24 июня актриса Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, заслуженная артистка РСФСР Лариса Крамер отмечает свой юбилей. Первый спектакль с ее участием на псковской сцене зрители увидели в 1961 году. Лариса Ивановна всегда играла современных, независимых женщин с непростой судьбой и создала богатую антологию социальных типов современниц. В 70-80-е годы редкий спектакль, поставленный по пьесам выдающихся драматургов того времени, проходил без участия этой замечательной актрисы. Многие зрители шли в псковский театр именно «на Ларису Крамер». Накануне юбилея мы попросили коллег Ларисы Ивановны по сцене рассказать о ней как об актрисе и человеке.
Юрий Новохижин, народный артист России:
Я был партнером Ларисы во многих спектаклях. Это одна из немногих актрис, которая до сих пор «мается» актерской профессией, театром. Она архитрудоспособна, постоянно что-то ищет, будоражит режиссера, партнеров, постоянно спорит с ними, и зачастую выигрывает спор. Она во всех ролях пытается быть лидером, переводит на себя действие, иногда даже в ущерб спектаклю, партнерам. У Ларисы на сцене мощная энергетика, хорошие голосовые данные и зритель ее хорошо ощущает даже при ее небольшом росте. Сегодня таких актеров в театральных вузах не готовят. Молодежь порой приходит в нашу профессию, не понимая, зачем пришли, что хотят сказать.
Лариса Крамер очень заботливая жена. Когда с ее мужем случилось несчастье, он получил тяжелую травму, она буквально выходила его, вернула к жизни. У его постели эта женщина в тревоге и надежде провела бессчетное количество часов. Забылось все - самым важным и необходимым в этой жизни для нее оставался только любимый супруг. Они с мужем вырастили хорошего сына. Их Виктор (он мальчиком участвовал в спектаклях нашего театра), ученик знаменитого Георгия Товстоногова, сейчас один из перспективных театральных режиссеров Санкт-Петербурга.
Владимир Свекольников, народный артист России:
- У Ларисы есть дар Божий в плане актерского дела. Плюс еще ее огромная работоспособность. Мне кажется, что она всегда знала о своем призвании, что давало ей силу и уверенность. Она моментально входила в роль, даже когда не ощущала душевного настроения, потому что в тот момент в ее жизни что-то складывалось не так. По разным причинам Лариса Ивановна долгое время отсутствовала на сцене. Но она не забывала друзей, часто приходила в театр, поздравляла нас с премьерами, а сама, я это видел и понимал, тосковала по сцене. И потому я рад, что Лариса Крамер снова востребована. Ее возвращение на сценические подмостки состоялось мощно, убедительно. Она блистательно показала себя в спектаклях «Женщины без границ», «Афинские вечера».
Лариса и раньше была всегда на первых позициях. Она играла драматические и трагические роли, ее слезы на сцене никогда не были фальшивыми. Теперь она успешно пробует себя в комедийном жанре. Возможно, комедия стала ей отдушиной в непростых обстоятельствах, которые ей пришлось пережить в последние годы. Я с ней работаю уже 38 лет. Когда-то у нас с ней был парный спектакль, поставленный по произведению Стивена Кинга, который назывался «Заложник». Я играл популярного писателя, а Лариса Ивановна - его фанатичную поклонницу, довольно странную и своеобразную даму. В финале пьесы героиня Ларисы Крамер, разочаровавшись в своем кумире, убивает его.
Нина Семенова, актриса:
- Нашей первой большой совместной работой в театре стал спектакль «Влияние гамма-лучей на желто-бледные ноготки», поставленный много лет назад на малой сцене Вадимом Радуном, тогда молодым режиссером. Мы целыми днями репетировали, старались ни на что не отвлекаться. Лариса Крамер играла мать, я с Галей Шукшановой - двух ее дочерей. Лариса Ивановна была центром действия, она нас всех объединяла. Этот спектакль мы потом возили в Москву, и были доброжелательно встречены столичным зрителем. Профессия в ее жизни всегда находилась на первом месте. Все остальное отступало перед сценой, за исключением, разве что семьи. Такое не часто бывает среди актеров, меня это всегда удивляло и восхищало, но Лариса Ивановна соглашалась играть не все, что предлагал ей режиссер. Иногда она отказывалась от ролей, на мой взгляд, очень интересных, глубоких, которые я сама мечтала бы сыграть. Это такое свойство творческой натуры, только ей самой понятная логика. Ведь для Ларисы Ивановны еще важен и объем роли, чтобы в ней были и смех, и слезы, и любовь.
Любовь Никитина, заведующая литературной частью:
- Лариса Крамер - живая история нашего театра. Она почти всегда играет без грима. Ее лицо - не театральной актрисы, не броское, даже обычное. Будто она вышла из зрительного зала и стала на сцене исповедоваться перед нами. Окидывая взглядом репертуар актрисы, видишь список солидный, многокрасочный и даже пестрый, что характерно для провинциального театра. Лариса Ивановна в Псковском драмтеатре играла много, но завоевала себе право выбора ролей, потому что всегда шла своей дорогой. Идеалов и убеждений никогда не меняла, в любых ситуациях оставалась верна себе и своим принципам. Ее ведет воля к творчеству, страсть к сцене, а еще постоянная востребованность временем.