Регина Лазарева

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Регина Лазарева фотографии

Лазарева Регина Фёдоровна

13.12.1899 - 1980

Фильмография: 4 работы в 4 проектах

биография

1 (13) декабря 1899, Одесса - 1980, Москва

Артистка оперетты, певица (сопрано).

Отец - Фишель Шейферович Гутенмахер - мелкий служащий или рабочий на табачной фабрике в Одессе.
Страдал туберкулезом, умер рано, когда старшему сыну Лене было 12 или 13 лет.
Мать - Песня Борисовна Гутенмахер - учительница младших классов в бедной русской школе. Была значительно младше отца.
Бедная семья - четверо детей: Лазарь, Борис, Мария и Регина. Мать часто ходила в театр, брала с собой детей. Дети с увлечением играли дома в театр.
В 1915-1917 годах занималась на драматических курсах в Одессе.
1917-1922 - актриса театров драмы и оперетты Харькова, Ростова-на-Дону, Баку, Тбилиси.
В 1922-1927 гг. - солистка Московского (Дмитровского) театра оперетты, в 1927-1929 – Ленинградского Малого оперного театра, в 1929-1957 – Московского театра оперетты. Член ВКП(б) с 1950 года.

Заслуженная артистка РСФСР (1947).

театральные работы

Герцогиня («Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха)
Виолетта («Фиалка Монмартра» Кальмана)
Дениза («Мадемуазель Нитуш» Эрве)
Джульетта («Граф Люксембург» Легара)
Маргит («Там, где жаворонок поёт» Легара)
Бронислава («Нищий студент» Миллёкера)
Стасси («Сильва» Кальмана)
Лиза («Марица» Кальмана)
Адель («Летучая мышь» И. Штрауса)
Эллен Эй («Чёрный амулет» Стрельникова)
Регина де Сен-Клу («Вольный ветер» Дунаевского)
Мисс Жаксон («Акулина» Ковнера)

театр

фотографии

публикации

  • АНАТОЛЬ ШАХИЛЕВИЧ
    Одесса - родина оперетки?.. Нет, конечно. ОДНАКО... Одессе очень подошла оперетта, или оперетте подошла Одесса - считайте, как хотите, но это факт. Здесь много опереточных персонажей, и многие, даже серьезные коллизии, разрешаются по законам этого легкомысленного жанра. Одесситы - великолепные юмористы и врожденные музыканты - что еще надо для процветания жанра музыкальной комедии? А если еще вспомнить о традициях...

    В Одессе исстари любили королев, вот почему матери частенько давали дочерям при рождении имя РЕГИНА, что по- английски значит: КОРОЛЕВА. И все одесские девчонки с пеленок считали, что им в женихи уготован принц чистых кровей или королевич. Это не значит, конечно, что они, подобно гриновской Ассоль согласны были ждать его прибытия под алыми парусами. Нет, нет и нет. Они были по-одесски прагматичны и привыкли ковать счастье собственными руками.

    И в данном случае все были именно так: она действительно оправдала имя, данное ей при рождении, - Регина Федоровна ЛАЗАРЕВА, будучи на протяжении сорока лет королевой оперетки.

    В 1917 году, когда вся вздыбленная, как клодтовские кони Россия, громко запела: "Никто не даст нам избавленья - Ни Бог, ни царь и ни герой..." - восемнадцатилетняя Регина заканчивает Одесскую драматическую студию М.И. Морской. Эта студия, или, как ее еще тогда называли, - театральная школа госпожи, пани, а, может, уже товарища Морской пользовалась в начале нынешнего века в Одессе большой популярностью. А тем принцем из страны опереточных грез, что ввел Регину Лазареву в то чудесное зазеркалье, был известный по многочисленным выступлениям в театрах-варьете и кафе-шантанах, любимец одесской публики певец Н. Радин, по классу которого она и окончила "морскую" студию.

    В подтверждение того, что школа-студия М. Морской пользовалась большой популярностью, приведем такой пример: за десять лет до Лазаревой ее заканчивает Яков Леонтьевич Леонтьев (1889-1948), ставший впоследствии известным театральным деятелем и администратором. Правда, затем он закончил в 1913 году и Коммерческий институт в Киеве. После революции Я.Л. Леонтьев был директором русского и татарского театров в Симферополе (1922-26 гг.), а с 1926 по 32-й год - директором Студии Малого театра, так сказать, из студии в студию. В 1933-34 годах - Яков Леонтьевич помощник директора МХАТа, а с года 1934 и до самой кончины - заместитель директора Большого театра, являясь одновременно директором его филиала.

    Читатели, наверное, уже заметили, что я люблю одинаково сильно и своих героев, и Одессу, и оперетку, особенно классическую, да и лучшую из советских, ставших классикой. Недаром мелодия из оперетты И. Дунаевского "Белая акация" стала своеобразным гимном Одессы. Еще раз скажу, что нашему городу чертовски повезло тогда, в середине 50-х, когда к нам переехала труппа музыкального театра из Львова. Я уже не говорю о том, как нам повезло с талантливейшим Михаилом Водяным, Юрием Дыновым, Семеном Крупником - со всеми королями и королевами Одесской оперетты.

    Но вернемся к нашей королеве - Регине Лазаревой. После окончания школы-студии она не задерживается в Одессе, куда съехался кафе-шантанный бомонд со всей поставленной большевиками на уши России, а в том же 1917 году уезжает в Баку, дебютируя на бакинских подмостках. Одесса на нее не в обиде. Быть может, то был совет ее первого наставника Радина, - кто знает. Главное, что ее бакинский дебют оказался весьма успешным...

    Затем были провинциальные театры оперетты разных городов Украины и России и Одессы в том числе, хотя в театральном плане наш город провинциальным уж никак не назовешь, а с 1922 по 26-й год Регина Лазарева уже артистка Дмитровского театра оперетты в Москве. Затем Малого оперного театра в Ленинграде... Там она пела два года, но тяга к легкомысленной зажигательной и завлекательной оперетке опять взяла верх, и с 1928 по 1957 год, когда она оставила сцену, Регина Федоровна ведущая солистка Московского театра оперетты. В течение без малого тридцати лет королева не покидает свой опереточный трон. И кто сказал, что сохранить его было легче, чем отстаивать трон какой-нибудь царицы... Ведь на любой трон всегда уйма желающих. Джульетта и Маргит в "Графе Люксембурге" и "Там, где жаворонок поет" Легара; Виолетта, Стасси и Сильва в "Фиалке Монмартра" и "Сильве" Кальмана; Адель в "Летучей мыши" И. Штрауса; Ольга и опять же Регина в "Золотой долине" и "Вольном ветре" И. Дунаевского... И везде и всегда наша Регина была неудержима и весела, обворожительна и лирична. Одесская "морская" школа пошла ей впрок, дала заряд оптимизма и одесского неиссякаемого юмора на всю ее артистическую карьеру.

    Жаль, конечно, что Регина Лазарева не поработала в Одесской оперетте в послевоенные годы - в пору ее расцета, связанного с именами И. Гриншпуна, М. Водяного, Ю. Дынова и Е. Дембской. Это был великолепный ансамбль звезд первой, я бы сказал, мировой величины, в которой она непременно бы вписалась. А может, и нет... Ведь оперетка капризна и прихотлива, взбалмошна и непредсказуема и если на ее представлениях и плачут, то лишь от радости и восторга. Поэтому не будем сокрушаться по поводу того, что Лазарева не наша звезда, а еще раз порадуемся за Одессу, которая поставляет на весь музыкально-театральный мир непревзойденных театральных королев.
    …Однажды Ленинградскому Малому оперному театру удалось её «умыкнуть» из Московского Театра Оперетты. Её вокально-артистическое дарование привлекло внимание ленинградцев, и ей сулили большие перспективы. Тогда Г. М. Ярон ринулся в контратаку. Р. Лазарева получила ультимативную телеграмму: «бросай свои «аки» (академический театр), возвращайся в Москву строить советский театр оперетты». И бросила. И приехала. И шла с неослабевающим успехом из спектакля в спектакль.

    Регина Лазарева играла во многих опереттах. Так, в «Фиалке Монмартра», играя Виолетту, она создала подкупающий искренностью образ простодушной и весёлой девушки. Здесь Лазарева удачно справилась и с трудной вокальной, скорее оперной, чем опереточной партией!

    С возрастом Регина Фёдоровна Лазарева стала играть характерные роли. И, хотя смена амплуа для любой актрисы трудное испытание и далеко не у всех возрастной переход в искусстве завершается благополучно – ведь это прощание с молодостью – Р. Ф. Лазарева с честью выдержала это неизбежное требование жизни и сцены. Её маркиза де Сан-Клу в «Вольном ветре», и мисс Жаксон в «Акулине» - острые сатирические зарисовки, умные, художественно-достоверные. Такое доступно только актрисе большого сценического дарования.

    Татьяна Ивановна Шмыга:

    “Из всех актрис старшего поколения я выделяла Регину Фёдоровну Лазареву. Она была и осталась для меня самой любимой в нашем виде искусства. Талант её был уникален. У неё было редкое, своеобразное амплуа – каскадно-лирическое. Удивительно, что внешне Лазарева была совсем не броская – и роста небольшого, и фигура совсем не идеальная. Но был в ней особый опереточный шик, она родилась для оперетты. Хотя я уверена, она и в драматическом театре была бы на месте. Владимир Иванович Немирович-Данченко называл её «славной артисткой». Мхатовцы отдавали ей должное – рассказывали даже, что они разбрасывали по всей Москве фотографии Лазаревой…

    Потрясающая многоплановая актриса – и нежная Фиалочка, и эффектная Сильва, и Марица… В театре вспоминали, какой бравурной и кокетливой была Регина Фёдоровна в спектакле «Герцогиня Герольштейнская», поставленном в 1937 году. А когда в после войны… поставили оперетту И. Конвера «Акулина» (по повести Пушкина «Барышня-крестьянка»), Лазарева неподражаемо сыграла мисс Жаксон. Последней работой Регины Фёдоровны в театре стала небольшая, но очень запоминающаяся роль маркизы де Сан-Клу в постановке «Вольного ветра». Ах, как была сделана эта роль! Персонаж весьма колоритный – эксцентричная дама с авантюрными способностями, - и можно было соблазниться на актёрский «перебор», но вкус Регины Лазаревой и Иосифа Михайловича Туманова не позволили этого – маркиза была сыграна гротескно, но в то же время осталась дамой европейского стиля.”

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение