Надежда Гончарова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Надежда Гончарова фотографии

Гончарова Надежда Васильевна

12.09.1902 - 01.04.1963

биография

Родилась 12 сентября (30 августа) 1902 года в Твери.

Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Народная артистка РСФСР (1956).

Окончила женское коммерческое училище.
Сценическую деятельность начала в 1920 году в Твери, в Малом Пролетарском театре, с 1923 года – в Большом Пролетарском театре. После двух сезонов работы в Ярославле и Вологде в 1928 году вступила в труппу Калининского драматического театра.

Ушла из жизни 1 апреля 1963 года, похоронена на Первомайском кладбище Твери.

Супруга актера Петра Петровича Званцева (1893-1958).

театральные работы

Анфуса Тихоновна («Волки и овцы»),
Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники»),
ключница Улита («Лес»),
Глафира Фирсовна («Последняя жертва»),
нянька Демидьевна («Нашествие» Л. Леонова),
Василиса («Настоящий человек» Т. Лондона по повести Б.Полевого),
Мосевна («Золотопромышленники»),
Дунька («Любовь Яровая» К. Тренева),
Мотылькова («Слава» В. Гусева),
Матрена («Воскресение» по Л. Толстому),
Марья Алексеевна («В старой Москве» В. Пановой),
Екатерина Ивановна («Мать своих детей» А. Афиногенова),
старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Холлы Вуолийоки),
"До свидания, Анна!" по пьесе Э. Радзинского "Глубокий тыл" (по роману Б. Полевого)

призы и награды

Орден «Знак Почёта».

театр

фотографии

публикации

  • ПУТЬ АКТРИСЫ
  • Тридцать пять лет отдано сцене. И почти все эти годы – калининскому зрителю. На сцене прошла творческая юность, и на глазах калининцев Надежда Васильевна Гончарова стала зрелым мастером драматического искусства, народной артисткой республики. Всё своё умение, всё дарование Надежда Васильевна с радостью отдаёт служению народу, своему театру.

    Наиболее полно и ярко дарование Надежды Васильевны проявилось в исполнении ролей комедийных, характерных. Ею создана целая галерея сценических образов, особенно в пьесах великого русского драматурга А. Н. Островского.

    Мы хорошо помним Надежду Васильевну в роли Анфусы Тихоновны из комедии Островского «Волки и овцы». Несмотря на то, что вся роль Анфусы состоит из слов «ну-уж», «где-уж», перед нами встаёт запоминающийся образ.

    Запомнилась зрителям Надежда Васильевна в роли Домны Пантелеевны из «Талантов и поклонников». Это малограмотная женщина из мещанского круга. Но какое у неё доброе сердце матери! Как горячо она заботится о счастье дочери Сашеньки. Особенно проявляется это в сцене, когда дочь её в порыве любви, прежде чем уехать с Великатовым, идёт на свидание к Пеге, бедному студенту. Мать не удерживает её, наоборот, она почти с радостью собирает её на свидание.

    Надежда Васильевна в этой роли блестяще находит речевую характеристику сценического образа. Вообще она мастер передачи особенностей русской речи.

    Создала Надежда Васильевна и ключницу Улиту из пьесы «Лес», и Фелисату Герасимовну Кукушкину из «Доходного места», и ловкую изворотливую сваху-сплетницу Глафиру Фирсовну из «Последней жертвы».

    А как смешна молодящаяся купчиха Бедонегора (из комедии «Богатые невесты»), охотившаяся за женихом! Она смешна, но в то же время по-своему сильна, ибо знает, какую власть имеют деньги в обществе, в котором она живёт. Метко найден Надеждой Васильевной образ Матрёны из спектакля «Воскресение» Л. Толстого.

    В маленькой роли – и притворная почтительность, и тупость, и жадность… Надежда Васильевна даже самую маленькую эпизодическую роль превращает в высокохудожественную сценическую миниатюру.

    Надежда Васильевна создала яркие образы не только в пьесах русской классики. Она великолепно раскрывает черты характеры советской женщины, показывает силу и духовную красоту советского человека.

    С какой теплотой и любовью сыграла она в пьесе В. Гусева «Слава» роль рабочей матери, воспитавшей достойных сыновей великой Родины!

    Никто в нашей драматургии не сумел так ярко рассказать о том, что нам пришлось пережить в тяжёлые дни нашествия, как это сделал Леонов в своей пьесе. Отечественная война в ней представлена как героическая трагедия. Мужественно, искренне, с глубокой проникновенностью исполнила Надежда Васильевна в этой пьесе роль старой няньки Демидьевны. Особенно вспоминается Демидьевна – Гончарова у постели Аниськи. Аниська, девочек-подросток, лежит в горячке, измученная фашистами. Нянька Демильевна рассказывает ей сказку. Гончарова – Демидьевна всей душой осязает всеобщее горе. Она страдает за родную землю, за детей, гибнующих от рук фашистов. Но в простых и мудрых словах сказки, рассказываемой Надеждой Васильевной, чувствуется воля народа, которую не сломит тёмная сила нашествия.

    В пьесе «Настоящий человек» Т. Лондона (по повести Б. Полевого) Надежда Васильевна выступила в небольшой эпизодической роли бабки Василисы – простой русской женщины с большим добрым и отзывчивым сердцем. Видели мы её в роли учительницы Елизаветы Ивановны из пьесы «Старые друзья» Л. Малюгина… Но трудно в одной газетной статье перечислить все роли, созданные Надеждой Васильевной, - их более двухсот!

    В умении принести на сцену правду жизни заключен дар творчества Надежды Васильевны. Родился он в ней от большой, настоящей любви к людям, от наблюдательности и от активного, деятельного участия в окружающей жизни. Ведь школа творчества Надежды Васильевны – жизнь. Жизнь – источник её сценической деятельности.

    Калининцы хорошо знают и любят Надежду Васильевну не только как актрису, но и как человека и общественного деятеля.

    Трудящиеся города пять раз избирали Надежду Васильевну депутатом городского Совета. Она член КПСС и ведёт общественную работу.

    Надежда Васильевна находится в расцвете творческих сил, и мечтает она о создании ролей, которые были бы дороги её сердцу и принесли бы подлинную радость зрителям.

    С. Озерянская. Путь актрисы. Газета «Калининская правда» от 11 мая 1956 г.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение