Татьяна Легат

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Татьяна Легат фотографии

Легат Татьяна Николаевна

08.04.1934 - 27.01.2022

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

8 апреля 1934, Ленинград - 27 января 2022, Москва

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).

Окончила Ленинградское хореографическое училище (педагог Е. В. Ширипина).

В 1953-1985 гг. - солистка балета Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова

Танец Татьяны Легат был полон уверенности, живой экспрессии, подчас не лишённой комедийной интонации.

В 1979-1985 гг. - педагог-репетитор Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова.
В 1985-1990 гг. - педагог-репетитор и ассистент-балетмейстер Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где возобновила балеты «Пахита» (1987), «Вальпургиева ночь» (1989), «Жизель» (1991) и ряд номеров классической хореографии.
С 2009 года работала репетитором балетной труппы Михайловского театра.

Внучка балетмейстера Н. Г. Легата (1869 - 1937).
Муж - артист балета, народный артист СССР Юрий Соловьёв (1940 - 1977).

театральные работы

ЛГАТОБ им. С.М. Кирова:
Первая исполнительница партий:
Этруска («Спартак», 1956, балетм. Л. В. Якобсон); Потерявшая любимого («Берег надежды», 1959, балетм. И. Д. Бельский); танец Золота («Легенда о любви», 1961, балетм. Ю. Н. Григорович); Скорпион («Жемчужина», 1965, балетм. К. Ф. Боярский); Молния («Человек», 1966, балетм. А. Г. Лифшиц); Девушка-маньюки («Испанские миниатюры», 1967).
Другие партии:
Панночка («Тарас Бульба»); Нунэ («Гаянэ»); Китри, Цветочница и Уличная танцовщица («Дон Кихот»); Лиззи («Тропою грома»), феи Смелости и Беззаботности («Спящая красавица»); Царица бала и Коломбина («Медный всадник»); Гамзатти и Ману («Баядерка»); Паскуала («Лауренсия»); Зарема и Мария («Бахчисарайский фонтан»); Одиллия («Лебединое озеро»), Кривляка и Злюка («Золушка»); Коломбина («Карнавал»); миниатюры «Влюблённые», «Венский вальс» («Хореографические миниатюры»), Чертовка («Сотворение мира»).

театр

фотографии

публикации

  • «В Америке с артистами не возятся, как у нас, – там, скорее, «сборка»
  • У заслуженной артистки России, педагога-репетитора Михайловского театра Татьяны Легат – юбилей. Представительница легендарной балетной династии олицетворяет неразрывную связь современного театра с традициями императорской сцены. С Татьяной Николаевной встретилась корреспондент «Известий».

    – На какую-то другую профессию, небалетную, судьба давала вам шанс? Или все было предопределено самим фактом рождения, историей семьи?

    – Как мне рассказывала бабушка (маму я не помню, она в блокаду умерла), уже в раннем детстве я всё время танцевала и пела, даже в блокаду в детском саду. В балетную школу меня привела бабушка в 1943-м. Когда Агриппина Яковлевна Ваганова (директор Ленинградского хореографического училища (ЛХУ)) вернулась из Перми, где школа была в эвакуации, помню, как она обнимала нас с бабушкой, как плакала. Она никак не думала, что мы выжили. Не сложилась бы жизнь по-другому. Всю жизнь работала в театре: в Мариинском театре 30 лет, около 10 лет в Москве, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, потом почти 20 – в Бостоне: всё время с балетом, у меня даже перерыва не было. Потом вдруг звонок от Михаила Григорьевича Мессерера (главный балетмейстер Михайловского театра). А я его особенно не знала, только издалека, но сразу стремглав приехала, через месяц вернулась насовсем. В Петербург, в Михайловский театр – как будто в свой дом.

    – Расскажите о балетной династии Легатов. Каково это – представлять такую фамилию?

    – Сейчас я понимаю, что когда я была маленькая, надо было больше спрашивать бабушку. Многое уже не восстановить. Мама, Мария Николаевна, умерла совсем молодой. Мой дедушка – Николай Густавович Легат. Бабушка тоже танцевала, её девичья фамилия – Чумакова. Вот мы сейчас репетируем «Баядерку» – так она в «Баядерке» танцевала вместе с Вагановой и Трефиловой трио теней, её была первая вариация. Я знаю, что у моего дедушки была бабушка Констанция Лиде – француженка, она танцевала в Париже, в Гранд-опера. А прапрадед был швед. Как они встретились? Я думаю, танцевали вместе – прапрабабушка и прапрадедушка. А уже прадедушка Густав Иванович закончил здесь, в Петербурге, Театральное училище, потом его послали с женой, Марией Гранкен, в Москву – поднимать Большой театр и московскую балетную школу. Тогда образование было в Петербурге, и посылали отсюда, а не сюда. Хотя я уверена, что до сих пор школа наша уникальная, и у нас хорошие педагоги.
    – Итак, родоначальником русской балетной династии был Густав Иванович Легат?
    – Да, у моих прадедушки и прабабушки было 13 детей. Мой дедушка Николай, его братья Сергей, Иван, сёстры Вера (потом она стала графиней Шуваловой) и Евгения – все они работали в Мариинском театре. Видела там костюмы подписанные: Легат 1, Легат 2, Легат 4. Даже перчатки попадались. Много свидетельств дед увез с собой в Лондон. Он уехал из России в 1922 году, сначала был у Дягилева, вёл уроки вместе с Чекетти, но ему там было трудно, очень разноплановая труппа, и он уехал в Лондон. Там создал свою студию, позже она превратилась в школу, где учились все балетные гранды, которые потом сами открыли свои школы: Нинетт де Валуа, Алисия Маркова, Антон Долин. Там он и умер, в Лондоне его могила, я была там.

    – Когда вы поняли, что сами можете и хотите учить?

    – Всё сделали преподаватели. Может, оттого, что я внучка Николая Густавовича, ко мне бережно относились. Я же была в интернате, это как детский дом; Лидия Михайловна Тюнтина (педагог ЛХУ) меня очень опекала. Она была тогда заведующей производственной практикой с маленькими детьми, везде меня пихала, и я растанцевалась. Она и платьица мне шила на экзамен. Мы ходили в коричневых фланелевых платьицах. На улицу зимой не выходили, потому что на ноги было нечего надеть. Трудное время, но всё равно очень хорошее; педагоги были, наверное, тоже одержимые, поэтому научили дисциплине, любви к нашему делу, которые мы сейчас хотим привить новому поколению.
    – Вы – уже в качестве педагога – долгое время работали в Бостонском балете. Какие сильные стороны у наших артистов и у американских?

    – Едешь на конкурс, видишь – руки хорошие: наверное, русская школа или педагог из русских. В Америке не очень хорошее балетное образование. Там следят за стопами, за аккуратностью, но не за стилем. Не возятся, как у нас, чтобы сделать образ, – там скорее «сборка». Но здание в Бостоне шикарное. Брюс Марс, надо отдать ему должное, создал там все условия. Я начала работать, когда Сергеев и Дудинская переносили туда «Лебединое», «Спящую», «Дон Кихот», «Баядерку». И я тогда была занята одновременно в школе и в театре и вообще из этого здания не выходила. Здесь я тоже не выхожу, стараюсь, чем возможно, помочь. Трудно уже, но этим я живу. Муж был балетный (народный артист СССР Юрий Соловьев), дочка балетная, муж у дочери тоже балетный. Внуки не балетные, им надо ещё сообразить, как найти себя в жизни.

    – Что принципиально изменилось в балетном мире за последнее время?

    – Мы долгое время не имели никаких поездок, но нам хватало всего. Самое главное – была работа. За годы работы в театре кого я только не видела. А сейчас, когда я девочкам говорю: Любовь Войшнис – они даже не знают, кто это. Ну, Шелест знают, Дудинскую. А я успела застать и как танцевала Татьяна Вечеслова, и помню Фею Ивановну Балабину. Я даже с Чабукиани и Дудинской станцевала в «Лауренсии» – это счастье же, девчонке попасть в такой состав. С Нуреевым мы тоже станцевали в «Лауренсии», но уже в Вене. И Мише Барышникову я тоже помогала: на его творческом вечере в 1974 году танцевала Чертовку из «Сотворения мира».

    – Одной из ваших коронных партий была Злюка в «Золушке» в постановке Константина Сергеева. Ваши ученицы могут представить вас в такой роли? Вы ведь относитесь к своим «девочкам» с редкой добротой.
    – Репетирую весь кордебалет. Это самое трудное, все это знают, и никто этого не хочет. Потому что надо и держать линию, и в это время успеть точно открыть ножку, и в нужный угол, и всё сделать музыкально. И каждый день одно и то же. Очень трудная работа кордебалетной танцовщицы, но необходимая. Если нет кордебалета, то и театра нет. Думаю, у нас более или менее кордебалет начинает проявляться. Девочки такие тоненькие, стройные и такие шагастые! Хорошая форма у наших девушек. Стараюсь, как могу: не кричу, подойду, уговорю, расскажу, как сама танцевала. И чувствую – идут, идут уже за мной. Строгость строгостью, но надо их любить.

    (Станковская, Софья. «В Америке с артистами не возятся, как у нас, – там, скорее, «сборка»: педагог-репетитор Татьяна Легат – об императорском балете, русских руках и американских стопах // Известия. – 2014. – 11 апреля.)

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение