Людмила Сатосова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Людмила Сатосова фотографии

Сатосова Людмила Ивановна

30.11.1926 - 22.12.2008

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

Родилась 30 ноября 1926 года в Самаре.

Заслуженная артистка РСФСР (1953).
Народная артистка Украинской ССР (1963).

С 15-ти лет работала на конвейере авиационного завода. Потом в 1944 году пришла в студию при эвакуированном в Куйбышев Большом театре. С 1944-го по 1951-й год Людмила Сатосова работала в Куйбышевском оперном театре. Первой большой ролью актрисы стала роль Маруси в оперетте Соловьёва-Седого "Верный друг". Затем последовал целый ряд главных ролей из классического репертуара оперетты ("Сильва", "Марица"), а также роли в спектаклях современного репертуара.
В 1951-м году была приглашена в Свердловский театр оперетты, имевший репутацию лучшего музыкального театра Советского Союза того времени. В Свердловске (ныне - Екатеринбург) дебютирует ролью Виолетты в оперетте Кальмана "Фиалка Монмартра". Из этапных ролей этого периода - роли в опереттах "Голубой гусар", "Весёлая вдова" и знаменитая "Белая акация" И. Дунаевского, где Сатосова исполнила роль Тоськи.

В 1953-м году во время гастролей Свердловского театра оперетты в Москве Людмила Сатосова была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.

В 1960 году приехала в Одессу, где стала играть в театре Музыкальной комедии. За весь период работы, связанный с жанром оперетты, Людмила Сатосова сыграла более двухсот разноплановых ролей. В Одесском театре музкомедии сложился актёрский дуэт - Людмила Сатосова и Семён Крупник. Этот искромётный дуэт радовал одесситов многие годы, в разных спектаклях и проектах. С 1989-го по 1994-й годы Сатосова и Крупник были ведущими актёрами Одесского Муниципального театра «Ришелье». Одна из самых ярких работ этого периода - центральная роль в спектакле «Королева Молдаванки».
Затем в 1996 году новым домом для артистки стал Русский драматический театр им. А. Иванова.

Скончалась на 83-м году жизни 22 декабря 2008 года.
Ее прощальным спектаклем стал «Аккомпаниатор», сыгранный ею за два дня до смерти.

Супруг - артист оперетты Виктор Эгин.

театральные работы

Куйбышевский оперный театр:
«Верный друг» В. Соловьева-Седого - Маруся
«Принцесса цирка»
«Сильва»
«Марица»
«Кето и Котэ» - Барбара
«Цыганский барон» - Арсена


Свердловский театр оперетты:
«Фиалка Монмартра» И.Кальмана - Виолетта
«Цыганский барон» И.Штрауса - Мирабелла
«Голубой гусар» Рахманова - Шура Азарова
«Весёлая вдова»
«Белая акация» И.Дунаевского - Тоська

Одесский театр музыкальной комедии:
«Белая акация» И.Дунаевского - Лариса
«Севастопольский вальс» - Любаша
«Моя прекрасная леди» Лоу - Элиза Дулитл
«Королева чардаша» - Сильва
«Проделки Ханумы» Канчели - Ханума
«Кин» - Анна
«На рассвете» - Жанна Лябурб
«Четверо с улицы Жанны»
«У родного причала»
«Целуй меня, Кэт»

Дениза («Мадемуазель Нитуш» Эрве)
Фраскита («Фраскита» Легара)
Чанита («Поцелуй Чаниты» Милютина)

Театр «Ришелье»:
«Королева Молдаванки»
«Тихо! Ша! Мы едем в США!»
«Кабаре Бени Крика»
«Таланты и полковники»

Русский драматический театр им. А. Иванова:
«Дилижанс из Руана» («Пышка» Мопассана) - графиня де Бревиль
«Странный этот мсье Жак» - Герцогиня
«Амурные баталии времён князя Потёмкина» - Екатерина Вторая
«В нашем милом королевстве (Тень)» Е. Шварца - Юлия Джули
«Вий» Н. Гоголя - Хавронья
«Аккомпаниатор» А. Галина - Светлана Васильевна Сверчкова
«Анна Каренина» Л. Толстого - графиня Вронская
«Квартет» - Сессил Робсон
«Закат» И. Бабеля - морячка

театр

фотографии

публикации

  • Я была в ужасе от одесского диалекта
  • Народной артистке Украины Людмиле Ивановне Сатосовой - семьдесят. Невероятно. Своего возраста примадонна оперетты совершенно не скрывает. А что скрывать? Гордиться надо тем, что в своем возрасте сохраняет она и привлекательность, и молодость души. Более того, умудрилась стать дебютанткой. На сцене Одесского театра русской драмы имени А. Иванова Сатосова дебютировала в мюзикле "Дилижанс из Руана" по Мопассану. В этом же театре и отметила свой юбилей, а не в оперетте, которой отдала десятилетия, и не в театре "Ришелье", где работала последние шесть лет - увы, муниципалитет сейчас не может содержать свою труппу.

    Если подводить итоги, то они впечатляющи: пятьдесят два года на сцене, более двухсот ролей. Первую роль Серполетты в оперетте Планкетта "Корневильские колокола" Людмила Ивановна сыграла, учась в Куйбышевской театральной студии при оперном театре. Да, странно признавать, что артистка, чей образ у тысяч зрителей ассоциировался именно с Одессой, не родилась в нашем городе...
    - Когда я поступила в студню, - рассказывает Людмила Ивановна, - это был учебный коллектив при эвакуированном в Куйбышев Большом театре. И среди тех, кто давал мне на вступительных экзаменах "путевку в жизнь", был Иван Семенович Козловский. Через девять лет мы встретились с ним на гастролях, я тогда была уже артисткой, и выяснилось, что он меня не забыл. Многое в моей судьбе определил случай. Я ведь после смерти отца в 1941 году жила очень тяжело, училась в школе, работала с пятнадцати лет по четыре часа в день на конвейере эвакуированного авиационного завода. Прямо с конвейера самолеты шли на фронт... И пришла я на приемные экзамены в студию - сидят Козловский, Максакова, наша куйбышевская певица Наталья Шпиллер. Спела я "Соловья" Алябьева, и была принята. Учили нас прекрасные педагоги. Голос мой не уродовали, оказалось, что у меня он поставлен от природы. С концертмейстером учили партии Лизы, Маргариты, Виолетты - я окончила два отделения студии, и оперное, и опереточное. Вот на этих партиях я и выровняла себе голос. И Серполетту получила потому, что партия эта трудная, была "по голосу" только мне.

    Так при чем же здесь случай? Артистическая судьба юной Люси Сатосовой была предопределена. Отец будущей примадонны работал в Куйбышевском отделении Госбанка, выдавал зарплату всему коллективу местной оперетты и исправно получал контрамарки на спектакли. Детей, в общем-то, на вечерние спектакли не допускали, и белоголовая Люся старалась лишний раз не высовываться из ложи. В пять лет она уже обладала ценнейшим зрительским опытом, нечего и говорить о том, что постоянно пела из разных оперетт. С замиранием сердца следила за игрой комика Нальского, каскадной артистки Галины Мар и других мастеров. Так что чувство стиля и понимание секретов жанра у Людмилы Ивановны в крови. Этим пользуются молодые актрисы, которые прекрасно знают: если "мама Люся" считает, что "вот этот цветочек - не туда", то можно доверяться смело.

    Окончив студию, Людмила Сатосова поступила на сцену Куйбышевской оперетты, играла рядом со своими кумирами детских впечатлений. Начались роли юных субреток: Стасси, Яринка, Адель... Пела актриса и героинь, а в девятнадцать лет ухитрилась сыграть даже старую сваху Барбару ("Кето и Котэ"). В роли Арсены ("Цыганский барон") была не только неотразима в великолепии юной красоты, в облаке белокурых волос - брала верхнее ми-бемоль, чем доводила зал до экстаза.

    Особые воспоминания связаны у Людмилы Ивановны со Свердловской опереттой, где играли многие ссыльные актеры (их судьбы она вспомнит потом во время работы в спектакле театра "Ришелье" "Таланты и полковники"). Это были природные, не опереточные князья Кугушев и Коринтели, концертмейстер, "настоящая смолянка", обучавшая актрис искусству носить перчатки и языку веера. Молодая артистка играет и молдаванку Марийку ("Марийкино счастье"), и грузинку Маринэ, и чеченку Агунду... Поет в "Сильве", в "Фиалке Монмартра" - да что там говорить, переиграла все венские оперетты, все мюзиклы н все советские образцы жанра, причем не в одной роли, не в одной постановке.

    - Оскар Фельцман знает меня с восемнадцати лет. Все оперетты Дунаевского и Шостаковича были мной перепеты. Каждая роль дорога. Вы говорите, что многие советские оперетты были надуманны? Для меня был интересен любой сюжет, любая роль. В забытом сейчас спектакле "Мы большие друзья" играла некую Музу, студентку-интриганку. Это была моя первая роль стервы - такое не забывается!

    В жизни стервой она никогда не была. Ее любили всегда, в любом театральном коллективе - за бесконфликтность, доброжелательность, дисциплинированность. Людмила Сатосова вышла замуж за товарища по сцене, кумира свердловчанок (а потом и одесситок) Виктора Эгина. Родился сын Саша. Забегая вперед, скажу, что внучка Люся - внешняя копия и предмет особых забот Людмилы Ивановны.

    - Переехав в Одессу ради перемены климата, в чем мое здоровье очень нуждалось, я пришла в ужас от одесского диалекта. Ведь я привыкла к общению с князьями и смолянками. А потом привыкла к говору одесситов, и сама теперь уже так говорю.

    Началось знакомство с нашим городом весьма драматически. Неизвестный (предполагается, что он был поклонником одной из тогдашних одесских примадонн) угрожал Людмиле Ивановне в письмах и по телефону, даже стрелял однажды в ее квартиру, которая тогда была на Дерибасовской. Ужасно? Конечно. Но и прекрасно в то же время. Где они, те нынешние актрисы, которым можно так сопереживать, что поднимать винтовку на их конкуренток? Конечно, коллега Сатосовой не желала ей зла, просто ее искусство пришлось по душе одесскому бандиту, который и вел себя соответственно.

    Сатосова вошла в спектакль "Белая акация" на роль Ларисы (в Свердловске она уже играла Тоську). Сыграла она ее как девушку не злую и не коварную, просто кокетливую, легкомысленную - истинную одесситку. "На рассвете", "Четверо с улицы Жанны", "У родного причала", "Сердце балтийца", "Агент ОО", "Целуй меня, Кэт" - все это этапные роли, с каждой связаны интересные истории. Режиссеры Матвей Ошеровский, Эдуард Митницкий, Изакин Гриншпун - актриса благодарна судьбе эа работу с ними.

    В пятьдесят лет Людмила Сатосова в последний раз вышла в роли Элизы Дулиттл ("Моя прекрасная леди" Фридерика Лоу). И передала роль Галине Жадушкиной. Не потому, что не могла ее играть и дальше или выглядела недостаточно молодой. Считала долгом позаботиться о младшей коллеге. Сейчас Людмила Ивановна передает секреты мастерства Ольге Оганезовой, проводит с ней читки ролей, дает советы касательно поведения на сцене и внешнего облика. Считает, что у Ольги большое будущее, называет ее ласково "Оганезкой".

    После ухода из Одесской оперетты ("Ну не могла я в десятый раз играть в "Сильве" или "Марице", надоело мне!'') Людмила Ивановна вместе со своим многолетним партнером, народным артистом Семеном Крупником, стала душой и центром театра "Ришелье". Стала работать с режиссером Юлием Гриншпуном, чей талант высоко ценит, и горячо защищает от непонимания или критики. В спектаклях по пьесам одесских драматургов Георгия Голубенко, Леонида Сущенко и Валерия Хаита ей пришлось играть совершенно новые роли, самая яркая из которых - центральная роль в "Королеве Молдаванки, или Нашем ответе Президенту". Сейчас в русском театре она - графиня де Бревиль, а скоро сыграет Манефу в "Мудреце" по Островскому, начиная таким образом новую, безумно интересную страницу своей актерской биографии.

    Ее кумиры, Любовь Орлова и Марика Рокк, точно так же не сдавались прожитым годам. И нет смысла сдаваться - в нашем обществе народная артистка обречена существовать на пенсию в 49 гривеней 50 копеек. Вот цифра, логически завершающая ряд других: семьдесят лет жизни, пятьдесят два года на сцене, двести ролей, тысячи и миллионы восхищенных зрителей...

    Мария ГУДЫМА

    "ВСЕМИРНЫЕ ОДЕССКИЕ НОВОСТИ"
    № 1 (31) 1997

  • И жизнь, и слезы, и любовь...
  • Народная артистка Украины Людмила САТОСОВА: «Меня хотели убрать, и кто-то стрелял в окно моей квартиры. Пуля задела ухо сына, игравшего на фортепиано»

    На 83 году жизни скончалась знаменитая примадонна Одесской музкомедии. Последнее интервью она дала «Бульвару Гордона»

    На протяжении многих лет Сатосова была примой прославленной Одесской музкомедии, а в середине 90-х перешла в муниципальный театр «Ришелье». Вернее, как иронично уточняет Людмила Ивановна, ее туда «ушли». Очередным пристанищем для актрисы стал Русский драматический театр, тем не менее на сцену она выходила редко. «Ролей не дают, говорят, что возраст не позволяет, хотя у меня остался и голос, и волос...» — грустно вздыхала «мама Люся» — так актрису называют ее ученики.

    Среди множества реликвий в активе Людмилы Ивановны потертая, пожелтевшая от времени телеграмма от Райкина: «Люся, вышла Целиковская, ну что я могу сделать, извини». Дело в том, что однажды (55 лет назад) на гастролях в Сочи к Сатосовой подошел Аркадий Исаакович и пригласил на съемки фильма «Мы с вами где-то встречались», потому что исполнительница главной роли Людмила Целиковская заболела. Правда, узнав о молоденькой симпатичной замене, вдруг в одночасье выздоровела и примчалась на съемочную площадку. Кинодебюта не состоялось, а подлинным призванием Сатосовой стал театр.

    Последние годы Людмила Ивановна сильно болела: страдала аритмией, пережила два инсульта, но, несмотря на недуги, очень хотела играть... Ее похоронили в Одессе на Таировском кладбище рядом с могилой матери и мужа — знаменитого актера Виктора Эгина.

    «В СТУДИЮ БОЛЬШОГО ТЕАТРА МЕНЯ ПРИВЕЛ ЗНАМЕНИТЫЙ АВИАКОНСТРУКТОР ТУПОЛЕВ»

    — Людмила Ивановна, я знаю, что в театр вы начали ходить в четырехлетнем возрасте, хотя даже ТЮЗ посещать было еще рановато.

    — Мой папа работал кассиром в Куйбышевском отделении Госбанка и выдавал зарплату коллективу оперетты, находящейся по соседству. Артисты в знак признательности давали ему бесплатные билеты, которым больше всего радовалась я. В довоенные годы детям запрещалось посещать вечерние спектакли, но ни для кого не было секретом, что я, спрятавшись в ложе, получаю свой первый зрительский опыт...

    — ...а быть может, и петь учитесь. Только вот не было ни кастингов, ни конкурсов, ни «фабрик», чтобы продемонстрировать свои способности.

    — Свои вокальные данные я впервые показала в 15 лет на авиационном заводе, где работала в военные годы. Укладывала на конвейере боеприпасы в ящики и на весь цех пела арии из разных оперетт. Там меня и услышал знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев. «Значит, так, белобрыска, одевайся поприличнее, пойдем в Большой театр. У них студия открылась, теперь будешь учиться», — скомандовал он. Но мне и надеть-то было нечего, поэтому на месткоме было решено найти для меня наряд среди присланных американских подарков.

    На экзамены мы опоздали. Туполев стал очень просить педагогов послушать меня, и ему не смогли отказать. К выступлению я не готовилась, просто вышла и, не зная нот, великолепно исполнила «Соловья» Алябьева, услышанного по радио. В жюри сидели такие корифеи, как Козловский, Максакова, Барсова, Шумская, Шпиллер. «Как ты могла выучить самостоятельно такой сложный материал, не сделав ни одной помарочки? Ну и слух у тебя, лахмушка, моя!» — разводил руками изумленный Козловский. Конечно, меня приняли.

    — С 1951-го по 1960 год вы работали в Свердловском театре. А почему его негласно называли ссыльным?

    — Всех актеров, неудачно пошутивших в сторону правительства, высылали в оперетту. Среди них и бывшие князья, и графини, так что меня обучали не только ремеслу, но и культуре. Вообще, театр подарил мне много счастливых минут, это здесь я познакомилась со своим Витенькой! (Восходящая звезда оперетты Людмила Сатосова вышла замуж за коренного москвича, партнера по сцене Виктора Эгина. Влюбленных не остановило даже то, что в Куйбышеве Людмилу ждал жених актер Роман Пружанский. С ним она встретится спустя много лет на гастролях в Израиле, куда вместе со своей женой он уехал на ПМЖ. — Авт.).

    — Как вы умудрились стать заслуженной артисткой РСФСР в 26 лет, если по традиции это звание присваивали не раньше 40-ка?

    — Тогда это было огромной редкостью. Как сейчас помню, мы были в Сочи на гастролях, все друг друга поздравляли с праздником — днем Октябрьской революции. Меня кто-то спрашивает: «Люсь, а ты знаешь, почему тебя поздравляют?! Ты же звание получила!». От неожиданности я в обморок упала. Потом мне рассказали, что документы подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ефремович Ворошилов. «А ты думала, кто за занавеской в ложе сидит и за тобой наблюдает?».


    «ВОДЯНОЙ ОЧЕНЬ ХОТЕЛ СТАТЬ ДИРЕКТОРОМ МУЗКОМЕДИИ И ИЗГНАЛ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ»

    — Почему, несмотря на феерический, головокружительный успех на свердловской сцене, где перепеты все венские оперетты и мюзиклы, вы переехали в Одессу?

    — У меня начались проблемы со здоровьем — разыгрался хронический бронхит, доктора советовали немедленно сменить климат. А в Сочи ко мне подошел уже тогда знаменитый Михаил Водяной: «Мы хотим пригласить вас к нам в одесский театр». Я согласилась.

    В Одессу, утопающую в зелени, влюбилась сразу — роскошная архитектура, неповторимый Оперный театр, красивейшие Приморский и Французский бульвары, живописные улочки, теплое море, в общем, климат мне подошел, но я была просто в ужасе от одесского диалекта. А потом восприняла специфический говор просто как должное и прекрасно играла колоритных одесситок. Только вот не все одесситы были гостеприимны и доброжелательны. Мы жили на Дерибасовской, когда кто-то из поклонников других тогдашних одесских кумиров поздним вечером стрелял в окно моей квартиры. Меня попросту убрать хотели. Пуля задела ухо сына, игравшего на фортепиано.

    — Мне приходилось слышать разные отзывы о Михаиле Водяном. Каким он был партнером на сцене?

    — Сложным (задумчиво), трудным и в то же время милым человеком. У нас с ним отношения всегда были хорошие, вместе переиграли так много ролей. Миша с Марой (народная артистка Украины Маргарита Демина, жена Водяного. — Авт.) к нам всегда в гости приходили, мы дружили семьями и жили на одной улице: они на Карла Маркса — Дерибасовской, а мы с Витей — на Карла Маркса — Ярославской.

    — Собираясь вместе, вы обсуждали последние театральные премьеры или, может, новые роли репетировали?

    — Мы веселились, шутили, пели хулиганские песни, анекдоты травили. Водяной, который очень любил вкусно покушать, всегда подчеркивал, что лучше моего Вити никто не готовит. Он обожал угоститься и фаршированной, и заливной рыбой.

    — А чем он с супругой вас потчевал? Может, шейку фаршировали или одесские биточки жарили?

    — Нет, что вы! Мы никогда не бывали у них в гостях, нас ни разу не приглашали.

    — Почему?

    — Они объясняли это тем, что ничего не умеют готовить, а позориться им незачем. Хотя, знаете, один раз я все-таки случайно побывала в квартире у Водяного — нужно было передать какую-то пьесу.

    — Поговаривают, будто король оперетты был сказочно богат...

    — Неправда! Никакой вычурности и роскоши. Между прочим, мебель Миша себе приобрел, когда увидел нашу, привезенную из Москвы. Но квартира действительно была огромная...

    — В 1957 году Водяной стал заслуженным, а в 1964 году — народным артистом Украины. Прославился он, снявшись в музыкальной кинокомедии «Свадьба в Малиновке», поставленной Андреем Тутышкиным, и имел просто оглушительный успех... А правда, что Водяной буквально подсидел тогдашнего руководителя Одесского театра музыкальной комедии?

    — Да, было дело. Михаила Григорьевича знали и боготворили. Где только не распевали тогда песню «На морском песочке я Марусю встретил», стараясь имитировать голос Водяного! Коронные фразы Попандопуло стали афоризмами: «Это — тебе, это — опять тебе, это — все время тебе...», «Не, я такой фасон не ношу!», «Шо я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяные, хлопцы запряженные». На одесской сцене он сыграл около 150 ролей, поклонницы за ним толпами ходили, а гениальный Леонид Утесов называл его полпредом Одессы в Москве. Но Мише этого показалось мало. Он очень хотел стать директором и худруком музкомедии и добился своего, убрал Матвея Абрамовича Ошеровского.

    — У Водяного были свои взгляды на театр, его развитие? Вы с ним часто спорили или его мнение считалось единственно верным?

    — (Вздыхает). Да, он совсем иначе руководил. Понимаете, актеру редко удается совместить административную должность и творчество, поэтому я все время пыталась его отговорить от этой затеи, объяснить, что он артист, а не начальник. Постоянно твердила: «Миша, ну, посмотри, ведь ты, как помойное ведро, как горшок ночной: к тебе все идут с различными жалобами и просьбами. Зачем это нужно? На тебе негатив отрицательно сказывается». Я думаю, директорство его и погубило.

    — Людмила Ивановна, давайте вернемся к тому, как Водяному все-таки удалось встать во главе театра. Насколько мне известно, в 1977-м группа артистов, заручившись поддержкой свыше, подготовила партсобрание. Заговорщики думали, что Ошеровский будет сопротивляться, доказывать свою правоту, а он сказал: «Мне вас жалко. Я уйду, а вы остаетесь». Встал и вышел. Водяной прокричал вдогонку: «Вы посмотрите, он повернулся к нам своим толстым задом — вот весь его характер!».

    — В том собрании я не участвовала, в худсовете не состояла, потому что не поддерживала Мишу. Он прекрасно знал, что я никогда не вмешивалась в подобные дела, меня интересовало только творчество. А Ошеровского очень жаль: он отличные спектакли ставил для своего звездного ученика Миши Водяного, который впоследствии изгнал своего учителя из театра. Конечно, обидно...

    — Матвей Абрамович сразу уехал в Москву, где до сих пор живет и работает, а из родной Одессы все шли чудовищные анонимки.

    — Ах, нет (качает головой), я в этом не участвовала и даже не знала о подобном. Мы с ним и его женой Галей — коих я, между прочим, и познакомила — остались в прекрасных и самых теплых отношениях. Недавно они приезжали в Одессу, мы встретились прямо на сцене и разрыдались втроем...


    «Я НИКОГДА НЕ БЫЛА ТЩЕСЛАВНОЙ»

    — В 1976 году Водяной — первый из артистов «легкого» жанра! — получил звание народного артиста СССР. Как ему это удалось?

    — (Шепотом). У него хороший друг в отделе культуры работал каким-то начальником, так что даже не знаю. Кстати, я вместе с Мишей должна была получить тогда звание народной СССР, но он помешал, и мне выдали только орден.

    — И вы после этого продолжали дружить, не держали на него зла?

    — А зачем обижаться? Кому нужны эти звания? Я в отличие от Водяного никогда не была тщеславной.

    — Но народные СССР всегда пользовались привилегиями, и зарплата полагалась повышенная.

    — Да, я получала две с половиной тысячи рублей, а он — три тысячи, потому что отмечен высшим знаком отличия. Зато я стала получать надбавку за свой орден, когда вышла на пенсию.

    — При директорстве Водяного было построено современное здание музкомедии на Французском бульваре. Ходили слухи, что власти заставляли Михаила Григорьевича подписать акт приемки, хотя новостройка изобиловала недоделками. Якобы это стало причиной его очередного инфаркта и гибели...

    — Имя Водяного, как и всякого знаменитого человека, было окутано ореолом всевозможных сплетен и слухов. Конечно, Миша приложил много стараний, чтобы выбить средства, добиться выделения хорошего участка под театр. Не случайно сегодня одесская музкомедия носит имя Водяного. Но я не переставала повторять, что в новой, чуждой его духу должности, он угробит себя. Так и случилось — в роли директора проработал всего лишь четыре года.

    Мы попрощались с ним на спектакле «Поздняя серенада». Был аншлаг. Я играла его супругу, а Мара — маму. Вообще, публика часто ошибочно думала, что я жена Миши Водяного (смеется). Вдруг во время спектакля Миша тихонечко шепчет мне на ухо: «Люська, я что-то плохо себя чувствую, подойди в мою уборную, вынеси лекарства, я их забыл. Только, пожалуйста, чтобы Мара не видела и не догадалась».

    Зашла за кулисы, нашла... Не помню, как этот препарат называется, — от боли в сердце. Мара заметила меня, забеспокоилась, начала расспрашивать. Пришлось придумывать, что Миша якобы забыл роль. Она взволнованно покачала головой — наверное, почувствовала, что обманываю. Водяной таблетки незаметно выпил прямо на сцене. Потом мы собирались в круиз по Черному морю, но я с мужем уехала раньше, а Миша остался в День города выступать на стадионе. Они с Марой должны были присоединиться к нам позже...

    Смерть этого жизнерадостного человека стала настоящей трагедией для всей страны. Плакали все — от мала до велика... Овдовевшая Мара тяжело перенесла эту утрату, и опереться ей было, в общем-то, не на кого: детей у них с Мишей не было. Каждый раз, играя в спектакле «Бал в честь Короля», поставленном в 1992 году в память о Михаиле Водяном, она переживала горе заново...

    В феврале 1999 года, несмотря на плохое самочувствие, Маргарита Демина отказалась отменить мемориальный спектакль и вышла на сцену, правда, попросила партнера поддержать ее. Домой актрису проводила поклонница. Мара умерла в кресле перед портретом мужа с телефонной трубкой в руках. (Как просила Демина, ее прах покоится в одной могиле с Михаилом Водяным. — Авт.).

    — Сейчас оперетта утратила былую популярность. А когда-то попасть туда на премьеру, особенно если в спектакле играл Водяной, было практически невозможно. Как вы думаете, в чем все-таки заключался его феномен?

    — Наверное, в ролях. Его герои: Яшка Буксир, Попандопуло, Мишка Япончик — соответствовали огульным представлениям об одессите, хотя сам Водяной — уроженец Харькова. Миша был сдержанным и элегантным актером. Помню, как делал мне замечания, что я пляшу слишком темпераментно. Он же танцевал одной ногой, не любил растрачивать энергию и берег свои силы: «Уймись, мать, нас и так хорошо принимают». Хотя не исключено, что уже тогда он знал о своих проблемах со здоровьем.

    Конечно, Водяной был талантливым человеком, но самостоятельно не мог приготовить ни одной роли. С ним занимался или мой муж (актер Виктор Эгин умер несколько лет назад. — Авт.), или Матвей Ошеровский, на которого он, откровенно говоря, накакал... Но все-таки в нем определенно была какая-то изюминка.

    Яна КОВАЛЬСКАЯ Специально для «Бульвара Гордона»

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение