Алексей Малышев

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Алексей Малышев фотографии

Малышев Алексей Александрович

27.03.1929 - 31.08.2020

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

27 марта 1929 - 31 августа 2020, Тула

Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.07.1980).

Окончил школу-студию МХАТ в 1957 (курс В.О.Топоркова).

Работал в Новосибирском театра "Красный факел".
Был главным режиссером Ставропольского театра драмы, режиссером-постановщиком Тульского академического театра драмы им. М. Горького.

Супруга - заслуженная артистка Российской Федерации Елена Павловна Попенко (Малышева).

театральные работы

«Деревья умирают стоя» А. Касона

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Театр – единственный и любимый
  • Наш сегодняшний собеседник в особых представлениях не нуждается: несмотря на то, что вот уже около трех лет он находится на заслуженном отдыхе, его хорошо помнят и уважают в крае. Потому что он очень много сделал для культуры края, в частности, для развития театрального искусства.

    Около двадцати лет на посту художественного руководителя Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова вместили в себя огромную массу творческих, организационных, человеческих поступков, сделав неотделимым от истории театра имя заслуженного деятеля искусств РФ Алексея Малышева. Последние месяцы Алексей Александрович, проживающий ныне в Туле, работал в своем родном коллективе, и сегодня на ставропольской сцене состоится премьера его постановки «Круг» по пьесе С. Моэма. Конечно, было интересно узнать и о том, как живется ему вдали от Ставрополя, и мнение мэтра о сегодняшнем дне театра, и о новой его работе.
    – Алексей Александрович, хоть вы сейчас формально далеки от Ставрополя, но мне кажется, наш театр по-прежнему остается для вас очень дорогим, близким, по сути – вашим ребенком, о котором продолжает болеть душа…
    – Вы все совершенно точно сказали! Знаете, я ведь до сих пор, читая какую-то пьесу, прежде всего думаю – а как бы я это поставил в Ставрополе… Связи с коллективом не теряю, мне часто звонят коллеги, пишут, я в курсе всех дел театра, который, конечно, считаю родным. С радостью откликнулся на приглашение сделать здесь спектакль. Но, честно говоря, ощущение у меня грустное, беспокоит завтрашний день театра. Коллектив пережил несколько лет своего рода безвременья, которые, конечно, оставили неприятный отзвук и в самом театре, и даже вокруг него. Но речь не об этом, а именно о дальнейшей судьбе дорогого моему сердцу театра. Если посмотреть на общероссийскую ситуацию, станет очевидно, что в провинции театр сегодня брошен. Попытки проведения каких-то околостоличных тусовок нельзя же назвать театральным процессом. А министерство абсолютно не занимается проблемами театров, с кадрами самая настоящая катастрофа, особенно с режиссерскими.
    – Да, мы тоже это видим на примере нашего театра все последние годы, увы…
    – Я убежден, что наше краевое руководство в самое ближайшее время просто обязано предпринять решительные шаги в поиске человека, способного возглавить художественную жизнь театра. Не администратора, а режиссера, творческую личность, который может и поставить спектакль, и духовно объединить вокруг себя коллектив, и увидеть какую-то перспективу театра в целом и отдельного актера. Иначе – деградация, не побоюсь этого слова.
    – Наверное, театру нужно и самому активнее проявлять свою обеспокоенность, не полагаясь на волю чиновников.
    – Да, и я им говорю об этом. Но и власть в регионе должна взять на себя определенную ответственность за театр! Нельзя в этом вопросе ориентироваться на Москву, где обилие всяческих театров на все вкусы, где вообще шире палитра культуры, и человек имеет огромный выбор. Для жителя провинции единственный в городе театр – совсем иное, особенное, уникальное явление. Здесь коммерциализация театра немыслима, она просто превратит его в какую-то прокатную организацию, стряпающую малохудожественные вещи. Для духовной жизни провинции это чрезвычайно опасно. Вот почему я и говорю об ответственности власти. А в коллективе я вижу обеспокоенность, актеры ощущают, по сути, творческий застой, потому что система, построенная главным образом на приглашении постановщиков со стороны, не дает возможности последовательного профессионального роста. Приезжий режиссер, даже очень хороший и талантливый, не видит и не может видеть всей многогранности жизни данного театра, его потенциала, не знает он и местного зрителя. Вот и получается, что выпускаются спектакли если и хорошие, крепкие, то нередко – безадресные, не находящие своего зрителя, таким мне показался, например, спектакль «Король. Дама. Валет» по Набокову. Он не находит отклика в нашей аудитории.
    – То есть нужно режиссеру самому здесь жить, чувствовать пульс города, понимать его людей…
    – Конечно! Ведь сам зритель устанавливает нам эстетическую и интеллектуальную дистанцию между залом и сценой, и ее надо учитывать. Замечательный драматург Вампилов, но все же его герои уж очень привязаны к Сибири, во-первых, и к своему времени, во-вторых. Сегодня нужна иная драматургия, которая бы приподнимала наше восприятие, приносила радость, дарила моменты сопереживания, сочувствия. А все это способен сделать только настоящий художественный руководитель, и театру надо его искать!
    – Собственно, мне кажется, момент еще не упущен, Ставропольский театр находится в достаточно хорошей профессиональной форме.
    – Правильно, в этом я успел убедиться, побывав в ряде провинциальных театров России. В Ставрополе труппа несравнимо выше многих. Здесь еще пока нет того колоссального дефицита кадров, который испытывают в других регионах. Да и новая актерская смена подрастает интересная, есть способные ребята на актерском отделении СГУ, они могут внести свежую струю в жизнь театра, как это было десять лет назад с нашими студийцами, сегодня прочно вошедшими в костяк коллектива.
    – Алексей Александрович, вы сегодня представите свою версию «Круга» Сомерсета Моэма, почему именно эту пьесу вы выбрали, видимо, ваш выбор не случаен?
    – К Моэму я вообще отношусь с большой симпатией за то, что он занимается Че-ло-ве-ка-ми, пытается разгадать загадку взаимоотношений женщины и мужчины, загадку, которую люди веками разгадать не могут, и слава Богу, что не могут! Это одна из основ искусства. Пьеса в чем-то парадоксальная, ироничная, насмешливая, где-то горькая, в ней есть и то, и другое, и третье… И есть исполнители. Вообще-то, мне кажется, приспело время, когда нам всем нужны «простые истории» о нас. Вспомним наших замечательных драматургов, таких, как Арбузов – это целый театр! Недаром во МХАТе недавно поставили его «Годы странствий». Это правильно, потому что там есть то, чего не хватает сегодня: идеалистов и романтиков, мечты не хватает, того, что заставляет человека переносить все сложности, трудности, от чего-то отказываясь, идти к цели, зовущей, заставляющей подниматься над обыденностью. В советской драматургии много есть вещей, которые полезно вспомнить. Люди истосковались о простом, человеческом… Да, сегодня никто не едет за туманом и за запахом тайги.
    – Если и едет, то, в первую очередь, за деньгами, а уж потом…
    – А тогда ехали! Деньги, разумеется, нужны, но далеко не все они могут заменить. Где-то я прочел такую мысль: у России без романтиков нет будущего. Я с этим согласен.
    – Вообще в советском искусстве, не только театральном, было много интересного. Не случайно же, например, сейчас так много поют старых песен. Там есть что взять.
    – Конечно. И хорошо, что есть, и что вспомнилось. Мне бы тоже хотелось поставить такую «простую историю», если меня еще пригласят поработать в родном Ставропольском театре. Ну а сегодня хочется надеяться, что зритель откликнется на Моэма, в спектакль вложено немало творческих усилий и режиссера, и актеров. Мы попытались вслед за драматургом очертить тот круг отношений, в котором мужчина и женщина были бы действительно равны в любви. Ведь пока еще весьма распространен чисто мужской взгляд на любовь, отводящий женщине роль то ли помощника, то ли дополнения к карьере и успеху. Он отводит ей если и важное, то все-таки второстепенное место. Над этим интересно размышлять… И характеры в «Круге» интересные, здесь есть что играть и Наталье Зубковой, и Михаилу Михайлову, и Михаилу Новакову, и Александру Жукову, и Ирине Баранниковой…
    – Вы наверняка успели познакомиться с сегодняшним репертуаром «своего» театра, что бы вы выделили особо?
    – Очень грамотно, со смыслом сделан упомянутый мной спектакль «Король. Дама. Валет», но, как говорил наш учитель Андрей Гончаров, если проблема не лежит в зрительном зале, будет пустой номер... Серьезная работа – «Анна Каренина», хотя есть недочеты и длинноты. В «Священном пламени» меня вообще удивила режиссерская трактовка, на мой взгляд, исказившая драматургическую идею. В целом могу сказать одно: наверное, не нужно делать так уж много спектаклей за сезон.
    – А народ-то ходит!
    – И надо, чтобы ходил. Но я о другом – о соответствии темы, духа спектакля настроениям и ожиданиям людей.
    – Спектакли все, конечно, разные по своему уровню, но, если говорить о личных впечатлениях, каждый раз убеждаешься в том, что в любом случае его «вывозят» все-таки актеры. Получается, на них-то все и держится сегодня в нашем театре.
    – Но эксплуатировать их до бесконечности нельзя. Вот почему все опять сводится к необходимости иметь художественного руководителя. Труппа сравнительно небольшая, постоянная, значит, каждый актер, с одной стороны, не должен примелькаться, а с другой, должен иметь возможность раскрывать разные грани своего дарования.
    – Как вы воспринимаете выбор пьесы «Зойкина квартира», которую предполагается показать под занавес сезона?
    – Толковая вещь. Все-таки это ведь Булгаков! Думаю, может получиться, она перекликается в чем-то с сегодняшним временем, и вообще материал хороший. Что делать, если современные наши драматурги пишут так мало? Может быть, они еще не прочувствовали по-настоящему современного героя. Для сериалов писать проще и выгоднее…
    – Алексей Александрович, каким вы видите будущее Ставропольского театра, вашего родного и любимого?
    – Хочу верить, что, имея по-настоящему талантливых актеров, и не только актеров, но и во всех цехах интересных творческих людей, театр выживет и пойдет дальше, найдя в себе силы преодолеть этот трудный период. Но ему и помочь надо. Тем более если вспомнить, что грядет такая дата – 160 лет со дня основания. Ставропольский театр – старейший на Кавказе и один из старейших в России. Сколько пережито перемен, режимов, общественных формаций. Это же такая история, такие традиции! Это нужно ценить, беречь и развивать.

    Наталья Быкова

    Наталья Быкова

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение