Тамара Селезнёва

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Тамара Селезнёва фотографии

Селезнёва Тамара Олеговна

Дата рождения: 03.04.1941

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

Родилась 3 апреля 1941 года в Омске.

Заслуженная артистка России.

Играла в Омском ТЮЗе, Рязанском ТЮЗе, Московском Центральном детском театре, Московской филармонии, московской драматической труппе "Блуждающие звезды".

театральные работы

Драматическая труппа "Блуждающие звезды":
Одержимая (Галина Бениславская) - "Листки из сожженной тетради" П. Тихомирова (реж. П. Тихомиров)
Дура - "Солдат и царица" А. Платонова (реж. П. Тихомиров)
Патриция и Леона - "Оркестр" Ж. Ануйя (реж. Н. Красноярская)

театр

фотографии

публикации

  • Дуэт двух сердец
  • Этот дуэт хорошо известен всем, кто любит музыку и театр, - Тамара СЕЛЕЗНЕВА, заслуженная артистка РФ, и Вадим КОЗЛОВ. Сейчас артисты завершают свой юбилейный гастрольный тур - в Государственном театральном музее им. А.А.Бахрушина 2 и ' апреля состоятся их совместные концерты - "Диалог с Эдит Пиаф" и "Русский романс".
    Они долго искали друг друга, и, к счастью, их встреча состоялась. Этой весной у Тамары Селезневой и Вадима Козлова двойной юбилей - творческий и семейный. Чтобы поздравить своих друзей с приятным событием, я отправился к ним в Загорянку. Хозяева уютного подмосковного домика - прелюбопытнейшие люди.
    Тамара Олеговна родилась в Омске. Семья жила в тесной комнатушке коммунальной квартиры. Но настоящей радостью для Тамары, как и для многих в те далекие советские времена была ежедневная передача Всесоюзного радио "Театр у микрофона" (трансляция начиналась в 1' часов 30 минут). Боже, какие это были постановки!
    В эфире звучали лучшие спектакли отечественных драмтеатров и оперная классика в исполнении великих актеров и певцов. Александра Яблочкина и Вера Пашенная, Евдокия Турчанинова и Варвара Рыжова, Сергей Лемешев и Иван Козловский, Мария Максакова и Валерия Барсова, Иван Петров и Павел Лисициан... Увы, сегодняшние радиослушатели демократической России лишены возможности соприкоснуться с великим достоянием культуры родного Отечества.
    Такого телевидения, как сейчас, тогда, к счастью, не существовало. Развлечения? Кино, радио, танцы и как подарок свыше - посещение театра. Первые театральные открытия школьницы Селезневой произошли опять же благодаря радио. Был такой чудесный цикл "В гостях у сказки". Именно там девчушка услышала дивной чистоты голос Марии Бабановой. Сказку "Маленький принц" она могла слушать бесконечно. А вторым кумиром Томы стала Валентина Сперантова - незабвенный Дик Сент из популярнейшего "Клуба знаменитых капитанов".
    Сказав матушке, что хочет стать актрисой, она услышала: "Надо быть талантливой и красивой. А ты росточком не вышла. И прости, доченька, красавицей тебя тожно назвать с большой натяжкой". Но упрямый сибирский характер заставлял действовать вопреки всякой логике. И когда, окончив школу, она увидела объявление о наборе в студию Омского ТЮЗА, решила поступать именно туда.
    К удивлению матушки, ее приняли. Еще в период учебы студийцев стали занимать в спектаклях основной труппы. На одной из вечеринок, после очередной премьеры, кто-то принес катушечный магнитофон (редкость в то время). Включили запись. Заиграл оркестр. Чуть хрипловатый женский голос объявляет: "La ville inconnue" ("Незнакомый город").
    Артистка пела поначалу задумчиво, говорком, потом в голосе начинала звенеть горечь. Последние ноты певица взяла с такой мощью, что перекрыла оркестр.
    "У меня мурашки по коже, - вспоминает Селезнева. - Кто эта женщина? - кричу я владельцу магнитофона. - "Темнота, - отвечает он. - Это Эдит Пиаф! Знать надо!" С этого момента я по крохам стала собирать сведения об этом необыкновенном таланте. Я еще не знала, что Пиаф круто изменит мою жизнь".
    А пока все шло своим чередом. Тамару, как и Эдит, понесло по городам и весям необъятной России. После Омска были Рязань, Астрахань, Ногинск...
    Она играла почти ежедневно: "Маленький Мук", "Белеет парус одинокий", "Белоснежка и семь гномов", десятки других спектаклей. Ведь ее амплуа было определено еще в студии Омского ТЮЗа - травести. На одном из семинаров молодых актеров в Рузе Селезневу заметили и пригласили в Центральный детский театр в Москве.
    Она стала работать на одной сцене со своим кумиром Валентиной Сперантовой. Но век травести короток. А ей-то хотелось быть актрисой долго-
    долго, чтобы умереть на сцене. И вот вместе с режиссером Никой Косенковой она делает моноспектакль "Ночевала тучка золотая" по повести Анатолия Приставкина и играет в инсценировке повести Светланы Алексиевич "У войны неженское лицо".
    Уйдя из Центрального детского театра и став актрисой Московской государственной филармонии, Селезнева начинает создавать моноспектакль "Диалог с Эдит Пиаф".
    Верным и надежным помощником в этой работе для нее становится Вадим Козлов. Вадим - коренной москвич. Натура артистическая, а вот профессию выбрал сугубо техническую. Он преподает в Московском авиационном институте. Студенты его обожают. Многие являютсся постоянными зрителями спектаклей Селезневой и Козлова. Как-то после окончания представления к Вадиму Дмитриевичу подошел один из его студентов и, протянув зачетную книжку, попросил автограф. Козлов оценил юмор и поставил свою подпись в зачетке. В спектакле "Диалог с Эдит Пиаф" Вадим - полноправный участник представления, хотя на сцене не появляется.
    Он отвечает за музыку. - Соприкоснуться с жизнью и творчеством Пиаф... Не было страшно, Тамара Олеговна?
    - Было и такое, но я работала, как одержимая. И вот назначена дата первого спектакля. Мы с Вадимом волнуемся. Ведь для него это дебют - он подбирал к "Диалогу" песни Пиаф, очень органично соединив их с музыкой Чайковского, Малера и Калинникова. Выйдя из дома на генеральную репетицию, я падаю и ломаю руку. В травмпункте накладывают гипс и запрещают выходить на сцену...
    Володя, думаете, я отменила спектакль? Не тут-то было. Это как при родах: ребенок стучится в эту жизнь и отменить роды невозможно.
    В разговор вступает Вадим Дмитриевич: - Я распилил гипс ножовкой. Пальцы у Тамары не двигались, но она вышла на сцену. Помимо того, что Селезнева талантливейшая актриса, она еще и мужественная женщина.
    - Ваше представление "Русский романс" язык не поворачивается назвать просто концертом. Это настоящий спектакль, где есть интрига и потрясающие актерские диалоги. Откуда такая сыгранность? Наверняка долго репетировали.
    - Репетировали, если можно так сказать, всю нашу совместную жизнь. Я уверен, что Тамара мне ниспослана Всевышним. В "Русском романсе" я отвечаю за музыку и вокал, а Тамара за слово. Но это не исключает того, что она не должна петь. У нее приятного тембра меццо, она музыкальна и пластична.
    - Я неоднократно смотрел вашу дуэтную постановку. Но ни один спектакль не дублирует предыдущий. Вы много импровизируете. Это получается случайно?
    - Любой экспромт - это тщательная подготовка. Мы шлифуем каждое слово, оттачиваем звучание каждой ноты.
    - Многие выступления современных исполнителей романсов я называю концертом ряженых певцом. Вы согласны со мной?
    - Вполне. Ведь на сцене нет живого человека, нет живых страстей. Исполнители думают о вокале, забывая об особенностях человеческого голоса. По своим нюансам, контрастам, интонационным оттенкам голос гораздо богаче и сложнее, чем мы это слышим в обычном вокальном звучании. В зависимости от психологического состояния и характера образа голос может быть и вкрадчивым, и заискивающим, и растроганным, и радостным, и печальным, и торжествующим. Мы за такой подход в исполнении романсов.
    - У вас есть любимые ромасны? - Нелюбимых мы не поем. - В чем же секрет успеха вашего дуэта? - Никаких секретов нет. Мы просто очень хорошо понимаем друг друга. - Тамара Олеговна, Пиаф сказала: "Больше всего в жизни я любила Марселя Сердана (чемпион мира по боксу. - Прим. В.В.) и всю жизнь ждала Тео Сарапо (последний муж Эдит, разница в возрасте с которым 20 лет. - Прим. В.В.).
    - Мне никогда не нравились джентльмены моложе меня. К тому же молодые люди сегодня в большинстве своем циничны, коварны и невежественны. Поэтому Сарапо - это для других женщин. А в моей жизни будет только мой Марсель Сердан - Вадим Козлов, с которым я по-настоящему счастлива.

    Московская правда, 27 Марта 2008

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение