Лариса Малеванная

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Лариса Малеванная (Larisa Malevannaya) фотографии

Малеванная Лариса Ивановна

Larisa Malevannaya

Дата рождения: 22.01.1939

Фильмография: 91 работа в 91 проекте

биография

Родилась 22 января 1939 года в селе Федоровка Неклиновского района Ростовской области.

Заслуженная артистка РСФСР (24.02.1975).
Народная артистка РСФСР (13.11.1985).

В 1965 году окончила режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс Александра Александровича Музиля — режиссура и Аркадия Иосифовича Кацмана — актерское мастерство).

С 1965 — актриса и режиссер Красноярского ТЮЗа,
с 1968 — Ленинградского театра им. Ленсовета,
с 1971-1975 актриса Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, в 1976 — Малого драматического театра, в 1976-2007 — АБДТ им. М. Горького.

В 1988-1993 годах - руководитель театра-студии Ларисы Малеванной на Васильевском острове.

театральные работы

Красноярский ТЮЗ: играла в пьесах Ануйя, Володина, Де Филиппо, в сценических разработках "Пассажирки" З. Посмыш и "Сорок первого" Б. Лавренева.
Академический театр им. Ленсовета
«Пассажирка» — Анна Лиза
Ленинградский Ленком
«С любимыми не расставайтесь» — Катя
Большой драматический театр
«Дачники» М. Горького — Варвара Михайловна
«Тихий Дон» Шолохова — Наталья
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — комиссар
«Перечитывая заново» — Ирина
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Елена Андреевна
«Рядовые» — Вера
«Я построил дом» — Алёна
«Последние» — Софья
«Сёстры» (Сад без земли) Л. Н. Разумовской, постановка Г. С. Егорова — Ольга (1983)
Драматический театр «Приют комедианта»
«Беспокойное танго» Карела Чапека. Режиссёр: Венеамин Фильштинский — Мать

призы и награды

Медаль Пушкина (2004).
Лауреат Царскосельской художественной премии.
Лауреат художественной премии «Петрополь» (бронзовая статуэтка святой блаженной Ксении Петербургской) в 1999 году за достижения в области культуры и искусства и за оригинальные проекты.

фрагменты: «Прыжок с крыши». Отрывок

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Живу на светлой стороне
  • Однажды Лариса Малеванная взмолилась: «Господи, сделай так, чтобы в будущей жизни я больше не была актрисой!» И судьба тут же пошла ей навстречу: вручила «перо» писателя. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге изданы три ее книги: «Горошинка в шкатулке», «Песочница», «Мирись, мирись, больше не дерись…»

    - Лариса Ивановна, вы как-то произнесли: «Жить прошлым – все равно, что перепиливать опилки». Нет ли в вашем афоризме противоречия, и разве в своих книгах вы не касаетесь прошлого?
    - Касаюсь, но надеюсь, что, не топчусь на старых опилках. Я не принадлежу к тем актрисам, которые развешивают по стенам свои фотографии и старые афиши. Не бряцаю наградами, не упиваюсь былым успехом. Мне кажется, что самое интересное - это то, что происходит со мной сегодня.

    - Мастерство и яркую индивидуальность не так-то просто предать забвению. Но давайте извлечем хотя бы две афиши из прошлого. 1976 год - начало вашего самого интенсивного творческого периода. Сам Георгий Товстоногов приглашает вас в БДТ - театралу это о многом говорит. Через несколько лет - главные роли в спектаклях «Дачники», «Тихий Дон», «Оптимистическая трагедия», «Дядя Ваня». Зритель идет «на Малеванную»...

    - Ну, это сильно сказано, если учесть, что на сцене я стояла рядом с такими партнерами, как Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Олег Борисов, Вячеслав Стржельчик. Если бы не они, не были бы пережиты мгновения творческого счастья, светлого озарения.
    - Больше тридцати лет в БДТ и параллельно каждый год съемки в кино. Среди известнейших режиссеров, у которых вы снимались - Петр Тодоровский, и ваши запоминающиеся роли в его фильмах «Интердевочка», «Анкор, еще Анкор!». Вы с такой щемящей, пронзительной нотой сыграли учительницу, мать главной героини в «Интердевочке». Не списан ли ее образ с вашей мамы – сельской учительницы?

    - Общее есть. Мама была очень мягким, добрым человеком. Отец сильно пил, дрался, пропивал все деньги. Я требовала от мамы, чтобы она бросила отца, но она тащила на себе и его, и нас, четверых детей… И умерла в 43 года. Я долго не могла смириться с этим. После этого фильма и работы с Тодоровским стала намного мягче и лояльнее к людям, терпимее. Поняла, что нельзя держать в сердце обиду на отца. Надо учиться жить на светлой стороне – там, где жизнь пронизана добром, теплом, сердечностью.
    - Кто же разглядел в вас актрису в родной деревне Федоровке под Таганрогом? Мама, педагоги?

    - Да никто. Я стала актрисой не благодаря, а вопреки. Да, была отличницей, спортсменкой, но, по мнению близких, отнюдь не красавицей. Которые мне постоянно внушали, что отсутствие кукольного личика не дает никаких шансов в жизни. В результате я была настолько закомплексована, что вначале поступила в пединститут, и лишь потом, окрепнув духом, – в театральный, да и то на режиссерский факультет. Педагогам стоило больших усилий избавить меня от зажатости, неуверенности. Но «материалом» я была благодарным: училась самозабвенно, истово.
    - Вы как-то дали себе рифмованную характеристику: «Во все вхожу с остервенением. Носок вяжу до посинения. Копаю до изнеможения. Купаюсь до обледенения. Вгрызаюсь в роль до отвращения. Влюбляюсь до офонарения». И сейчас подпишетесь под этими строками?

    - Сейчас считаю, что в жизни не должно быть надрыва. Дорога должна стелиться. И вообще надо учиться мудрости у воды: она пластична и стремится обтекать препятствие. Мои книжки пришли как бы сами собой. Сценарий «Василий и Норочка» посоветовал написать Валентин Гафт: услышал от меня подлинную историю из моей жизни, удивился, что я ее не превратила в сценарий. А актриса Зоя Соколова, партнерша по спектаклю «С любимыми не расставайтесь», спровоцировала написать книгу «Горошинка в шкатулке», куда и вошел сценарий. Так что в случае чего – они «крайние»!

    - А что сейчас доставляет удовольствие?

    - О, список огромен! В том числе хочу просто лениться, лежать на диване с книжкой. Но не получается. Лето проведу в Краснодаре, буду ставить спектакль «Чудики» по собственному сценарию, по мотивам произведений Василия Шукшина. Это будет уже мой третий спектакль в любимом мною Краснодарском молодежном театре, к которому меня прибило мудрое течение жизни.

    - Сегодня вы режиссер и писатель, да и в кино востребованы. Все, о чем мечталось, сбылось?

    - Хотела стать актрисой, и это сбылось. Увидела в детстве открытку с видом Ленинграда – душа встрепенулась: мой город! И прожила в нем всю жизнь, с короткими перерывами. А вот личное счастье… С максимализмом русской женщины мечтала встретить одного-единственного, жить долго и умереть в один день. Но так гладко все не сложилось. Замужем была дважды, сейчас живу одна. Мой первый муж первые годы совместной жизни просто жить без меня не мог. Однако с назначением его на должность главного режиссера Ленинградского Театра Ленинского комсомола, ситуация поменялась. Его стали окружать девочки-артистки: все хотели играть. Я же все не могла поверить, что он не чувствует, что ему просто льстят. Как только я уезжала на съемки, его кто-нибудь начинал охаживать. Когда поняла, что ничего изменить уже нельзя, забрала сына и ушла. У сына давно уже своя семья, он в 20 лет стал мужем и отцом, подарил мне троих внуков и правнучку.

    - Есть ли еще артисты в вашей семье?

    - Нет. Не препятствовала, конечно, но никогда не хотела, чтобы кто-то из близких тоже стал актером. Самой большой сложностью нашей профессии является аритмия. Сегодня артист перегружен, а завтра никому не нужен. С одной стороны, он должен быть человеком сверхчувствительным, «без кожи», а с другой - обладать железными нервами. Такие вот «качели». Выдержать это может не каждый. Я - выдержала.

    - Но актрисой больше быть не хотите…

    - Да выросла уже из песочницы, в которой, как дети, играют артисты. Реализовалась. Оставила себе, по совету Феллини, только детский энтузиазм в путешествии под названием «жизнь». Ведь она бесконечна.
    - Время немилосердно – мы стареем. Как с этим примириться?
    - Сложный вопрос. Я не восточный мудрец, не священник. Старость и предстоящая смерть пугают всех. Чтобы встретить и то и другое, нужно мужество. Где его взять? А разве для жизни не нужно мужество? Где же мы его берем? Одна из сыгранных мною на сцене героинь, Жанна Д Арк, считала, что страшно не бывает быкам и кабанам, потому что у них отсутствует воображение. А человеку часто бывает страшно. Но он обретает мужество и обуздывает свой страх ради чего-то высшего: ради любви, ради близких людей, ради спасения родины.

    Конечно, если жить исключительно ради сохранения собственной драгоценной шкурки, то всю жизнь без передышки будет страшно. И умирать будет страшно: ведь с этой шкуркой придется расстаться! Но человек верующий знает, что шкурка после смерти сгниет в земле, а нетленная душа со всеми накопленными за жизнь ценностями будет жива вечно. Поэтому копить надо не материальные ценности, а совсем другие сокровища, и тогда не будет нам так страшно жить и умирать.

    - Как же найти путь к этим сокровищам?

    - Вопрос сложный. Зачастую и старые люди в конце своего жизненного пути не знают на него ответа. Я помню, один из мудрейших наших современников, Дмитрий Сергеевич Лихачев, так на него ответил: «Смысл жизни в том, чтобы способствовать созидательным силам природы». Точнее не скажешь. Созидание, сотворчество в гармонии с природой - вот смысл жизни! Творчество может быть во всем - в игре на скрипке, вышивании бисером, приготовлении обеда для семьи, воспитании детей, обустройстве дачного участка, самосовершенствовании для блага всех живущих.
    В моем представлении люди вообще делятся всего на два типа: созидатели и разрушители. Иные вроде ничего преступного не делают, не разрушают сел и городов, но упорно и последовательно уничтожают самих себя. А это преступление не только против собственной личности, но и против Создателя. Наверное, там, где невозможна яркая радость бытия, мы просто должны потерпеть, сделать все от нас зависящее, чтобы посильным творческим участием в жизненном процессе сделать его максимально приемлемым.

    - Вам это удается?

    - Рассуждать о жизни гораздо легче, чем жить. Но я стараюсь соблюдать «правила безопасности» - быть созидателем, а не разрушителем. Жизнь показывает, что любое разрушительное деяние человека рано или поздно ударит по нему же. «Что посеешь, то и пожнешь».

    Беседовала Светлана АЛЕКСЕЕВА

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости