Алла Евдокимова известна прежде всего как театральная актриса— без малого четверть века отдала она Малому театру. К сожалению, яркую и одаренную исполнительницу кинематограф использует мало.
В кубанской станице, где росла Алла Евдокимова, театра не было никакого, кроме школьного, самодеятельного, который она сама и организовала. И все же девушка набралась решимости, поехала в Москву и поступила во ВГИК, на курс, который вел Михаил Ромм.
— Михаил Ильич — рассказывает актриса,— на всю жизнь остался любимым учителем, высочайшим авторитетом. Он бывал и добр, и строг, и демократичен, и недоступен. Но, главное, бескомпромиссен и всегда честен и в жизни, и в творчестве. Это и в нас воспитало умение отстаивать свою позицию.
Кинодебют А. Евдокимовой состоялся в картине «Серебряный тренер» режиссера В. Ивченко, где она воплотила судьбу детдомовской девочки, тоскующей по родному дому.
По окончании института начинающая актриса поступила по конкурсу в Малый театр, где ее «экзаменовали» Б. Бабочкин, М. Царев, М. Жаров. Новые наставники требовали преданности театру, отказа от съемок в кино хотя бы на ближайшие пять лет...
Шло время. На сцене прославленного театра Евдокимова играла Клавдию в «Фальшивой монете» Горького, Наталью в «Униженных и оскорбленных» Достоевского, Амалию в шиллеровских «Разбойниках», Регину в «Привидениях» Ибсена. Одной из запоминающихся ролей А. Евдокимовой стала роль Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
После довольно длительного перерыва — снова кино. Актриса сыграла роль Любы Диренталь в ленте «Крах». Решающим, как тогда мечталось, фильм в ее судьбе не стал, но открыл заново путь в кинематограф.
Часто на экране ей предлагали воплотить образы женщин строптивых, своевольных, вздорных, в чем-то обделенных жизнью.
Наиболее запомнившиеся из них — эгоистичная, всеми способами борющаяся за собственное благополучие Марта («Полынь— трава горькая»), лишенная твердых нравственных принципов, идущая на преступление Глафира («Крик тишины»), ранящая близкого человека своим непониманием, отсутствием сердечной чуткости Татьяна («Продлись, продлись, очарованье...»). Роли эти потребовали от актрисы умения обрисовать характер энергичными, выпуклыми штрихами.
Совсем другие краски использовала исполнительница, играя роли матерей в фильмах «Нежный возраст», «За явным преимуществом», «Курьер». В этих образах надо было подчеркнуть и сердечность, и способность к состраданию, и чувство собственного достоинства.
Был накоплен немалый творческий опыт. Потребность в интересной работе, в необычных художественных задачах привела актрису в театр-студию «Сфера», где она стала одной из ведущих исполнительниц. Играла главную роль в мало знакомой зрителям пьесе Н. Погодина «Моль», читала цикл стихов Анны Ахматовой в постановке «Нездешний вечер». Экспериментировала она и в кино, сотрудничая с молодыми режиссерами. В дипломной работе студента ВГИКа А. Салбиева по рассказу Василия Шукшина «Обида» сыграла продавщицу, в ленте чехословацкого студента М. Фалтына «Средний Ваштар» исполнила роль сказочной героини, доброй феи, а в короткометражной картине «Девятое мая» — режиссерском дебюте известного актера А. Пороховщикова— она предстала перед зрителями потерявшей совесть мещанкой. Эти работы еще раз доказывают широту диапазона интересной актрисы, любящей рисковать.