Константин Заклинский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Константин Заклинский фотографии

Заклинский Константин Евгеньевич

Дата рождения: 25.05.1955

Фильмография: 13 работ в 13 проектах

биография

Родился 28 мая 1955 года в Ленинграде.

Артист балета, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (5.07.1983).

В 1974 году окончил Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой, ученик А.Л. Кумысникова.
С 1974 года - в Академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинском), где исполнял ведущий сольный репертуар.
Много гастролировал за рубежом.
Преподаёт дуэтно-классический танец в Вагановском училище. Балетмейстер-репетитор Мариинского театра.

Жена - народная артистка России Алтынай Асылмуратова (род. 1961).

театральные работы

Зигфрид («Лебединое озеро»)
Дезире и Голубая птица («Спящая красавица»)
Альберт («Жизель»)
Солор («Баядерка»)
Ланкедем и Конрад («Корсар»)
Спартак («Спартак»)
Юноша («Ленинградская симфония»)
Жан де Бриен («Раймонда»)
Феб («Собор Парижской Богоматери»)

призы и награды

Лауреат международных конкурсов балета в Москве (1981) и Токио (1984).

театр

фотографии

публикации

  • Балет Кировского театра 70-х-90-х годов - Константин Заклинский
  • Константина Заклинского до самого ухода его со сцены зрители звали Костей – так уж получилось. По крайней мере, так его звали зрители моего поколения и поколения старшего. Почему? Я могу предполагать, что из-за его характера. Что-то несолидное явно просвечивало сквозь поведение его всевозможных принцев и других представителей аристократии.

    Костю я увидела впервые в далёком 1977 году, на утреннем «Лебедином озере» с Мезенцевой. Краткие впечатления от спектакля описала в посте о Галине Сергеевне. Добавлю только, что Заклинский тогда был совсем ещё молодым и худеньким. Правда, и Мезенцева не отличалась большим весом. В общем, в пару их поставили вполне удачно. До самого ухода Мезенцевой из театра в 1991 году я ходила на эту пару и почти всегда получала настоящее удовольствие. Впрочем, предадимся воспоминаниям…

    Заклинского я видела на протяжении всей его карьеры в самых разных балетах. Танцевал он не только принцев в «Лебедином озере» и «Спящей красавице», рыцаря Жана де Бриена в «Раймонде», графа Альберта в «Жизели», «знатного кшатрию» Солора в "Баядерке", но и вполне демократичных героев «Дон Кихота», «Корсара» - это в классике, Османа в «Асият» на музыку Кажлаева в постановке Виноградова, Спартака в постановке Якобсона, Юношу в «Ленинградской симфонии», Феба в «Соборе Парижской богоматери», Аполлона и безымянного персонажа Темы с вариациями Баланчина… Кстати, в «Спящей» Костя танцевал и Голубую птицу. Эту его работу, а также Жана де Бриена на сцене я не видела, о чём жалею.

    Как танцевал Заклинский? Об этом можно судить, посмотрев записи «Лебединого озера» 1986 года и «Жизели» 1982 года (обе – с Мезенцевой). К сожалению, как я неоднократно уже говорила, эти записи дают очень приблизительное представление о подлинном дуэте Мезенцева-Заклинский. По слухам, дошедшим до меня, на съёмках «Жизели» у Мезенцевой была чуть ли не истерика. Съёмки эти были до её злополучной травмы (разрыва ахилла). Съёмки «Лебединого» - вскоре после выхода балерины на сцену после травмы. Она сначала танцевала «Витязя в тигровой шкуре» - только этот балет, так как там не требуется пальцевая техника. В «Лебедином» вышла буквально на один спектакль (естественно, с Заклинским), и вскоре начались съёмки. Снимали долго и, как это водится, с различными «ляпами». Выход Одетты повторяли несколько раз, потому что «заедала» камера. Часть материала была испорчена… В общем, техника тогда была гораздо примитивнее сегодняшней. К тому же Заклинский уже был женат на Асылмуратовой, которая станцевала «Лебединое» на гастролях в Париже и покорила французов своей красотой. Съёмки заказали именно с Асылмуратовой, но Виноградов здраво рассудил: балерина она красивая, успех имела большой. Вдруг её «переманят» на Запад? Сейчас это кажется смешным, потому что наши солисты танцуют по всему миру, оставаясь солистами Мариинки.

    Короче, утвердили «главного лебедя» Кировского театра Мезенцеву. Очевидно, Заклинскому это не понравилось. Понять его можно; но зачем тогда было соглашаться на съёмки? На некоторых крупных планах, особенно на поклонах, Костя выглядит злым… В общем, судить об этой чудесной паре по двум видеозаписям самых популярных классических спектаклей не стОит. В них нет той свежести чувств, того душевного порыва, который сопровождал выступления этой пары. Кстати, такие овации, какие были на спектаклях Мезенцевой и Заклинского, очень редко сопровождали спектакли других исполнителей, потому что публика очень любила эту пару.

    Но вернёмся к более ранним временам. Благодаря внешним данным, Костю сразу определили «в принцы». Оглядываясь назад, я с удивлением могу отметить, что таких благодарных данных, как у Заклинского, практически ни у кого в труппе больше не было, вплоть до сегодняшнего дня. Хороший рост, пропорциональная фигура, манеры… Лицо мне тоже нравилось, хотя я слышала критику в адрес танцовщика – мол, слишком он простой, слишком часто не улыбается, а ухмыляется. Все эти высказывания, в конце концов, имеют право на существование. Даже как-то прочитала на одном из форумов о реакции французской прессы на начало гастролей Кировского театра во Франции. Было это в начале 80-х годов. Какой-то журналист, якобы, высмеял пару Мезенцева-Заклинский, открывавшую гастроли «Лебединым озером», назвав Заклинского «Иваном-Дураком», а Мезенцеву – «мокрой курицей». Пишу это сознательно, несмотря на мерзость такого рода высказываний, в чей бы адрес они ни произносились. Наверное, что-то не сложилось в том спектакле… Возможно, Костя действительно ухмылялся, а не улыбался, и это вывело критика из себя. Но я не верю в то, что наши лучшие Одетта и Зигфрид выглядели жалко... Что угодно могу предположить, только не это! Слишком часто я их видела в этом балете, чтобы поверить в полный провал этой пары. Но, как это бывает, у некоторых критиков глаза видят то, чего ты не замечаешь...

    Как бы там ни было, эта пара в «Лебедином озере», «Жизели» и «Спящей красавице» была моей самой любимой! Все позы, поддержки, мимические сцены проходили удивительно органично. Я подозревала очень большую взаимную симпатию между этими исполнителями. Вообще, как я слышала, Заклинский даже сделал Мезенцевой предложение (ходили такие слухи среди балетоманов). Но балерина ему отказала, и Заклинский без промедления сделал предложение Асылмуратовой, которая предложение приняла. И это стало началом распада моей самой любимой пары…

    Не слишком изобретательный и оригинальный в классических балетах (принцы – они и есть принцы), Заклинский просто расцвёл в самом спорном «классическом» опусе, идущем в нашем театре до сих пор – в «Корсаре»! Когда пошли слухи о том, что будут ставить нового «Корсара», зрители даже и предположить не могли, что там появится танцующий Ланкедем. В предыдущей версии спектакля Ланкедем не танцевал, и этот герой даже не рассматривался в качестве интересного персонажа. И вдруг – на премьере Ланкедема должен был танцевать «главный принц» театра – Костя Заклинский! Все были заинтригованы. ПризнАюсь, для меня главными персонажами премьеры стали Али - Рузиматов (чуть-чуть впереди, всё-таки) и Ланкедем-Заклинский. Выражение «купаться в роли» - это как раз тот самый случай, про Ланкедема-Заклинского. Костя «оторвался» по полной! Его трусливый, но чертовски обаятельный герой постоянно вызывал улыбку, смешил, заставлял постоянно смотреть именно в его сторону. Заклинский танцевал Ланкедема очень долго, и всегда имел успех. Станцевал он и «заглавного» персонажа – корсара Конрада. Эта роль была более скучной, но у Заклинского и для Конрада нашлись какие-то свои, неповторимые штрихи. Обаяние артиста передалось его герою…

    Из всех «голубых» ролей Заклинского я всё-таки отмечу Альберта в «Жизели». Был он увлечён героиней, безусловно, был… Видела его и с Мезенцевой, и с Асылмуратовой. Этому Альберту лично я сочувствовала.

    Очень нравился мне и его Солор. Костя умел разыгрывать мелодраму в полном смысле этого слова. Он переживал, влюблялся, клялся чуть-чуть с «пережимом», если это можно так сказать. В общем, чувства выдавал как в немом кино – жирными, яркими мазками. Опять-таки, он безумно нравился мне в паре с Мезенцевой-Никией. Очень быстро проходила у них первая картина – обычно самая скучная во всем балете. Любовь у героев была беспредельна! Тем страшнее было Никии Мезенцевой, узнавшей об измене Солора. После таких клятв боги должны были испепелить его! Сам Солор как-то терялся в доме Раджи, становился сам на себя не похожим. Я почему-то ему сочувствовала…

    Когда О.М.Виноградов решил восстановить свой ранний балет «Горянка», зрители отнеслись к этой идее неоднозначно. «Горянка» была, кажется, единственной премьерой оригинального балета, которую станцевала в своё время Г.Т. Комлева (а было это аж в 1968 году). Поклонники Комлевой фыркали, потому что на премьеру выходила Асылмуратова – необычайно красивая, очаровательная танцовщица; но в техническом отношении она была слабовата… С другой стороны, в репертуаре театра давно не было чего-нибудь «свеженького». Лично я была зла на худрука, который поспособствовал травме Мезенцевой (травма случилась на репетиции «Горянки»). В итоге спектакль восстановили, убрав многие сложности (опять-таки, со слов поклонников Комлевой). Ну, не потянула бы Алтынай тот «текст», который был нипочём техничной Комлевой! Да и название изменили – на «Асият». Лично мне всё время хотелось назвать балет «Алтынай». Асылмуратова была в нём очень хороша! Заклинскому досталась «отрицательная» роль – Османа, за которого Асият выдали замуж. А она хотела в город – учиться… Героиня убегала чуть ли не в первую брачную ночь (подробностей не помню). В городе, в университете, она встречала Юношу (Рузиматова). Между молодыми людьми возникала глубокая симпатия. Но Осман просто не мог оставить всё так, как получилось – иначе бы его просто не поняли родственники и односельчане. Он приезжал в город, находил Асият и умолял её вернуться домой. Но девушка уже почувствовала свободу; и она полюбила другого… В общем, Осман убивал героиню – так велели ему законы предков.

    Заклинский очень понравился мне в этой роли. Его герой проходил сложный путь – от самоуверенного «первого парня на деревне» до растерянного и потерявшего всякий гонор невольного убийцы.

    Ещё я бы отметила роль Феба в «Соборе Парижской богоматери». От Кости нельзя было глаз отвести! Наглый, самовлюблённый, порочный, но такой обаятельный! Дамы, сидевшие в зрительном зале, невольно вздыхали – как это часто бывает, красавчик оказывался негодяем…

    Хочу вспомнить ещё одну премьеру, явно не принёсшую Заклинскому славы. Речь идёт о первом исполнении «Темы с вариациями» в 1989 году. Сколько было шуму, когда театр заявил о намерениях поставить два балета Баланчина! Зрители гадали, что да как. В итоге, когда я попала на «прогон» спектакля (по «балетному» абонементу), впечатления не оправдали ожиданий. После второго-третьего просмотра балеты «Шотландская симфония» и «Тема с вариациями» стали нравиться. Я отметила необычность танцевальных комбинаций, работу стоп всех исполнителей (увы, не безупречную, но очень необычную), причудливость поддержек. Заклинский вместе с Асылмуратовой танцевали премьеру «Темы». Увы, в бессюжетном балете Косте было явно скучно… Техника у него всегда была крепкой, но и только. Блистать техническими сложностями он просто не мог, в силу собственного умения (или неумения – это как посмотреть). Когда на премьере он стал танцевать вариацию, моя знакомая с чувством раздражения сказала: «Заклинский - халтурщик!» И она была права…

    Гораздо интереснее он станцевал Аполлона. Прекрасное сложение давало возможность Заклинскому просто покрасоваться, в конце концов! Врождённое чувство юмора придало спектаклю какую-то несерьёзность, которой мне часто не хватает, когда я смотрю этот балет в наши дни.

    Все, кто говорит о Заклинском-танцовщике, отмечают его комический дар. Ну, так Бог распорядился: дар комика он вложил в тело Аполлона! На этого танцовщика надо было ставить комические спектакли. Но кто будет этим заниматься в советском репертуарном театре? Кому это вообще надо? Вопрос риторический… На склоне жизни, году в 1974м-75м, Леонид Якобсон поставил для Комлевой миниатюру «Ковбои». В партнёры выбрали молоденького Заклинского. Парочка в джинсах и ковбойских шляпах ссорилась, мирилась, дралась, стреляла из пистолетов… Эта миниатюра снята на телевидении, и этот факт можно назвать большой удачей! Оба исполнителя там безумно хороши.

    Молодой Дмитрий Брянцев поставил на Заклинского и Чистякову миниатюру «Старая фотография» (увы, я её не видела), а в 1979 году пригласил Костю на съёмки фильма «Галатея» с Максимовой и Лиепой. До сих пор я люблю этот фильм-балет больше всех других фильмов-балетов (включая другие фильмы Брянцева). Заклинский вместе с С. Федяниным изображает дружков Альфреда Дулиттла (В. Гуляев). Небольшой эпизод – но такой интересный!

    Костя был самым главным зачинщиком всех «капустников» балетной труппы. Его шуточки и «приколы» у зрителей (по сути – товарищей по работе) вызывали колики в животе от смеха… Как говорили его партнёрши, танцевать с ним было интересно, потому что во время спектакля Заклинский мог изменить мизансцену, и тем самым придать сюжету совсем другое направление. В фильме «Фуэте» он играет премьера Климова (партнёра героини Е. Максимовой - Князевой). По тому, что вытворяет за кулисами его герой, можно судить о самом Заклинском. По крайней мере, так говорили очень многие артисты и репетиторы, комментировавшие этот фильм.

    Комическим персонажем Заклинского можно назвать ещё его Базиля. Только комизм этот был не «дурашливый», а очень светлый и добрый. Костя был невероятно, фантастически хорош в этой партии, особенно когда был в ударе. Помню два его феерических спектакля – с Кунаковой и Тереховой. Партнёром он был надёжным, и все поддержки и «рыбки» исполнял играючи. Коронный трюк – поддержка на одной руке (в первом акте), когда героиня просит вернуть её «на землю», а герой качает головой и продолжает её держать, всегда проходил «на ура». Этот Базиль был полон жизни, любви, оптимизма… И он был чисто внешне очень красив!

    В мемуарах О.М. Виноградова можно прочитать мнение балетмейстера о Заклинском. Виноградов считает, что Заклинский мог вырасти в очень большого артиста балета. Но не вырос… Вроде бы всё было ему дано. Что помешало? Наверное, типично русская лень. Работать надо было больше – вот и весь секрет! Техника у Заклинского, как я уже писала, была крепкой. Но ничего выдающегося ждать от Кости не приходилось.

    Еще немного слов о Заклинском. Я очень любила его в паре с Мезенцевой. Вообще, слышала от некоторых знакомых по театру, что для них балет начался именно с этой пары. Именно они, проживая жизнь своих героев, открыли многим зрителям мир настоящих чувств, которые так редко встречались и встречаются в балетном театре. Когда эта пара распалась, и Заклинский чаще стал танцевать с женой – Асылмуратовой, лично я потеряла две любимые пары, и ни одной не приобрела. Вторая «потерянная» пара – Асылмуратова-Рузиматов. Не буду распространяться об этих исполнителях. Сейчас речь идёт не о них. Я – самый обыкновенный, а значит, очень эгоистичный зритель. Мне подавай то, что мне нравится! А пара Асылмуратова-Заклинский оставляла меня равнодушной – увы… Конечно, иногда Заклинский танцевал с Мезенцевой, а Асылмуратова - с Рузиматовым, но всё же чаще они старались танцевать вместе.

    Правда, лишь раз я усомнилась в своей оценке этой пары. На 70-летнем юбилее О.Н.Моисеевой они меня покорили фрагментом балета Р.Пети «Леопард». Алтынай вернулась из Марселя, где танцевала по приглашению балетмейстера в его труппе. Очевидно, она танцевала там и этот балет. Впечатления были очень сильными! Мужчина и женщина выясняли отношения, и это было необычайно интересно смотреть…

    Константин Заклинский – лауреат международных конкурсов. С Т.Тереховой он завоевал «золото» на конкурсе в Осаке. Но до этого он танцевал в паре с А.Кушнерёвой из Киева на конкурсе в Москве и получил 3-ю премию. Кушнерёва получила вторую премию, если не ошибаюсь. Мне понравился их дуэт из «Собора Парижской богоматери», в котором Костя танцевал Квазимодо.

    Закругляюсь. Свои воспоминания я пишу об артистах, которых любила или которым симпатизировала. Костю Заклинского я любила – за его актёрский дар, за его партнёрские качества; наконец, любила за то, что он был многолетним партнёром моей любимой балерины Мезенцевой. Ушёл он со сцены, как говорят, чуть ли не на носилках – получил травму на «Раймонде», которую танцевал с Махалиной. Работает сейчас с танцовщиками Мариинки. У них с Алтынай растёт дочка. По-моему, это – тоже достижение!

    ivlae

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение