Елизавета Чалеева-Бельская

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Елизавета Чалеева-Бельская фотография

Чалеева-Бельская Елизавета Ивановна

15.04.1880 - 22.11.1966

биография

15 апреля 1880, Кострома - 22 ноября 1966, Владивосток

Азы мастерства актриса постигала в стенах училища Московского Императорского Малого театра, принимая его из рук великого артиста и педагога А.П. Ленского. Занятия в училище чередовались с выступлениями на сцене. Играть, пусть в массовке, в спектаклях, в которых блистали М. Ермолова и А. Южин – такое выпадает не каждой дебютантке. Все первое десятилетие прошлого века Елизавета Ивановна проработала в театрах Владивостока, Хабаровска и Харбина, затем – в театрах средней полосы России. Уже имея крупное театральное имя, актриса вдруг принимает решение вступить в красноармейскую труппу 10-й Армии, с которой она проделает двухлетний боевой путь от Поволжья до Кавказских гор.
Актриса Приморского драматического театра им. Горького с 1936 года.
Заслуженная артистка РСФСР (1946).

театр

фотографии

публикации

  • 130 лет со дня рождения Чалеевой-Бельской Елизаветы Ивановны (15 апреля 1880 – 22 ноября 1966), заслуженной артистки РСФСР.

    Елизавета Ивановна Чалеева-Бельская родилась в семье офицера. Место рождения – город Кострома. Город, в котором поселил свою “Бесприданницу” драматург А.Н. Островский.

    Театральная легенда прижилась. И теперь в Кострому едут, чтобы увидеть знаменитую беседку, в которой объяснялись герои драмы “Бесприданница” и посочувствовать бедной девушке, так горячо полюбившей неверного человека.

    Известно, что Е.И. Чалеева-Бельская за свою долгую сценическую жизнь переиграла, практически, всего Островского. Однако, театральный Владивосток запомнил актрису в двух созданиях этого драматурга – Гурмыжская в “Лесе” и Кабаниха в “Грозе”. И та, и другая роль были сыграны в лучших традициях отечественного театра. С мастерством, азы которого актриса постигала в стенах училища Московского Императорского Малого театра, принимая его из рук великого артиста и педагога А.П. Ленского.

    Занятия в училище чередовались с выступлениями на сцене. Играть, пусть в массовке, в спектаклях, в которых блистали М. Ермолова и А. Южин – такое выпадает не каждой дебютантке. Чалеева-Бельская навсегда сохранит память об этих днях. Свидетельство тому – ее переписка с величайшей артисткой ХХ века – А.А. Яблочкиной, составившая основу личного фонда Е.И. Чалеевой-Бельской , переданного ею в Государственный Архив Приморского края в 1961 году.

    Впоследствии, дата поступления фонда актрисы в архив почему-то стала упоминаться, как дата ухода Чалеевой-Бельской из жизни. Мы находим эту дату в справочнике “Фонды личного происхождения Государственного архива Приморского края”. Отметкой 1961 год – итожится жизнь Чалеевой-Бельской публикатором ее воспоминаний, театроведом Г.Островской (“На сцене и за кулисами”. Народная издательская программа “Новая книга”, Владивосток, 2001 год). Эти же годы – 1880– 1961 – обозначены под парадным портретом артистки, выставленном в верхнем фойе Приморского академического театра драмы им. А.М. Горького.

    На самом деле жизненный путь Елизаветы Ивановны Чалеевой – Бельской завершился 22 ноября 1966 года. Ей, одной из первых в Приморье, было присвоено звание заслуженной артистки России. Грамоту Верховного Совета РСФСР, подтверждающую звание, она получила в 1946 году вместе с другим корифеем приморских подмостков – Н.Г. Колофидиным. По этому случаю в театре проходил торжественный вечер, который живо напомнил старейшей актрисе ее первый театральный сезон во Владивостоке.

    1905 год… Только что завершилась русско-японская война. “Город, – вспоминала в своих мемуарах артистка, – наводнили военные. И в зрительном зале золотились сплошь офицерские погоны. Солдат и матросов не было видно. Соответственно, подбирался и репертуар – русская и зарубежная классика, салонная комедия, нередко более или менее приличные фарсы”.

    Однако Владивосток отдавал должное таланту молодой Чалеевой-Бельской не за участие в водевильных пустячках, а за роли серьезные и глубокие, такие, как роль Нади в спектакле по пьесе А.М. Горького “Враги”. Зрителям полюбились искренность и чистота ее героини, мечтающей о жизни деятельной и полезной и без сожаления рвущей со своим классом.

    Актриса вспоминала, что репетировались и ставились “Враги” по рукописи. Режиссер Г.Ф. Дюмер получил ее из рук автора. Горький по дружбе передал ему неопубликованный текст в надежде, что вдали от центра цензура будет более лояльна к пьесе.

    Успех у спектакля был исключительный, однако, постановка выдержала только три представления. Власти распорядились снять ее из репертуара, дабы не подогревать ею и без того “подогретые” настроения общественности, готовой к возмущению и организации массовых беспорядков.

    Образ горьковской Нади остался одним из любимых у актрисы. Чалеева-Бельская считала, что он многое определил в ее взглядах на жизнь и актерскую профессию.

    Все первое десятилетие прошлого века Елизавета Ивановна проработала в театрах Владивостока, Хабаровска и Харбина, затем – в театрах средней полосы России. Уже имея крупное театральное имя, актриса вдруг принимает решение вступить в красноармейскую труппу 10-й Армии, с которой она проделает двухлетний боевой путь от Поволжья до Кавказских гор. Она любила вспоминать об этом не из идеологических соображений, а потому что это было незабываемое время! Монологи Лауренсии – героини народной драмы “Овечий источник”, которыми она пыталась перекричать рвущиеся неподалеку снаряды, или первый спектакль в освобожденном Царицыне, и отправленная на этом спектакле телеграмма в Москву: “Царицын взят! Наступление продолжается”… Разве подобное забывается?!

    В 1936 году Чалеева-Бельская навсегда возвращается во Владивосток. Здесь будут сыграны роли, которыми она по праву будет гордиться. Гурмыжская и Кабаниха в пьесах “Лес” и “Гроза” А.Н. Островского, Мария Львовна (“Беспокойная старость” Л. Рахманова), Квашня в “На дне” и Меланья в “Егоре Булычеве и других” А.М. Горького, мать Марины (драма Н. Лескова “Расточитель”) и мать героя в спектакле “Слава” (по пьесе в стихах В. Гусева), Горностаева в “Любови Яровой” К. Тренева и т.д.

    4 апреля 1955 г. общественность Владивостока широко отметит 75-летие со дня рождения и 50-летие сценической и общественной деятельности актрисы. По этому случаю состоится большой Творческий вечер. Театр, как и в памятном 1905 году – году ее дебюта во Владивостоке – будет полон. Поздравить Елизавету Ивановну придут те, кому она дарила все эти годы свой огромный талант, кого посвящала в мир характеров и судеб своих непростых героинь. За годы ее актерского служения их сыграно более тысячи. Чтобы разобраться в них, нужно было быть не просто хорошей актрисой, нужно было быть человеком с большим сердцем и большой душой.

    А еще нужно было обладать особой “ермоловской” интонацией, которую Е.И. Чалеева–Бельская усвоила в далекой театральной юности, освященной присутствием в ней легендарных для русской сцены М. Ермоловой, А. Южина, А. Остужева, А. Яблочкиной.

    Елизавета Ивановна покинула этот мир на 87-м году жизни. В ее судьбе соединились разные театральные времена, разные общественные эпохи. Неизменным оставалось одно: ее отношение к театру как к кафедре, с которой, по выражению Н.В. Гоголя, можно сказать много доброго людям.

    А.Г. Брюханов

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение