Актёр драматического театра и кино Владимир Владимирович Борисов родился 3 марта 1948 года в Москве. Его родители из старинных столичных фамилий, среди представителей которых были крупные торговцы, финансисты, инженеры. Профессиональных актеров в роду Борисовых не было, только актеры-любители. Владимир начал трудится с 16 лет, окончил вечернюю школу до службы в армии, одно время работал в бронетанковой академии. В 1970 г. поступил в Театральное училище им. Щепкина при Академическом Малом театре на курс нар. артиста СССР М.И.Царева. В театральное училище он попал случайно: без ведома родителей, без предварительной подготовки пришел на вступительные экзамены и покорил приемную комиссию. Творческая биография Борисова началась с кинематографа. Еще будучи студентом он получил приглашение на роль Семёна Савельева в многосерийном фильме В. Краснопольского и В. Ускова «Вечный зов». Затем последовали съемки в фильмах «Емельян Пугачев», «На исходе лета», «Хлеб, золото, наган», где В. Борисов сыграл главные роли.
В 1974 г. молодой выпускник театрального училища был приглашен П.Л.Монастырским в труппу Куйбышевского театра драмы, считавшемуся в те годы одним из лучших театральных коллективов страны. Роли, сыгранные актером уже в первом театральном сезоне, принесли ему успех и признание самарской публики.
Перечень ролей, сыгранных Борисовым на самарских подмостках, чрезвычайно обширен. Это Тимоша Непряхин из «Золотой кареты» Л. Леонова - звёздная роль молодого артиста, принесшая ему звание лауреата Государственной премии России в 28 лет. Затем были неувядаемый Левша в двух сценических интерпретациях незатейливой комедии Б. Рацера и В. Константинова, - персонаж, окончательно и бесповоротно сделавший Борисова всеобщим любимцем, Хлестаков, Миляга в «Чонкине» В. Войновича, Беркутов в «Волках и овцах», Алёша в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского, Эдмонд в «Крошке» Ж. Летраза. Диапазон артиста чрезвычайно широк: его довелось видеть в классическом и современном репертуаре театра, в драме, комедии и мюзикле.
Владимир Владимирович женат и очень счастлив в семейной жизни. Его жена, Нина Васильевна, работает в одной из туристических фирм. Сын Владимир - выпускник экономического факультета университета Наяновой. В свободное время предпочитает жизнь с семьей за городом, рыбалку, лыжные прогулки с друзьями.
– Я восхищен Владимиром Борисовым. Актеров его масштаба в России немного. Меня удивляет, как легко он входит в ситуацию, как меняется, как глубоко все понимает. По-моему, он может сыграть все!
Автор этих слов, режиссер Дмитрий Астрахан, перевидал немало «звезд» театра и кино. Владимир Борисов не из их числа. Он мало говорит, много делает, еще больше умеет (в том числе руками) и, наверное, поэтому, действительно, «может сыграть все». Ведь только так на Руси «провинциалы» прорубали себе
«окно в Европу», то есть в «дорогую мою столицу, золотую мою Москву».
С Борисовым все наоборот.
Лицо и гордость Куйбышевского (Самарского) государственного академического театра драмы имени М. Горького, он родился в Москве и в юности даже не думал о сцене. Как пели тогда: «Молодым везде у нас дорога». Дорог много.
Какою вот пойти?
До армии он уже много чего освоил. Не отсюда ли столь точное попадание в образ «Левши»? А, отслужив, пошел в Щепкинское училище, откуда вышел «царевичем» – окончил курс самого Михаила Царева!
Еще во время учебы белокурым красавцем заинтересовались Валерий Усков и Владимир Краснопольский, создатели «самого народного» сериала Советского Союза. Так студент Борисов зазвучал в «Вечном зове».
После роли Семена Савельева актера узнавали, на него бы точно «ходили в кино», особенно поклонницы. Замаячила карьера «звезды экрана».
Однако молодой выпускник «Щепки» выбрал Куйбышев, где был первоклассный театр великого режиссера Монастырского. Этому театру он верен вот уже 42 года.
На волне обаяния магией кино популярный актер еще не раз «попал в десятку»: фильмы «На исходе лета», «На таежных ветрах», «Хлеб, золото, наган», «Емельян Пугачев»…
Но скоро предложения стали дежурными, а предложенные характеры – ходульными. Типаж высокого блондина, «истинного арийца» Борисова не устраивал. Его притягивали образы живые, полные эмоций и страстей.
Сегодня, вспоминая то кино, он чуточку грустит:
– Что-то мы все-таки утеряли. Есть ностальгия – не столько по тому времени, сколько по фильмам, которые снимали. Фильмам о доброте, о жизни.
Но это в редких паузах между спектаклями, где Владимир Владимирович буквально воспаряет к вершинам духа и правды.
Состояние полета – счастье для артиста, чьи соавторы Гоголь (Хлестаков в «Ревизоре») и Леонов (Непряхин в «Золотой карете», Государственная премия РСФСР), Лесков («Левша») и Достоевский (Князь в «Униженных и оскорбленных»)…
А условие одно: коль нужен хладнокровный конструктивный интеллект, – вот вам, возьмите! Но завтра дайте уже мне испепеляющий распад души!
Сегодня на счету Владимира Борисова порядка пятидесяти театральных ролей.
Чаша, которая перевесит полдюжины заметных киноработ.
Хотя всё относительно: десятки миллионов зрителей на постсоветском пространстве до сих пор любят и помнят актера Владимира Борисова, как киношного
Семёна Савельева из не дряхлеющего, потому как «Вечного зова». И сетуют, что в кино не использовали и десятой доли его масштабного потенциала.
А вот актер не жалеет ни о чем, потому что для Самарской драмы он «наше всё» (и дальше по Астрахану).
И для него Самара тоже Всё. Даже больше, потому что без города на Волге не было бы в его жизни самых дорогих людей – жены Нины и сына Володьки.
Такая вот судьба самарская.
Владимир Плотников. "Самарские тайны российского кино", Самара, 2016.