Николай Мохов фотография

Мохов Николай Павлович

28.10.1928 - 28.06.2020

биография

28 октября 1928, Ржев, Тверская губерния - 28 июня 2020

Заслуженный артист РСФСР (3.08.1987).
Народный артист России (31.08.1998).

В 1960 году окончил школу-студию МХАТ, ученик П. Массальского, А. Тарасовой, А. Степановой.

Работал в Красноярском и Хабаровском краевых театрах драмы.
В 1960-е актер Челябинского театра драмы им. Цвиллинга.
В 1964 году актер Николаевского русского театра драмы.
В 1967 актер Саратовского драмтеатра.
Играл в Рижском и Ереванском академических русских драматических театрах.

В 1981—1998 годах работал в Томском драматическом театре.
Создатель и директор Томского камерного драматического театра.

театральные работы

Гамлет - «Гамлет» Шекспира
Отелло - «Отелло» Шекспира
Король Лир - «Король Лир» Шекспира
Борис Годунов - «Борис Годунов» А. Пушкина
Несчастливцев - «Лес» А. Островского
Лука - «На дне» М. Горького
Мольер - «Кабала святош» М. Булгакова
Александр - «Рого­носец» Ива Жамиака
Кузьмич - «Жених-Бесприданник» Л. Раз­умовской
Изольд - «Я честно вас любил… за ваши деньги»
«Я стою у ресторана, замуж поздно, сдох­нуть рано»

Постановка
«Прощание в июне» А. Вампилов (1968, Челябинский ТЮЗ)

призы и награды

Почётная грамота Государственной Думы Томской области (2003).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Осеннее крещение народного артиста Николая Мохова
  • Еще в белорусской бедной деревушке на покосившейся клубной сцене, ни разу не увидев настоящего живого театра, Коля с одноклассниками и ребятами повзрослее ставил спектакли, даже и не зная, что существует такая профессия - режиссер. А потом долгая служба в армии на границе в Выборге, где он побывал первый раз в профессиональном театре. Ему опять повезло - это был спектакль Ленинградского БДТ. Около четырех лет солдат Мохов охранял границу, руководил армейской художественной самодеятельностью и готовился к поступлению в ГИТИС на режиссерское отделение. И поступил бы, потому что все экзамены были сданы прекрасно. Но мэтр советской режиссуры Николай Охлопков, который тогда набирал курс в ГИТИСе, усомнился в актерском таланте абитуриента:

    - Если ты не артист, то и хорошего режиссера из тебя не получится.

    Когда не удалась и третья попытка поступления в театральный институт на режиссерский факультет, уже из чистой вредности решил проверить свои артистические способности на вступительных экзаменах в Школу-студию МХАТ. Поскольку эта была почти авантюрная затея, ведь артистом он не собирался быть, читал прозу, стихи, монологи без волнения, легко, азартно и вдохновенно, не боясь быть не принятым. Увидев свою фамилию в списках зачисленных, не удивился: он-то знал, что тезка Охлопков ошибается насчет его актерских способностей. И действительно, пройдет с десяток лет, и главный режиссер театра им. Маяковского Н.П. Охлопков пригласит его на роль Гамлета в свою знаменитую труппу...

    На курсе, которым руководил патриарх русской сцены, ученик Станиславского П.В. Массальский, учились вместе с Моховым Владимир Высоцкий, Георгий Епифанцев, Валентин Никулин и многие другие студийцы, впоследствии ставшие знаменитыми артистами. Все они были потом распределены в московские и ленинградские театры. Николай Мохов получил приглашения в ЦДСА и театр им.Пушкина, но решил ехать в провинцию, куда был приглашен сразу в качестве ведущего актера театра.

    Красноярский краевой театр только из столицы казался провинцией, на периферии же он был одним из ведущих театров России. Сюда-то и был приглашен молодой Мохов сразу на главную роль в шекспировском "Гамлете". Сказать, что дебют был удачным, значит почти ничего не сказать, в первой же роли он заявил о себе как об артисте яркого трагического дарования.

    Этой осенью исполнилось 45 лет с первого выхода на профессиональную сцену Николая Мохова. В семи крупных городах Советского Союза поработал он за эти годы, в том числе Рижском, Ереванском академических русских драматических театрах, и вот уже 16 лет - здесь, в Томске.

    Главная черта Мохова: он никогда не умел - и не умеет -жить двойным сознанием, не только сам, но и его герои. Люди, сыгранные Николаем Павловичем, сложны, но и открыты. Сила их существования - полная внутренняя свобода. Они умеют никого не слушаться, никому не подчиняться, умеют поступать так, как находят нужным, и не всегда считаются со здравым смыслом. С ними не просто, как и с самим Моховым. Он не дипломат и терпеть не может житейской дипломатии, оставаясь максималистом. Таковы и его последние шекспировские герои: Лир и Отелло, не понимающие и не принимающие интриг. Они не умеют приспосабливаться, приноравливаться, они наивны, чисты, и в этом драматизм их существования, как подчас драматична жизнь их исполнителя. Об Отелло Мохов говорит:

    - Отелло не убил бы Дездемону, простил даже измену, полюби она другого. Но мой герой душит не женщину, а порок, разврат... Я очень много и долго думал об Отелло, в период подготовки спектакля и потом, после премьеры... Так глубоко запустил его к себе в душу... На одном из спектаклей в самом конце потерял сознание, это организм как бы защищался. Когда очнулся, увидел, с каким страхом смотрят на меня партнеры.

    Николай Павлович не подыгрывает своим героям, а живет вместе с ними. Создается впечатление, что каждая роль, каждый образ как бы зарождаются в нем, слова "вошел в роль", обычные для любого актера, ему не подходят:не он идет к роли, а роль к нему. Он играет - через себя, через свой нравственный кругозор. Ему не нужен грим, он почти всегда оставляет свое собственное лицо, даже мавр у него не черен. У Мохова неповторимый, редкий по тембру голос, на театре почти не осталось таких голосов: низкий, волнующий баритон. Ему совершенно не присуща провинциальная вторичность - об этом писали и пишут многие, в том числе и столичные критики, это подмечают и завзятые театралы. Есть в нем та подлинность высокого существования на сцене, которая всегда отличает большого Мастера.

    О таких, как Николай Мохов, говорят: "Он может все!" В ролях социального плана всегда видна личная позиция актера, его неуспокоенность и боль. В характерных и комедийных ролях он необычайно заразителен, по-детски наивен и трогателен. В ролях романтических поражают возвышенность, чистота и аристократичность. Он может с одинаковой глубиной и блеском быть как Счастливцевым, так и Несчастливцевым. Вместе с тем через всю жизнь он проносит свою сверхзадачу высокой гражданственной позиции. Работая над ролью, он перечитывает массу литературы о драматурге и его произведении. Так, работая над Лукой в спектакле "На дне" Горького, он, пожалуй, один понял поставленную перед труппой задачу режиссером-постановщиком Ф. Григорьяном. Лука Николая Мохова не просто умный и философичный старик, это человек блестящей культуры, высочайшего интеллекта, преподающий окружающим его людям саму жизнь. Согласиться с такой трактовкой образа его убедил не только режиссер, но и знание горьковской литературы и... актерское любопытство. Да, он пытлив и любопытен, наверное, поэтому в свое время вернулся в Красноярский театр, где в самом начале актерского пути успешно проработал несколько сезонов. Вернулся потому, что пригласили на роль Бориса Годунова.

    И была снова осень, пора, которая так мила ему. Среди актеров существует примета: нельзя возвращаться на старое место, особенно, где уже было хорошо. Николай Павлович не пошел на поводу у суеверия и был за это вознагражден. Здесь он встретил свою последнюю, но самую сильную любовь, которая во многом перевернула всю его жизнь. То был перст судьбы, который в один день как бы столкнул молодую и талантливую актрису Аллу Буханченко и маститого Николая Мохова на подступах к сцене, у доски с распределением ролей. Он сразу же обратил внимание на красивую женщину, не пытавшуюся скрыть радости, что получила главную роль - Илоны в пьесе "Женщины Нискавуори". Она же лишь скользнула взглядом, но заметила, как интересен и статен он. Если Николай Павлович, можно сказать, влюбился с первого взгляда, то ее расположения ему пришлось завоевывать. По окончании сезона они поженились и приехали в Томский театр драмы.

    Вот уже 19 лет творчество народного артиста России Николая Павловича Мохова неразрывно связано с творчеством заслуженной артистки России Аллы Буханченко. Девять лет назад они создали камерный театр, существование которого началось на малой сцене драмтеатра спектаклем по пьесе Э.Радзинского "Я стою у ресторана..." (режиссер А. Буханченко). Спектакль, кстати, не сходит со сцены девять лет и имеет непроходящую популярность. Его герои меняются вместе с исполнителями и зрителями -они взрослеют. Помню премьерный спектакль: задиристая озорная Нина - Буханченко и ловелас Саша - Мохов. Теперь, по истечении многих лет, и образ Нины стал острее, драматичнее, и Саша выглядит более нетерпимым и усталым.

    Камерный театр "Интим" - лебединая песня Николая Павловича Мохова как актера, режиссера и организатора. При художественном руководстве А.Н. Буханченко, он - директор, а дело это для него новое и чрезвычайно трудное. Ведь театр создавался в условиях кризиса культуры в стране и продолжает свое существование уже при экономическом кризисе, когда лопаются, как мыльные пузыри, достаточно крепкие предприятия. Театр же не просто существует, а ЖИВЕТ полнокровно, молодо и профессионально, в чем, несомненно, и заслуга Н. Мохова.

    И все-таки не обойтись без вопроса, который волнует многих поклонников творчества замечательного актера. Не мала ли для него сцена "Интима"?

    - Только здесь, в этом театре я по-настоящему услышал, почувствовал зрителя, только здесь появилась возможность ощутить союзником каждого сидящего в зале, - сказал Николай Павлович на своем осеннем крещендо, когда ему вручали документы о присуждении звания народного артиста России. - Когда человек приходит в театр, то хочет услышать то, до чего сам не может додуматься, или хочет уйти от ситуации, либо увидеть пути ее преодоления. Большая сцена, к сожалению, часто воспринимается залом визуально, и актеру трудно "достучаться" до каждого далеко сидящего "в темном провале" зрителя. Здесь же, на сцене "Интима", я веду доверительный, задушевный, интимный диалог. Сама такая сцена предопределяет искренность, правду. А что может быть лучше правды? Я работал во многих городах и театрах, на разных сценах, мне есть с чем сравнивать...

    При всем его широком даровании он несомненно актер редчайшего трагического амплуа, к сожалению, исчезающего на русской сцене. Он пробился к тайникам души своих героев и своих зрителей. Не только по присвоенному званию, но и по существу всей долгой творческой жизни на театре Николай Мохов - народный артист России!

    Нам остается присоединиться к пожеланиям в адрес Н.П. Мохова, присланным народным артистом России Александром Калягиным от имени Союза театральных деятелей: "Искренне рады вместе с вашими коллегами, друзьями и верными поклонниками-зрителями сказать вам слова самой глубокой признательности и уважения за вашу большую и плодотворную творческую деятельность.

    От всей души желаем вам вечной неуспокоенности истинного Художника, той неистребимой жажды творчества, которая сподвигает к новым поискам и свершениям! И пусть на этом нелегком пути вам сопутствует Удача!"

    Валентина Барская

    "Красное знамя", 31 октября 1998

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение