Валерий Хлевинский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Валерий Хлевинский фотографии

Хлевинский Валерий Михайлович

14.11.1943 - 07.01.2021

Фильмография: 55 работ в 55 проектах

биография

14 ноября 1943, Дзержинск, Горьковская область, РСФСР, СССР — 7 января 2021, Москва

Заслуженный артист РСФСР (20.05.1988).
Народный артист РФ (13.03.2002).

Вырос в Дзержинске Горьковской области, с 1958 года жил во Владимире. Его актерская биография началась в этом городе. Сначала это была самодеятельность, затем он посещал драмкружок Владимирского гарнизонного Дома офицеров. Со второго раза поступил в Школу-студию МХАТа (после первой неудачной попытки вернулся во Владимир и полтора сезона работал в городском драмтеатре, год учился в Нижегородском театральном училище, затем три года служил в армии в Москве, в роте почётного караула).

Окончил Школу-студию МХАТ в 1969 году (курс В.П. Маркова) и был принят в труппу Театра «Современник».
С 2001 года - актер МХТ им. А.П. Чехова.
Играл в Театре п/р О. Табакова.

Преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ.

театральные работы

Театр «Современник»:
«Ревизор» Н.В. Гоголя (Осип)
«На дне» М. Горького (Васька Пепел)
«Пигмалион» Б. Шоу (Дуллитл)
«Три товарища» Э.М. Ремарка (Альфонс)
«Крутой маршрут» Е. Гинзбург (Царевский)
«Мурлин Мурло» Н. Коляды (Михаил)
«Виндзорские насмешницы» У. Шекспира (Мистер Пейдж)
«Аномалия» (Хребет)

МХТ им. Чехова:
2002 — «Нули» П. Когоута. Режиссер: Я. Буриан — Руда
2002 — «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева. Режиссер: Р.С. Рантала — Брике
2003 — «Последняя жертва» сценическая редакция Юрия Ерёмина по пьесе А. Н. Островского. Режиссёр: Юрий Ерёмин — Лавр Мироныч Прибытков
2005 — «Белая гвардия» М. А. Булгакова. Режиссёр: Сергей Женовач — Гетман Всея Украины
2004 — «Кошки-мышки» Иштвана Эркеня. Режиссёр: Юрий Ерёмин — Виктор Чермлени
2007 — «Тутиш» М. Брусникиной по рассказу Алексея Торка «Пенсия» — Зафар
2010 — «Обрыв» пьеса Адольфа Шапиро по роману Гончарова. Режиссёр: Адольф Шапиро — Савелий
2010 — «Яйцо» Фелисьен Марсо. Режиссёр: Магомед Чегер — Доктор, месье Бертулле
2011 — «Шинель» по повести Н. В. Гоголя. Режиссёр: Антон Коваленко — Григорий Петрович, Будочник
2011 — «Письмовник» по роману М. Шишкина. Режиссёр: М. Брусникина — отец Володи
2012 — «Новые страдания юного В.» У. Пленцдорфа. Режиссёр: В. Бархатов – Заремба

Театр п/р О. Табакова:
«Провинциальные анекдоты». Режиссёр: А. Марин — Калошин
«Город». Режиссёр: А. Назаров — Отец
2012 — «Не все коту масленица» по пьесе А. Н. Островского. Режиссёр: Авангард Леонтьев — Ермил Зотыч Ахов

фрагменты: «Спешите делать добро». Отрывок

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Байки под огурец
  • Знаменитый актер Валерий Хлевинский обосновался под Мытищами.

    Где лучше всего ловить артиста в том особом расслабленном состоянии, когда душа просит поговорить и для этого найдутся и темы и время? Конечно же, в святая святых — на его даче. Особенно если оказаться в гостях у такого артиста, как Валерий Хлевинский (Авдотьин в «Большой перемене», Антон Савельев в «Вечном зове», Валентин в «Следствие ведут Знатоки. Ответный удар»). Актера МХТ имени Чехова («Последняя жертва», «Белая гвардия»), а также великолепного рассказчика, травящего байки с редким смаком и морем обаяния. Итак, берем курс на северо-восток, прямиком за Мытищи...

    ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ ВИДИТ ГОСТЯ НАСКВОЗЬ

    В дачном архиве актера хранится уникальное фото: на Красной площади стоят Хрущев и Фидель Кастро в шапке-ушанке, а сзади — подтянутый молодец Валерий Хлевинский. И это не эпизод киносъемки, а самая что ни на есть настоящая армейская служба будущего артиста в роте почетного караула. По собственному признанию, взяли его на службу за рост и выдающуюся мужественную челюсть.

    — А ту ушанку Фиделю, или, как мы шутили, Феде Кострову, подарили мурманские моряки с подводной лодки, — говорит актер. — И вот он в ней красовался, хотя было уже тепло. То ли первое, то ли девятое мая. Знаешь, я до сих пор помню наш телефон — Ж20248, по которому можно было позвонить в почетный караул.

    — А непротокольные ситуации бывали?

    — Да сколько угодно. Лето, жара. Очередная встреча на высшем уровне. Напротив выстроенного почетного караула стоит дипкорпус. Хрущев приехал как был — прямо с дачи, в соломенной шляпе, в летней обуви, носки у него приспущены. Как будто только что в земле ковырялся. Мы — развернутые, красивые, застыли в ожидании. И вдруг идет женщина: молодая, в платье, которое ее облегает ну просто всю — так, что видно и трусики, и все остальное. И мы, 18-летние, все подлые сто двадцать рыл сосредоточились там: мы такого еще никогда не видели, еще не было таких журналов в Советском Союзе. И она почувствовала наши взгляды. Вначале стала прикрываться сумочкой, а потом и вовсе смущенно ретировалась во второй ряд.

    КУЗЯ, ОХОТНИК НА СТРЕКОЗ

    По дачной лужайке прогуливается кот Кузя в шлейке. Несколько лет назад маленьким котенком он был подобран в темном московском дворе во время сильного дождя, и теперь каждое лето съезжает со своей столичной квартиры на природу. Кузину свободу ограничивает длинный поводок, привязанный к дереву. Выпустить его гулять «самого по себе» хозяева не рискуют: дачные дороги небезопасны.

    — Аленка (жена. — «МК») роз тут понасажала, и в прошлую прогулку Кузя все цветы посрезал своим поводком. Поэтому теперь мы ему с другой стороны сада место отвели. Вчера устроил охоту — стрекоза прилетела. Слава богу, стрекозы летать начали — значит, природа еще живая. А однажды Кузя белку на яблоне выслеживал. Белочка у нас знаете где живет? Вон старый скворечник на сухой сосне — она бельчаточек там выводила. А потом по забору перетаскивала их в зубах за дорогу, к лесу.

    — А вам кто ближе — кошки или собаки?

    — Я бы все-таки собаку завел. До Кузи у нас жил американский кокер-спаниель Джерик, и по многим признакам видно, что его душа переселилась в Кузю. Кот так же обожает вареную картошку со свеклой, как когда-то Джерик. Приносит нам тапки и проявляет интерес к собакам.

    — Кузя вашу жизнь как-то режиссирует по-своему?

    — У него своя жизнь. Иногда, когда чужие коты к дому подходят, вдруг смотрю: по комнатам несется Кузя от одного окна к другому! Значит, уследил кого-то. А в обычной жизни Кузя достаточно деликатен. Вот сегодня он пришел за мной в комнату и по креслу начал так лапой царапать. Я даже не говорил ничего, просто посмотрел на него и продолжил заниматься своим делом. И Кузя спокойно ушел и на окошко сел.

    МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД ГАЛИНЫ ВОЛЧЕК

    В бытность свою в «Современнике» в театральных капустниках артист Хлевинский регулярно изображал худрука, Галину Волчек. Получалось очень выразительно и правдоподобно. Настолько, что однажды случился казус. В газете «Аргументы и факты» по случаю какого-то юбилея Галины Борисовны напечатали ее фотографию. В редакции что-то напутали, и можно только догадываться о чувствах героев этой истории, когда вместо фото Волчек рядом с поздравительной статьей на полном серьезе вдруг появилось изображение... Хлевинского в гриме!

    АРТИСТ, НЕ СТОЙ ПОД СТРЕЛОЙ!

    У хорошего артиста все роли не похожи друг на друга. Но у Хлевинского была одна особая, незабываемая роль в «Табакерке» — когда по нескольку раз в месяц в спектакле «Две стрелы» в его героя стреляли из настоящего лука. И тут, как у саперов, ошибиться можно лишь однажды. По театральной легенде, как-то раз лучник пришел пьяным. Слава богу, что, невзирая на крики «я же профессионал, не промахнусь!», ему просто не дали выпустить стрелу в артиста.

    — Валерий Михайлович, как же вы согласились на такое? Страшно же, наверное, было?

    — Да нет, и потом внимание другим занято в это время. А тот парень профессионал был. Он выпускал стрелу из кулис, а я вставал так, чтобы оставить ему место для выстрела. И никакой бутафории: все пролетало так хорошо! Лук был у него такой шикарный. А как он натягивал тетиву!.. Ощущение классное!

    — Но нервишки щекотало?

    — Ну конечно, все равно было немножечко мандража. Но и хорошо тоже было...

    ГЕНЕРАЛ, ПАРЛЕ ВУ ФРАНСЕ?

    — А есть такая традиция в театре — молодых проверять?

    — Когда я был принят в «Современник», шел спектакль «Большевики». Я играл заместителя комполка, и Игорь Владимирович Кваша, весь такой свободный, все просил меня, чтобы я неприлично исковеркал фамилию своего персонажа. Я отнекивался: «Ну что вы, Игорь Владимирович...». Но потом освоился. У меня был длинный эмоциональный монолог, в котором мой герой рассказывал про увиденное покушение на Ленина. И я вам сейчас покажу, что я сделал. На пустой сцене — стол, стул, и весь совнарком стоит. Спрятаться негде. И я им все это, как всегда, рассказываю: «И толпа вся в разные стороны, и вот тут я увидел товарища Ленина, он вот так лежал, лицом к земле...» (Тут Хлевинский неожиданно бросается в дачный газон и, как раненая перепелка, картинно замирает лицом вниз. — «МК»). И что тут делается: нарком отворачивается и отступает от зала, «грустя» и содрогаясь всем телом, а следом за ним — все остальные. Расколол!

    Когда мы играли «Дни Турбиных», случалось так, что Шервинский меня как-то сторонился на сцене. А я начинал дожимать, вокруг него ходить: «Что вы глаза отводите? Вам что, плохо?».

    — То есть раскалываете коллег c серьезным видом?

    — Вот еще в «Белой гвардии» есть сцена с генералом фон Шраттом и гетманом всея Украины. Шратт (Вячеслав Жолобов) входит и начинает говорить по-немецки. Я тоже произношу свой текст. Однажды в конце я неожиданно добавил: «Ферштейн?». И вдруг Славка отвечает по-французски: «Уи!». Я радуюсь: «О, парле ву франсе?» («Вы говорите по-французски?» — «МК»). И вижу, как он медленно отворачивается и отступает от зала...

    ПОЛЕТ НА «ПАЗИКЕ» БЕЗ СТРАХОВКИ

    — Жуткая история случилась со мной на съемках «Вечного зова». В Башкирии снимали революцию. Сначала отсняли меня на скале, а потом стали снимать Вадика Спиридонова (Федора) с шашкой. Если помнишь, ему шашку между ребер вставляли, кровь пускали. Я сел в наш «пазик», стал читать какую-то книжку. Никуда же не денешься, смена идет, надо пережидать. Рядом обрыв и река внизу. Костюмерша пошла собирать травы на зиму — все же экологически чистое, заводов нет. Я еще попросил: «Может, и для меня соберете?». Вдруг у «пазика» заводится движок. Водитель, башкир Федя, сел за руль. «Федь, куда?» — «Да отвезу компрессор, колеса надо подкачать». И он начал сдавать — спокойно, не на скорости. Я читаю-читаю, потом смотрю — обрыв-то уже рядом. Встал, а заднее колесо уже почти над обрывом! Я только обернулся сказать: «Федя, руль-то выверни, а то мы сейчас все перевернемся». Смотрю, а Федя уже выпрыгнул из кабины. И — хорошо, что не на скорости — я пошел вниз вместе с автобусом... Все видел, как в замедленной съемке. Была даже мысль через окно вылезти, но Господь уберег. И я, как белка в колесе, стал вращаться. На песке около воды «пазик» кверху колесами остановился. Слышу «бултых-тух-тук» — что-то потекло. Насмотревшись фильмов, думаю: только бы не загорелось! И вылезаю через окошечко. Какой ужас был на лицах у нашей группы, когда они это увидели! И ведь незадолго до этого Урбанский разбился, тоже где-то там, в барханах...

    — А что башкир?

    — Да про него все уже забыли. Все спрашивают, что случилось, щупают мои руки-ноги. А у меня, действительно, ничего. Сам не пойму. В общем, все досняли и поехали на следующую съемку...

    ЭТО ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ...

    Лет десять Хлевинского уговаривали преподавать актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. Он долго сопротивлялся: «Да что вы, да как это: я — и буду учить...». В конце концов пошел, но с условием, что первые полгода будет работать бесплатно. Если что-то получится, то останется, а нет — так нет. С тех пор прошло уже много лет, и стены дачного мини-музея завешаны афишами дипломных спектаклей мхатовских «детей» Хлевинского.

    — Студенты похожи на вас в юности или совсем другие?

    — Да мы все похожи! Вот только компьютер у них появился. Я-то до сих пор не понимаю в современной технике ничего.

    — А что вы своим ребятам говорите про актерскую профессию?

    — Ну что говорю? То, что в свое время сказал Урбанский, когда я только учился. Тогда только вышло «Чистое небо» с его знаменитым монологом. Я его просто обожал. И как раз устроили творческую встречу с Урбанским. Мы, студенты, подошли к нему после встречи. И он произнес: «Ребят, вы — в артисты? Не ходите. Это ТАКАЯ профессия...». И действительно, это только кажется, что артист живет припеваючи... Нелегкая она... Хотя в каждой профессии есть свои плюсы и минусы.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ОГУРЦА

    Здесь, на даче, даже огурцы кажутся вкуснее, чем обычно. Ими мы и хрустим, сидя за длинным столом у бани. Огурцы эти имеют свой особый смысл. Куплены они лично народным артистом на ближайшей станции электрички по случаю Международного праздника огурца. Судя по основательному виду актера, толк в еде он знает.

    — Помню, как после окончания седьмого класса мы с одноклассниками поехали в какую-то деревню — поработать. Всех нас, девчонок и мальчишек, поселили в какой-то избе, там мы и столовались. Хозяйка наварила большую кастрюлю потрясающей картошки с мясом. Мясо свежее, парное. И вот мы сидим за столом, уже начали есть эту вкуснятину, как с потолка — дрынь! — в кастрюлю падает большой таракан. Девчонки — ой! ах! — и разбежались. А мы с приятелем выбросили таракана и принялись за картошку. Ох уж мы тогда поели!

    В этот момент начинает моросить дождь. Деревянная пергола, увитая декоративным виноградом, где только что шумно фотографировались дачные обитатели, дала течь и опустела. С нагулявшегося Кузи сняли шлейку и унесли в дом.

    Мария Костюкевич

    Московский Комсомолец № 25997 от 25 июля 2012

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение