Вера Рабовская

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Вера Рабовская фотографии

Рабовская Вера Абрамовна

17.04.1944 - 07.11.2015

биография

Родилась 17 апреля 1944 года в Свердловске.

Заслуженная артистка РСФСР (2.11.1989).
Народная артистка России (11.10.2001).

Окончила Свердловское театральное училище (педагог - Г.Н. Полежаев).
С 1968 года - актриса Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова.

Преподавала в университете на факультете журналистики сценическую речь.

Ушла из жизни 7 ноября 2015 года.

театральные работы

Аксинья - "Тихий Дон", М.А. Шолохов;
Надежда Монахова - "Варвары", М. Горький;
Анна Андреевна - "Ревизор", Н.В.Гоголь (реж. Олег Ефремов);
Лауренсия - "Браво, Лауренсия!", Н. Птушкина (реж. Наталья Зубкова);
Екатерина Медичи - «Королева Марго»;
Мавра Тарасовна - «Правда хорошо, а счастье – лучше»;
Бабушка - «Деревья умирают стоя», А. Касона;
Софья Ивановна - «Неугомонная»;
Зина - «Мы едем, едем, едем в далекие края»;
Миссис Тэбрет - «Священное пламя», С.Моэм;
Ханума - «Проделки Ханумы», А. Цагарели;
«Шах королеве», Михаил Новаков.

призы и награды

Медаль "За доблестный труд" (1971).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • «Театром бредила с детства»
  • Ставропольским театралам прекрасно знакомо имя старейшей актрисы краевого академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Веры Рабовской. Тридцать девять лет отданные ставропольской сцене не прошли зря. В каждом сезоне она радовала, удивляла, заставляла плакать и смеяться поклонников храма Мельпомены. В этом году театральный сезон открывается спектаклем, где Вера Рабовская играет главную роль. О новой работе и о том, чем живет сейчас актриса, она рассказала корреспонденту «Открытой».

    - Вера Абрамовна вы наверное, с малых лет, актрисой мечтали стать?

    - Я театром бредила с детства - мы с мамой ходили на все постановки свердловского драматического театра, но стать актрисой я не мечтала – такой недоступной казалась мне эта профессия. На всю жизнь запомнился такой эпизод: я провинилась и мама наказала меня – взяла и разорвала билеты на вечерний спектакль. Я так плакала, что родителям ничего не оставалось, как взять и склеить их. А поскольку я ходила на все спектакли, контролеры пропустили меня и по склеенным билетам. А о большой сцене я даже думать боялась, поскольку была очень застенчива.

    - И как же вы побороли природную стеснительность?

    - Меня буквально силком затягивали на всевозможные конкурсы чтецов. Я жутко переживала каждый раз, но все равно выходила на сцену. И, к моему искреннему удивлению, занимала первые места. Однажды я читала отрывок из «Анны Карениной», исполнение так понравилось членам жюри, что меня пригласили записать его на областное радио. Там я и познакомилась с Галиной Ивановной Самокаевой, которая сыграла большую роль в моей судьбе. Она настояла на том, чтобы я пошла в драматическую студию при местном Доме пионеров. И сыграв там несколько ролей, поняла, что очень хочу стать актрисой.

    - Как к этому отнеслись родители?

    - Были категорически против. Я ведь делала успехи в точных науках. Мой школьный учитель по математике советовал папе отдать меня в Уральский политехнический университет. Он был ужасно огорчен, когда узнал, что я пошла в актрисы. Но я настойчиво шла к своей цели, и родители потихоньку смирились.

    - Они имеют отношение к искусству?

    - Никакого, обычные рабочие люди. У моей мамы была сестра Вера, в ее честь меня назвали. Она погибла в юном возрасте, так вот Вера мечтала стать актрисой. Во время войны в Свердловск приезжали в эвакуацию много столичных театров. Вера постоянно их посещала, общалась с актерами, кто-то из них подшутил – сказал: чтобы был хороший чистый звучный голос, нужно есть вазелин. Так она покупала и ела его. Вера играла на гитаре, пела, может, мне ее мечта передалась вместе с именем, не знаю.

    - Сколько ролей вы сыграли, и все ли были любимыми?

    - Я уже сбилась со счету - не менее ста пятидесяти. Мне повезло: у меня было мало нелюбимых ролей. Не важно главная роль или второстепенная - лишь бы был хороший материал. Иногда можно и в небольшой роли блеснуть, а можно и центрального героя вяло сыграть. Плохо, когда артисту режиссеры навязывают один стереотипный образ. В этом плане моя актерская судьба сложилась удачно – режиссеры доверяли исполнять очень разноплановые образы.

    - Когда спектакль снимают из репертуара, трудно расставаться со своим персонажем?

    - Конечно. Говорят же, что роль – это как рождение ребенка. Ты ее вынашиваешь, продумываешь до мелочей. Я таких аналогий не провожу, потому как с ребенком по своей воле редко кто расстается. Ведь с ним тяжело расставаться, даже если он уезжает ненадолго. В душе, в сердце остается след. В нашем небольшом городе репертуар нужно постоянно обновлять, и приходится с какими-то спектаклями с горечью, с болью расставаться.

    - Говорят, для актера счастье, если он в любом возрасте может быть востребован?

    - Это правда. Для любого актера счастье, когда он в течение жизни переходит из одного амплуа в другое. У меня такой переход был. До пенсии я не играла молодых героинь.
    - Вы преподаете в университете на факультете журналистики сценическую речь. На ваш взгляд, это важный предмет для журналиста?

    - Сейчас уже не преподаю, нет сил. Но ко мне приходят многие на дом заниматься. Я вела сценическую речь на телевидении и была просто в ужасе от того, с каким невыносимым говором идут люди в эту профессию. Где, где, а уж на ТВ хорошая речь – главное: ведь слушают ее миллионы.

    - Сейчас много курсов, где обещают за два месяца научить грамотной речи…

    - Выправить речь, научится правильно говорить можно лишь года за четыре каждодневных занятий. Эта целая система упражнений. Речь – это как спорт – нужен постоянный тренинг. Даже я со своим сорокалетним стажем работы на публике, приходя в театр, каждый раз делаю какие-то упражнения по речи. Без разминки невозможно.

    - Я знаю, что во многие спектакли на ставропольской сцене вы вводились ускоренными темпами…

    - Так и было. Однажды заболела актриса, и мне режиссер сказал: если выучишь за ночь роль, введем тебя в спектакль и повысим зарплату. Вводишься за три репетиции – объявляем благодарность. Я выучила десять страниц текста в стихах за одну ночь. Режиссер свое слово сдержал, и зарплату мне повысили.

    - У вас есть кумиры в профессии?

    - У меня были прекрасные учителя, я приехала в Ставрополь в 68-м году, когда театр был в расцвете. Здесь играли великолепные актеры, корифеи Ставропольского театра – народные артисты Советского Союза Михаил Кузнецов, Тамара Беспрозванная, Борис Данильченко, Виктор Фоменко и многие другие А к своим кумирам я бы отнесла Элину Быстрицкую. В молодости в гриме я была на нее очень похожа. Я тоже играла Аксинью в «Тихом Доне» Шолохова. Быстрицкая мне нравится как актриса своей глубиной. Я видела ее на сцене в Малом театре в Москве. Это просто бесподобно. Еще я любила Смоктуновского – необычный актер, интересна его судьба - Смоктуновский сменил множество театров, прежде чем стал такой звездой. Мне рассказывали, что уже в зрелом возрасте его не хотели принимать даже в Норильский театр. Но настоящий талант всегда пробьется.

    - Вы с такой любовью говорите об этих людях…

    - Вообще я обожаю профессию актера. Всегда очень переживаю, когда рассказывают о тяжелых судьбах актрис советского кино. Они блистали, а сейчас доживают последние годы в обшарпанных квартирах. Взять хотя бы кумира советской эпохи Аллу Ларионову – настоящая звезда, красавица. Когда она умерла, в доме не было денег даже на ее похороны. Считаю, что это очень несправедливо, и властям нужно обратить внимание на тяжелое положение артистов.

    - То есть актер должен посвящать все время только театру?

    - А как иначе? Артист должен заниматься только своей работой, а не бегать подрабатывать на свадьбах, елках и днях рождения. Размениваться на какие-то мелочи не стоит. Эта профессия сложная и психологически и физически. Это труд, который занимает всю твою жизнь. Если артист так не считает, то лучше уходить из театра. Актерской профессии нужно отдаваться полностью, тогда что-то получится.

    - Значит, театр – ваша самая большая любовь в жизни…

    - Да. Он спасал меня даже в трудных ситуациях. Никогда бы у меня не было никаких званий и ролей, если бы я не отдавала себя полностью сцене.

    - Семье это никак не мешало?

    - Мешало. Сыну больше времени надо было уделять. Раньше мы часто ездили на гастроли. Он оставался с бабушкой. Ну что ж поделаешь, сама выбрала этот путь.

    - Муж понимал вас?

    - Конечно. У нас с ним не было разногласий на этот счет. К сожалению, он погиб 15 лет назад. Эту трагедию я переживаю до сих пор. После у меня даже не возникало желания снова выйти замуж. Меня устраивает моя одинокая жизнь. Остается много времени для творчества.

    - Среди актеров ходят легенды о ваших котах, насколько они умны, привязаны к вам…

    - Да, я люблю животных. Своего любимца первого кота Леву мы с мужем нашли на кладбище, умирающим от голода. Потом этот котик разъелся до 12 килограммов и прожил со мной 17 лет. После я уже не хотела брать в дом животное, чтобы не предавать память Левы, но директор нашего театра Евгений Луганский подарил мне еще одного котенка. Зовут его Мишка - он весь лохматый и необыкновенно большой и толстый. Когда двигается – вылитый медведь. Мишка с характером, даже мной командует - приходится подстраиваться. Кот знает, надолго я ухожу или нет. Если надолго – то тут же съедает всю еду в тарелке, чтобы я ему еще положила. Мишка и целует меня, и обнимает, в общем, любовь у нас взаимная. (Вера Абрамовна затягивается сигаретой)

    - А курите давно?

    - Я курить-то начала из-за работы. Лет десять назад у меня были персонажи, которые постоянно курили. Вот и пришлось пристраститься к сигаретам для лучшего вхождения в образ.

    - Готовить любите?

    - Очень люблю. Мои беляши и пироги с рыбой знает весь театр. На премьеру обычно всегда их пеку. Как настоящая свердловчанка я прекрасно готовлю уральские пельмени.

    - Может, поделитесь рецептом?

    - Поделюсь. Для хороших пельменей нужно несколько сортов мяса – говядина, свинина и баранина, а фарш сильно разбавлять молоком. Тогда пельмени станут сочными. Вообще готовить нужно в хорошем настроении, тогда все блюда будут вкусными. Приходите, как - нибудь ко мне в гости, тогда и оцените мои кулинарные способности, я вас и с Мишей познакомлю.

    - Обязательно приду!

    - Жду вас после премьеры.

    Элла ДАВЫДОВА

    Открытая газета №38 (224) 27 сентября - 4 октября 2006 г.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение