Сергей Балашов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Сергей Балашов фотография

Балашов Сергей Михайлович

14.03.1903 - 19.12.1989

биография

1 (14) марта 1903, Москва - 19 декабря 1989, Москва

Русский советский артист эстрады и театра.
Мастер художественного слова.

Заслуженный артист РСФСР (1942).
Народный артист РСФСР (1956).

Учился в Пермской драматической студии. Профессиональную творческую деятельность начал в 1923 году как
драматический актёр. Играл в театрах Перми, Вятки, Уфы, Тюмени, в Ленинградском Большом драматическом театре.
С 1931 года работал на эстраде. В начале 1930-х в рамках деятельности труппы Государственного агитационного театра в Москве и ее гастрольных поездок по стране выступал исполнителем литературных монтажей «Турксиб» (1931), «ЧТЗ» (1933). Для его манеры общения с разлтчными аудиториями была характерна подчеркнутая публицистичность, опиравшаяся на отточенные ораторские приемы, позволявшие ему выстраивать своеобразные цепи импровизационно-пластических зарисовок. Характерность такой подачи материала выделяла Балашова из числа его коллег – московских чтецов, позволяла ему выигрышно актуализировать результаты своего творческого труда – продуманных композиций литературных произведений. В 1939–1940 гг. ему удалось весьма выразительно прочесть с эстрады свежий ром. А.Г.Малышкина «Люди из захолустья», слить воедино поэмы В.В.Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо». В военую и послевоенную пору он создал из них несколько программ: «Сердце с правдой вдвоем», «Я волком бы выгрыз бюрократизм», «Владимир Маяковский о времени и о себе». Балашову удавалось красноречиво выявлять пафос и иронию стихов Маяковского. С успехом выступал на столичной и провинциальных сценах с композициями по «Шинели» Н.В.Гоголя и «Гамлету» У.Шекспира. В 1947 году пресса положительно оценила представленные им московской публике композиции стихов Низами. Нередко выступал в печати со статьями о творчестве советских писателей, с рецензиями на эстрадные программы. С годами все более тяготел к расширению своего чтецкого репертуара за счет произведений современных отечественных поэтов – В. Луговского, И. Сельвинского, Н. Тихонова, С. Маршака, А. Твардовского, К. Симонова.
С 1954 выступает с вечерами "Театр одного актёра", сочетая в них художественное чтение с элементами театрального представления, с аксессуарами театрального костюма, реквизита, музыкой.
В 1970-е, когда он сотрудничал с московской филармонией и активно выступал в столичных залах, в сферу интересов мастера вошла и работа над поэтическими шедеврами С.А.Есенина и Б.Л.Пастернака, которым он прежде, по его собственному признанию, уделял недостаточно времени.

театр

фотографии

публикации

  • Годы неутомимого творческого труда, поисков, вдохновения отдал искусству художественного слова Сергей Михайлович Балашов, замечательный артист и большой, тонкий художник, создатель оригинального жанра — «театра одного актера».

    Имя Сергея Балашова в представлении миллионов слушателей во всех концах необъятной нашей страны связано прежде всего с творчеством Владимира Маяковского. Это он, Сергей Балашов, актер-фронтовик, в годы войны приобрел на свои сбережения танк и подарил его советским воинам, делом закрепив боевое слово поэта в смертельных схватках с врагом...

    Да, это он, Сергей Балашов, дал «театру одного актера» такую многообразную и славную жизнь в советском искусстве: страницы бессмертных шедевров Шекспира, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Маяковского, Шолохова оживали на сцене этого необыкновенного театра, который я бы еще назвал театром большой мысли.

    Да, именно большая мысль, боевой пафос современности в соеди¬нении с великолепным, глубоким осмысленным актерским искусством являются необходимой и главной основой театра, созданного Балашовым. В этом органическом слиянии и кроется секрет огромного воздействия актера на массы, секрет его популярности.

    Актер такого театра перестает быть просто исполнителем: вместе с автором он становится бойцом, мыслителем, властителем дум. Приобщая к прекрасному, приобщать к высокому, передовому — в этом видит он высокую социальную цель своего искусства, свой долг художника-гражданина, художника-трибуна.

    В репертуаре Балашова — героика, трагедия, драма, публицистика, сатира...

    И вот Сергей Есенин! Неповторимый русский лирик... В его книгах перед читателем открывается солнечная россыпь изумительных стихотворений и поэм. Что отобрать для новой программы? Хочется и это, и это... А всего не возьмешь!

    Балашов не пошел по пути простого концертного «нанизывания» популярных произведений. Он создал единый литературный спектакль, спектакль лирический и романтический, стройный, многозвучный, где голос актера и пластическое решение образа нераздельны...

    Властно звучит основной аккорд есенинской лиры — грусть, тревожные раздумья о судьбе…

    Однако еще более, неизмеримо более, чем собственная судьба, заботит поэта огневая, вихревая судьба Родины — России, идущей к новой жизни...

    Строки о матери. Обычные слова, но таково уж, видимо, колдовство подлинной поэзии, что слова эти как бы сами собой складываются в светлую, сердечную песню:

    Милая, добрая, старая, нежная...

    Балашов произносит их с большими паузами, наделяя каждое слово зарядом огромной эмоциональной силы. И удивительное дело, интонация ниспадающая, голос все тише, а песнь любви к материвсе громче, все выше, все ощутимей и пронзительней!

    Звучат стихи широко известные, знаменитые, шедевры есенинской лирики: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Несказанное, синее, нежное...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся...», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый,,,» Но мы воспринимаем их уже не как отдельные произведения (хотя отлично помним, что на страницах изданий это выглядит именно так); перед нами — исповедь души, вся жизнь поэта, жизнь, полная внутреннего горения, больших противоречий, большой любви... Композиция Балашова углубляет эту мысль.

    Многое испытав, постранствовав по свету, Есенин возвращается к себе на родину, в деревню. «Я иду долиной, на затылке кепи» (стихи замечательные, трепетные, непростые), «Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка...» — он как бы слегка посмеивается над собой, но не забывает при этом о своем главном призвании. И дальше, как бы не в силах справиться с нахлынувшим: «К черту я сниманию свой ко¬стюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу...» Эти строки Балашов произносит не только с искренней радостью, но и с горячим, нарастающим волнением:

    «Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

    Памятью деревни я ль не дорожу?»

    И мы видим Есенина! Видим! Будто рядом с ним идем по утренней траве. И, как и он, гордимся глубокой связью с родной землей. Всю гамму душевных красок, где есть и радость, и легкая стыдливость, и гордость, и любовь, и азарт, и восторг, и юмор, бережно и точно воссоздает Балашов.

    Так же, как и с родной землей, поэт кровно связан с судьбой народа. Эта мысль неотступна, она несет ему новые духовные токи, но¬вые прозрения, явственно прозвучав в «Письме к женщине» — одном из прекраснейших образцов слияния гражданской и интимной лирики. «Теперь в советской стороне я самый яростный попутчик», «За знамя вольности и светлого труда готов идти хоть до Ламанша». В композиции Балашова эти стихи обрели подчеркнуто важное место.

    В неразрывном сплаве духовного прозрения Есенина — от гнетущего одиночества к свету большой идеи, от родимых проселков к гулу новой жизни, охватывающему всю страну, от старого к новому — с особой силой воспринимаешь его стихотворение, которое звучит как заклинание:

    Полевая Россия! Довольно

    Волочиться сохой по полям!

    Нищету твою видеть больно

    И березам и тополям.

    Как венец самой светлой темы творчества поэта, звучит слово Есенина о «Капитане земли», о Ленине. И с особенным значением строки: «Я счастлив тем, что сумрачной порою одними чувствами я с ним дышал и жил». Так кончается композиция Сергея Балашова.

    На последней стороне второй пластинки еще несколько произведений поэта; среди них — поэма «Черный человек», которая звучит в исполнении артиста как символ непреодолённой драмы, свершившейся трагедии. Поэма исполнена с потрясающей психологической глубиной, точностью, блеском. А рядом с ней — стихи о Пушкине - заключительный звонкий аккорд, как бы выводящий Есенина в бессмертие. И вместе с тем — достойное завершение этой записи — большого творческого труда народного артиста Сергея Балашова.

    Владимир Котов

    МИХАИЛ БАЛАШОВ

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение