроника» Я. Волчека — Судья (1966)
«Традиционный сбор» В. Розова — Агния (1967)
«Варшавская мелодия» Л. Зорина — Гелена (1967)
«Бег» М. Булгакова — Серафима (1968)
«Маленькая докторша» К. Симонова — Таня Овсянникова (1969)
«Варвары» М. Горького — Лидия Богаевская (1969)
«Мое сердце с тобой» Ю. Чепурина — Фаина (1969)
«Мария» А. Салынского — Мария Одинцова (1970)
«Выбор» А. Арбузова — Ляля (1971)
«Князь Мстислав Удалой» И. Прута — Мария Павловна (1971)
«Трактирщица» К. Гольдони — Мирандолина (1971)
«Поговорим о странностях любви…» В. Пановой — Надежда Милованова (1972)
«Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова — Калугина (1972)
«Солдатская вдова» Н. Анкилова — Полина (1973)
«Долги наши» Э. Володарского — Тоня (1973)
«Золотая карета» Л. Леонова — Щелканова (1974)
«Старомодная комедия» А. Арбузова — Лидия Васильевна (1975)
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса — Лейди (1975)
«Да здравствует королева, виват!» Р. Болта — Мария Стюарт (1976)
«Мораль пани Дульской» Г. Запольской — Пани Дульская (1977)
«Большевики» М. Шатрова — Коллонтай (1977)
«Вишневый сад» А. Чехова — Раневская (1978)
«Тринадцатый председатель» А. Абдуллина — Халида (1979)
«Гнездо глухаря» В. Розова — Наталья Гавриловна (1979)
«Восемь любящих женщин» Р. Тома — Габи (1979)
«Одна ночь» Б. Горбатова — Софья (1980)
«Синие кони на красной траве» М. Шатрова — Клара Цеткин (1980)
«Воспоминание» М. Шатрова — Любовь Георгиевна (1981)
«Родительское собрание» В. Черменёва — Врач (1981)
«По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя — Пилар (1981)
«Человек, который платит» И. Жамиака — Элеонора Дюрок (1982)
«Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова (1963)
«Восемнадцатый верблюд» С. Алёшина — Агнесса Павловна (1983)
«Милый лжец» Дж. Килти — Стела Патрик Кэмпбелл (1984)
«Кафедра» В. Врублевской — Панченко (1985)
«Вдовий пароход» П. Лунгина и И. Грековой — Ольга Ивановна (1985)
«Виноватые» А. Арбузова — Мария Васильевна (1986)
«Кабанчик» В. Розова — Мария Бонифатьевна (1986)
«Долгое путешествие в ночь » Ю. О’Нила — Мэри Тайрон (1988)
«Московский хор» Л. Петрушевской — Лика (1989)
«Летиция, или Игра воображения» П. Шеффера — Мисс Шон (1991)
«Гарольд и Мод» К. Хиггинса Ж-К. Каррьера — Мод (1992)
«На коже наших зубов» Т. Уайлдера — Мисс Антробус (1992)
«Таланты и поклонники» А. Островского — Домна Пантелеевна (1994)
«Как важно быть серьезным» О. Уайльда — Леди Брэкнелл (1996)
«Хорошо проведенный день, или Привет, Долли!» Т. Уайлдера — Долли Леви (1996)
«Мадлен и Моисей» Пьер-Оливье Скотто — Мадлен (1999)
«Пока она умирала…» Н. Птушкиной — Софья Ивановна (2000)
«Последняя любовь Дон Жуана» Э.-Э. Шмитта — Герцогиня Де Вобрикур (2002)
«Дорогая Памела» Дж. Патрика — Памела Кронки (2004)
«Пиковая дама» А. Пушкина — Графиня Анна Федотовна (2007)
«Когда же пойдёт снег…?» Д. Рубиной — Вера Павловна (2010)
«Сегодня к тебе прийти не могу» (2010)
«Поминальная молитва» Г. Горина — Берта (2011)

призы и награды

Орден Дружбы (19.07.2001).
Титул «Национальное достояние России» (1994)
Звание «Человек года» в области театрального искусства (1995, мэрия Новосибирска)
Почётный гражданин Новосибирска (2003).
В ноябре 2005 первой из актеров города удостоена Гран-при новосибирского театрального фестиваля – премии «Парадиз» в номинации «За выдающийся вклад в театральное искусство».
Премия новосибирского театрального фестиваля-конкурса «Парадиз» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (2007).

театр

фотографии

публикации

  • «Я мечтаю умереть на сцене»
  • На недавних гастролях новосибирского театра «Красный факел» в спектакле «Дорогая Памела» Дж. Патрика главную героиню сыграла удивительная актриса. Анна ПОКИДЧЕНКО – единственная за Уралом народная артистка СССР, обладатель почетного титула «Национальное достояние России».

    Полвека в «Красном факеле»

    – Анна Яковлевна, чем вас покорил «Красный факел»? Вы уже почти полвека ему преданы!

    – Вы знаете, меня пригласила туда Вера Павловна Редлих. Ни секунды не сомневалась, когда получила от нее приглашение – ученица Станиславского, о ней в те годы очень много говорили. А «Красный факел» называли «сибирским МХАТом». Увидела она меня в Москве, куда мы с Оренбургским театром приезжали на гастроли. И вот, представьте: мы с мужем уже написали заявления об увольнении, на мои роли в Оренбурге даже сделали вводы. А письменного вызова из Новосибирска нет! Что делать? Ткнули пальцем в карту, попали во Львов… Приняли нас там шикарно – лучшие роли, трехкомнатные апартаменты. А через год от Веры Павловны пришла телеграмма – оказалось, вызов немного запоздал из-за смены в руководстве «Красного факела». Директор Львовского театра оказался человеком понимающим – отпустил нас без лишних вопросов.

    – В «Красном факеле» вы тоже не были обделены ролями?

    – Не только в «Красном факеле» – у меня везде были роли, о которых только можно мечтать! Весь ведущий драматический репертуар. Начинала с ролей инженю. Помню, в Оренбурге играла мальчишку в спектакле «Твое личное дело». А потом пошли героини – Джульетта, «Бесприданница» Островского – да много что сыграла, сейчас уже и не вспомню… В сказках вот только никогда не задействовали – как правило, репетировала во время их постановки в спектаклях основного репертуара. Были и комедийные образы – уличная танцовщица Маритана в спектакле «Дон Сезар де Базан», Диана в «Собаке на сене», Мирандолина в «Трактирщице»… Но их было меньше. Хотя моя работа в Новосибирске начиналась как раз с комедии.

    – Редлих вас восприняла именно как комедийную актрису?

    – Нет, позже я сыграла у нее Нилу Снежко в «Барабанщице» и Машу в «Трех сестрах» – какие же это комедии? Но когда мы приехали, театр ставил пьесу местного автора Лаврентьева «Последняя легенда». И другой актрисы на мою роль в труппе просто не было. Но я же об этом не знала! Как увидела текст пьесы, ужасно расстроилась, проплакала всю ночь – как буду это играть, какой-то пустой водевильчик! А наутро пришла к Вере Павловне. Но она была человеком очень чутким, сразу все поняла: «Ничего, Анечка, все будет хорошо, не переживайте». И вскоре заняла меня в «Барабанщице» – в Новосибирске эту мою работу до сих пор помнят, хотя столько лет прошло. А из «Последней легенды» неожиданно получился очень симпатичный спектакль, мы его потом раз двести отыграли. Жаль вот только, что Вера Павловна вскоре уехала… Но остались ее единомышленники – режиссеры Чернядев, Михайлов, с ними тоже очень интересно работала. Вообще, очень быстро почувствовала, что «Красный факел» – мой театр.

    – И сибирские холода вас никогда не пугали?

    – Главное, что прием у зрителей всегда был горячий. (Улыбается.) Конечно, тот же Львов – красивый город. Но статус «сибирского МХАТа» привлекал гораздо сильнее – для молодой актрисы очень престижно туда попасть. А вскоре у нас с Семеном (Семен Иоаниди, актер и впоследствии главный режиссер новосибирского театра «На левом берегу». – Е. К.) появилось много друзей. Так что у меня и мыслей никогда не было уехать из Новосибирска.

    Судьбоносные встречи

    – Вам везло на счастливые встречи?

    – Очень везло. Знакомство с Верой Павловной стало для меня, конечно, судьбоносным. А в Оренбурге я работала с замечательным режиссером Юрием Самуиловичем Иоффе – это вообще мой учитель. Представляете, мы с ним познакомились еще в Алма-Ате, куда наша семья уехала из Ростова-на-Дону в эвакуацию. Я девчонкой занималась у него в студии при русском театре. Потом некоторое время поработала в Ашхабаде, уехала оттуда после страшного землетрясения… Отправились с мужем к нему на родину в Оренбург, а Иоффе там как раз назначили главным режиссером. Ну разве бывает такое?!

    – Судя по вашим словам, Анна Яковлевна, с выбором профессии вы определились довольно рано?

    – Даже не представляете, насколько рано, – в девять лет сыграла в Ростовском театре Майку в «Платоне Кречете», меня даже дразнили во дворе актрисой погорелого театра. (Улыбается.) Я из театральной семьи: отец был актер, мама работала бутафором, я все детство толклась за кулисами. И вот репетируем, а актер, который играл Кречета, меня поддразнивает. В одной сцене я должна ему сказать: «Чего вы молчите? Говорите что-нибудь». Но где там, молчит – болтает без умолку! Что делать? Ничего не отвечаю, жду, пока он остановится. Испытывал, испытывал меня, а потом вдруг обнял, рассмеялся и говорит отцу: «Она непременно будет артисткой! Ну ты подумай, а? Держит паузу, ждет, пока я замолчу». Видимо, актерство было у меня в крови.

    А еще в детстве повезло увидеть знаменитого режиссера Юрия Завадского. Когда приезжал в Ростов со своей студией, они останавливались в театральном доме – там жили и мы с родителями. И я видела живьем Веру Марецкую, Ростислава Плятта, Николая Мордвинова, молодую Галину Уланову – к тому времени Юрий Александрович уже развелся с Марецкой и женился на ней. А с сыном Завадского, Женькой, мы играли в волейбол, вместе ходили на каток. Возможно, встреча с этими людьми тоже как-то повлияла на выбор профессии…

    Я до сих пор чистый лист

    – Что для вас самое главное в работе с режиссером?

    – Понимание. Вы не поверите, до сих пор прихожу на репетиции как ученица, чистый лист. Бывает, актеры все усваивают моментально. Я так не могу, очень трудно начинаю, прежде мне нужно для самой себя разобраться, что к чему. Спасибо Вере Павловне, она научила меня удивительному приему: «Анечка, после репетиции или спектакля, когда ляжешь спать, постарайся перед сном внутренне проиграть все ходы, все нюансы роли». У меня очень долго не получалось – быстро засыпала, не выдерживала такой внутренний тренинг. А потом включилась, и меня это не раз выручало в профессии.

    Вообще, если говорить о ролях, они все для меня на сопротивление – ничего так просто не дается. Когда репетировали «Дорогую Памелу», у меня умер любимый кот Кеша. Я к тому времени уже похоронила мужа, у сына своя семья – Кеша был для меня всем, свет в окошке… Удивительный кот – пушистый, рыжий, очень умный. И вот читаю текст пьесы, а там по сюжету Памела общается с котом. И я не смогла это дальше читать… Понадобилось время, чтобы приступить к репетициям.

    – И все-таки трагическое в театре встречается нечасто?

    – Как сказать… Недавно у нас умер артист Владлен Бирюков – вы наверняка видели его в кино, он прославился после «Вечного зова». Когда он болел, я предложила ему придумать какую-нибудь пьесу, чтобы мы вместе сыграли. Придумал: «Дальше – тишина», когда-то ее играли Раневская с Пляттом. Но Влад-то имел в виду другое…

    Хотя я сама по натуре очень жизнелюбивый человек. Чем мне особенно близка героиня из спектакля «Гарольд и Мод» – Мод ценит и любит жизнь, ее разнообразие, она понимает, что нужно жить каждым мгновением. И такое отношение настолько не совпадает с тем, что видит вокруг себя ее спутник, что он искренне влюбляется в нее. Думаю, романтичность их взаимоотношений очень созвучна молодым, они постоянно приходили на наш спектакль. А однажды у меня появился свой Гарольд. Представляете, очень красивый, интеллигентный мальчик, с тонкими музыкальными пальцами, на каждый спектакль приходил с розой – на каждый! Потом ждал у проходной и провожал до дома. А однажды он вдруг не пришел. Я забеспокоилась – что случилось? Как потом оказалось, у него не было денег на розу. Боже, но дело же не в розе! Потом он уехал, но появился второй Гарольд – такой же трогательный. Мне очень жаль, что этот спектакль сошел с репертуара, могла бы его играть до самой смерти. Может, еще восстановят после реконструкции театра.

    Грех жаловаться

    – А о чем-то несыгранном сожалеете?

    – По большему счету, нет – в моем репертуаре все ведущие роли, проще сказать, чего я не играла. Пожалуй, было всего два случая. Безумно мечтала сыграть Шурочку Азарову в «Давным-давно», по этой пьесе снят фильм «Гусарская баллада». Но так получилось, что во всех трех театрах, где работала, этот спектакль уже отыграли… А еще мне очень хотелось сыграть «Бесприданницу» Островского. По юности я ее играла в Ашхабаде. Но позже поняла, что за такую роль нужно браться в более зрелом возрасте, очень хотелось к ней вернуться. Но так и не довелось…

    А сейчас хотелось бы сыграть в спектакле «Деревья умирают стоя». В текущем репертуаре у меня всего две работы – в «Дорогой Памеле» и «Пока она умирала».

    – Что-то мы с вами, Анна Яковлевна, все только об искусстве да об искусстве…

    – Так в этом вся моя жизнь! Я живу театром, абсолютно себя без него не представляю. У меня была счастливая актерская судьба, грех жаловаться. Может, поэтому и живу так долго на свете… И умереть хотелось бы на сцене. Считаю, что для актера это самая лучшая смерть.

    Елена Коновалова

    28 июля 2006

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение