Маргарита Куприянова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Маргарита Куприянова фотографии

Куприянова Маргарита Григорьевна

24.11.1924 - 07.02.2005

Фильмография: 4 работы в 4 проектах

биография

Родилась 24 ноября 1924 года в Москве.

Заслуженная артистка РСФСР (10.05.1962).
Народная артистка России (20.11.1992).

В 1948 окончила Студию при Центральном детском театре (ныне РАМТ), на сцене этого театра начала играть еще студенткой. Обладая внешними данными актрисы-травести, на протяжении нескольких десятилетий играла роли мальчиков, но параллельно с этим (что большая редкость для актрисы этого амплуа) создала значительные женские образы в пьесах В. С. Розова "В поисках радости" (Лена) и "В добрый час!" (Катя). В. А. Сперантова отмечала уже в ранних работах Куприяновой "огромную и легко возбудимую эмоциональность… внутренний артистизм", продолжая свою мысль: искусству Куприяновой свойственно "редкое сочетание абсолютной психологической правды с острой характерностью". Широкая палитра помогала Куприяновой в создании образов мальчишек, где лирика и гротесковая заостренность не противоречили друг другу, а причудливо соединялись в характере подростка, осознающего жизнь. Незаурядные пластические данные актрисы позволили ей, в отличие от многих травести, перейти со временем на роли не возрастные, а женские, лирико-драматические.

Ушла из жизни 7 февраля 2005 года.

театральные работы

Центральный детский театр:
Катя («Два капитана» по B. А. Каверину)
Светлана («Ее друзья» В. С. Розова)
Наташа («Страница жизни» В. С. Розова)
Катя («В добрый час!» В. С. Розова)
Леночка («В поисках радости» В. С. Розова)
Агния («Традиционный сбор» В. С. Розова)
Царь-девица («Конек-Горбунок» по П. П. Ершову)
Зулика («Волынщик из Стракониц» Й. К. Тыла)
Димка («Димка-невидимка» В. Н. Коростылева и М. Г. Львовского, режиссерский дебют О. Н. Ефремова, 1955)
Шура Тычинкин («Сомбреро» С. В. Михалкова)
Сита («Рамаяна» Н. Р. Гусевой)
Матиуш («Король Матиуш I» по Я. Корчаку)
Кей и Снежная королева («Снежная королева» Е. Л. Шварца по Г.-Х. Андерсену)
Рита Вольская («Настоящий друг» В. А. Любимовой)
Пучеглазик («Чужая роль» С. Михалкова)
Маруся («Сказка о потерянном времени» Евг. Шварца)
Виола и Себастьян («Двенадцатая ночь, или Что угодно» Шекспира)
Клеопатра («Враги» М. Горького)
Cестра Симплиция («Отверженные» по В. Гюго)
Констанс («Маленький лорд Фаунтлерой» по Ф. Бернетт)
Миссис Хэвишем («Большие надежды» по Ч. Диккенсу)
Тетушка Ганимед («Три толстяка» Ю. Олеши)
Старая женщина («Алеша» В. Ежова)
Снежная королева («Сон с продолжением» С. Михалкова)
Джулия и Моргана («Любовь к трем апельсинам» К. Гоцци)
Шарлотта Ивановна («Вишневый сад» А. Чехова)

призы и награды

Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского (1985) - за роль сестры Симплиции в спектакле «Отверженные» по В. Гюго.

Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

фрагменты: «Царевна-лягушка». Отрывок

театр

фотографии

публикации

  • БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ МАЛЕНЬКОГО КОРОЛЯ
  • О таких говорят – «Бог поцеловал».

    Хрупкая большеглазая девушка с огромным бантом, делавшим ее похожей на гимназистку, со странным пристрастием носить только черно-белую гамму и четким осознанием своего жизненного призвания, в свои двадцать лет Маргарита Куприянова уже была занята во вспомогательном составе Центрального детского театра. В это время она тайно мечтала стать актрисой оперетты и увлекалась Комиссаржевской – собирала ее фотографии, посвященные ей книги. Когда в 1944 году при ЦДТ открылась студия, Куприянова поступила туда. По окончании, ярко исполнив в дипломных спектаклях две очень разные роли – острохарактерную Инну в «Детях Ванюшина» и лирическую Машеньку в одноименной пьесе Афиногенова, – она вошла в основной состав труппы ЦДТ, чтобы скоро по праву занять в ней ведущее место.

    Необычное амплуа травести никогда не ограничивало Куприянову как актрису. Наоборот, лишь расширяло диапазон ее творческих возможностей, обогащало. К тому же она никогда не играла одних только мальчиков, - так повелось с самого начала, когда ее первой большой ролью стала Катя в «Двух капитанах» Каверина. И, тем не менее, именно мальчики стали наиболее запоминающимися ее ролями. Притом, что, в отличие, например, от Сперантовой, которая была в них настолько органична, что не всегда можно было и разобраться, кто именно играет, мальчик или девочка, женственность Куприяновой всегда была очевидной. Но в каждой роли она была настолько внутренне искренна и правдива, что для созданию мальчишеских персонажей это совершенно не вредило, и, можно сказать, не играло решающего значения.

    Не одно поколение детей выросло на «Димке-невидимке» и «Сомбреро». Ее лучшие образы – отрытые, непосредственные, щедрые натуры, мечтатели. Вот маленький фантазер Димка (четвероклассник, которого решили разыграть, убедив, что он может стать невидимым) был ролью, от которой Куприянова собиралась отказываться, а в результате стал всеобщим любимцем – в первую очередь ее собственным. В этом спектакле, режиссерском дебюте Олега Ефремова, она чувствовала себя очень свободно, могла делать, что хочет…

    Впрочем, Куприянова могла и действительно отказаться от роли, если не видела себя в ней. Так не состоялся спектакль «Буратино», который собирались ставить специально «на нее», хотя этот персонаж шел ей невероятно. Но Куприянова всегда играла только то, что любила, чувствовала и считала нужным. Если не считала – могла просто не приходить на репетиции, и все.
    С другой стороны, в ролях, которые она мечтала сыграть и долго готовилась, например, Сита в «Рамаяне», Юленька в «Доходном месте», желание сделать их как можно лучше сковывало и мешало. А казалось со стороны, что все у нее выходит легко. Вот она читает роль – и все уже с первого раза получается. Сама она так не считала и считать не могла. Куприянова работала упорно, трудно, страстно, одержимо. Она никогда не была собой полностью довольна, говорила, что у нее не получается, к похвалам относилась довольно равнодушно. В процессе репетиций ей надо было всю роль прочувствовать и разобрать до мелочей.

    - Наитие всегда эфемерно, зыбко, - говорила она, - часто не поддается контролю сознания. Но если роль понята, разобрана по методу – я играю всегда правильно.

    Будучи человеком, в профессии критичным и требовательным к себе до чрезвычайности, Маргарита Григорьевна и к окружающим относилась так же. Она задавала режиссерам бесчисленное множество вопросов, дотошно выясняя, почему и зачем персонаж ведет себя так или иначе в каждый момент времени, как того требует метод действенного анализа Станиславского. Актер иногда может стесняться что-нибудь спросить, чтобы не подумали, будто он не может придумать сам – но только не Куприянова. Режиссерам приходилось нелегко. Один в сердцах назвал ее «сороконожкой»: «Я не могу объяснить Маргарите Григорьевне, куда она ступает тридцать девятой ногой!» Но те мельчайшие подробности и детали, которых допытывалась она, и которые собирала в собственную целостную картину, давали свой результат. А результатом было то, что каждая роль Куприяновой была шедевром.

    Актриса никогда не раскрывала зрителям внутренний мир своих персонажей до конца. До самого последнего в них оставалась какая-то загадка, нечто непостижимое, особенное, придававшее объем и неповторимость именно этой роли.

    Вспоминает артист РАМТа Юрий Лученко:

    - Я был занят с нею в «Отверженных», где она играла сестру Симплицию. У нее уже было все необходимое: прекрасно написанная роль. Но Куприянова – это трудно объяснить, но было четко ощутимо – создала внутри роли тайну, которую знала только она. Зритель видел очертания и мог только смутно догадываться… Когда я с ней играл, я чувствовал, что-то странное происходит, но непонятно было, что именно, пытался разгадать, и потом для себя выяснил: а она любит Вальжана. Это было настолько удивительное открытие! Этого не было прописано в роли, и нет у Гюго, а она поставила себе такую цель и сыграла.

    Секрет Снежной королевы-Куприяновой снова был в том, что она была не зла, а, возможно… просто слишком одинока среди своих чертогов из снега и льда. Из роли в роль - новая тайна…

    Куприянова всегда держала форму роли, всю ее пластику, не позволяла себе халтурить даже чуть-чуть, но каждый раз играла с полной отдачей. Она всю жизнь держала себя, целенаправленно следила за своей внешностью, тренировала тело, отказывалась от сладкого, чтобы оставаться юношески стройной. Иной раз на репетиции все сидели, а она оставалась стоять, потому что так ей было нужно.

    - Но актеру надо тренировать и душу, - говорила она. И действительно, складывалось впечатление, что ее никогда не интересовали обычные, мелко бытовые вещи, словно она все время находилась выше «ненужных разговоров, мишуры», нормальной человеческой суеты. Многие отмечали, что с ней не возникало конфликтов на почве конкуренции или ревности по поводу ролей.

    - Когда я пришла работать в театр, это было время, когда молодым места не уступали, - рассказывает актриса Татьяна Надеждина. - Так было во всех театрах. И что меня приятно удивило, это то, что Маргарита Григорьевна стала передавать мне свои роли. Так было в «Добром часе!» Розова. Я начала репетировать вторым составом роль Кати, а она все ходила за мной по пятам и говорила: «Ну когда ты уже будешь играть?»

    - В ней была какая-то изюминка, которой у других не было, - вспоминает актриса РАМТа Нинель Терновская. - В жизни, а уж на сцене тем более. Мы с ней очень много пели дуэтом – не то, что выступали где-то, а для себя, иногда и на капустниках тоже. Потом, когда Эфрос ставил «В поисках радости», мы с Куприяновой играли одну роль, Леночки. По очереди – один спектакль она, один я. И когда был банкет по поводу премьеры, мы с ней там спели про то, как репетировали, на мотив «Вот кто-то с горочки спустился». Там были такие слова:

    Мы так дружили, так любили,

    Любили петь мы без конца,

    Зачем, зачем, вы, люди злые,

    Вы их разрознили сердца.

    Но что случилося с дуэтом?

    Кто их поссорил, вот вопрос?

    И почему случилось это,

    С тех пор, как пьесу взял Эфрос?

    Одна скрывает грудь мехами (это она, у нее всегда было платье с мехами)

    Другая жмет на декольте.

    И конкуренция меж нами

    Стоит на должной высоте.

    И так дальше. Розов на это сказал: «Господи, я первый раз вижу, чтобы актрисы, которые играют одну роль, с таким юмором пели о своей работе».

    ем не менее, близких друзей в театре у Куприяновой не было. Она всегда оставляла себе личное пространство, в которое не пускала никого – и с годами эта область все ширилась. Она была отстраненным, замкнутым человеком, жившим вне стен театра в своем собственном, иллюзорном мире. Отчасти он был необходим для «тренировки ее души». Внутренний мир актера – это его арсенал, то, что он приносит на сцену, а «на сцену нельзя тащить улицу». У Куприяновой дома не было телевизора, она перечитывала любимые книги, увлекалась поэзией. Говорила: «Для меня блаженство прийти домой, выпить бокал шампанского и послушать Вертинского».

    Театр был ее храм, ее монастырь, и все остальное должно было быть подчинено ему, потому что жить без него нельзя.

    И вот она выходила на сцену – звонкая, музыкальная, волшебная, и влюбляла в себя зал.

    Истинным бриллиантом в коллекции ее персонажей был маленький король из спектакля «Король Матиуш I», поставленного в 1964 году Петром Фоменко по книге Януша Корчака. Ребенок, среди гротескных декораций и чопорных взрослых министров, правдиво и серьезно относящийся к своим королевским обязанностям. Желающий создать детский парламент и сделать всех детей счастливыми. Сосланный своими министрами на необитаемый остров, мужественно и печально прощающийся со зрителями…

    Куприянова всегда умела вовремя уходить. В какой-то момент она поняла, что ей больше не по возрасту играть мальчиков, окончательно отказалась от этих ролей, и не согласилась вернуться даже для того, чтобы сняться в телепостановке «Короля Матиуша».

    У нее появилось обостренное чувство времени, она начала отодвигать от себя все дальше то, что не было связано с главным – с театром. Она даже почти перестала появляться в проектах на радио, где раньше много работала.

    Она не хотела, чтобы ее запомнили старой, и, после ее смерти, прощались с Куприяновой, не видя ее лица.

    Так она и ушла – юная, гордая, вдохновенная, по-королевски.

    Анна Синяткина

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение